UA / RU
Поддержать ZN.ua

Форсирование «Укрречфлота». Одной из групп акционеров удалось сменить менеджмент ведущего украинского водного перевозчика

В начале недели правление, а потом наблюдательный совет «Укрречфлота» сменили руководство компании...

Автор: Николай Мартынов

В начале недели правление, а потом наблюдательный совет «Укрречфлота» сменили руководство компании. А несколькими днями ранее, 17 августа, представители Государственной исполнительной службы в сопровождении сотрудников милиции вручили президенту АСК «Укрречфлот» Павлу Подлесному и вице-президенту Михаилу Антипенко уведомление об их отстранении от руководства компанией в связи с расследованием законности осуществленных ими ранее операций с акциями «Укрречфлота».

Исполняющим обязанности президента компании назначен ее нынешний коммерческий директор Михаил Чубай. Он заверил акцио­неров, что «Укрречфлот» продолжает работать в обычном режиме. Эксперты прогнозируют, что на собрании акционеров, запланированном на ноябрь этого года, Чубай будет назначен президентом компании.

Основанием для смещения руководителей компании стало уголовное дело по фактам обмена акций АСК «Укрречфлот» на акции других компаний в 2003—2005 годах. Три недели назад ГКЦБФР тоже объявила о нарушениях законодательства о ценных бумагах и хозяйственных обществах при проведении этих сделок. Кроме того, в июле американская компания Nextwort Investment, один из акционеров судоходной компании, направила обращение в Генеральную прокуратуру Украины, в котором просила расследовать факты передачи на баланс кипрской «Укршиппинг Лимитед» судов, построенных АСК «Укрречфлот» на заемные средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В апреле компания безуспешно пыталась поднять этот вопрос на собрании акционеров. По мнению Nextwort Investment, передача «укрречфлотовских» судов под иностранный флаг может являться одной из схем ухода от налогообложения и вывода активов «Укрречфлота» на офшорные компании.

Уголовное дело по данным фактам с переменным успехом расследуется еще с 2005 года. При этом Генпрокуратура дважды закрывала его. В 2006 году ГП нашла нарушения в оформлении документов о возбуждении уголовного дела, заведенного Днепропетровской облпрокуратурой. В 2007 году дело было закрыто ввиду отсутствия состава преступления. Чтобы возобновить расследование, потребовалось обращение американской компании в суд...

14 мая Печерский районный суд обязал Генпрокуратуру возобновить расследование. В решении суда говорилось: «На момент возбуждения уголовного дела у следователя были достаточные основания считать имеющимися в наличии признаки преступления, предусмотренные ст. 191 ч.5 УК Украины… Вынесенное постановление о закрытии дела является необоснованным, преждевременным и препятствующим установлению истины по делу».

Это решение было оспорено в Апелляционном суде Киева. Но 22 июня он отклонил апелляцию Генеральной прокуратуры Украины и оставил в силе решение Печерского райсуда столицы от 14 мая о возобновлении ГПУ расследования незаконного вывода активов акционерной судоходной компании (АСК) «Укрречфлот» ее должностными лицами. Согласно решению, Генпрокуратура «обязана исполнить указания суда первой инстанции в полном объеме и установить истину в отношении злоупотреблений со стороны должностных лиц АСК «Укрречфлот». Руководители «Укрречфлота» выражали намерение обратиться с кассационной жалобой в Верховный суд, однако теперь им придется оспаривать в судах свое увольнение.

Напомним: 7 февраля народный депутат от Компартии Алла Александровская обнародовала документы, компрометирующие президента компании Павла Подлесного и его заместителя Михаила Антипенко. Она рассказала, что в 2003—2005 годах топ-менеджеры АСК провели серию операций с акциями «Укрречфлота», обменяв их на акции трех предприятий — ОАО «Энергопромторгресурсы», ОАО «Житомирский завод «Авто­запчасть», ОАО «Каховский завод электросварочного оборудования». По утверждению нардепа, все эти фирмы находились в состоянии, близком к банкротству.

Как уже писало «ЗН» (см. №5 от 11 февраля 2006 года), в 2003 году были заключены договора об обмене 1,9% и 2,1% акций «Укрречфлота» на 1,5-процентный пакет акций ОАО «Житомирский завод «Автозапчасть». При этом ценные бумаги «Автозапчасти» были оценены в 8,5 гривни за штуку. Двумя годами раньше они котировались по 3 коп. за штуку. Всего через год после этого собрание акционеров ОАО «Житомирский завод «Автозапчасть» приняло решение о ликвидации предприятия.

Через два года, в мае 2005-го, ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» решил обменять 4,5% акций «Укрречфлота» на 0,8% ОАО «Каховский завод электросварочного оборудования». Пакет был выменян у ЗАО «Инвест-Транс». За две недели до этого собственником «Инвест-Транса» стала компания «БрокТрансИнвест». Каховские акции, правда, были оценены почти в 12 раз дороже номинала.

По данным Павла Подлесного, перед приобретением этих акций «Укрречфлот» проводил тщательную оценку этих предприятий. В частности, на базе «Автозапчасти» планировалось создать предприятие по производству запчастей для судов компании. «Не секрет, что до недавнего времени запчасти закупались в том числе и у зарубежных производителей, следовательно, за уже потраченные в рамках этой производственной программы средства можно было бы приобрести несколько таких заводов», писало «ЗН» в №6 за 18 февраля 2006 года. К тому же завод владел 59 гектарами земли. А еще до ликвидации завода «речфлотовцы» обменяли его акции на ценные бумаги хорошо известного у нас и за границей флагмана машиностроения — ОАО «Староконстантиновский машиностроительный завод», производство на котором, по их данным, активно развивается. «Каховский завод электросварочного оборудования» оценивался в 300 млн. грн.

Однако вернемся к «укрречфлотовским» акциям. В 2001 году было создано ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», которому были переданы акции, находящиеся в собственности у отдельных членов трудового коллектива. У них на тот момент находилось более 20% акций «Укрречфлота».

В 2003 году акции «Укрречфлота» ушли в адрес трех структур: «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», страховой компании «Днепрофлот» и ООО «Речфлотсервис». В 2005 году к процессу подключилась новая структура — созданное в том же году ООО «Инвест-Транс». Его уставный фонд был сформирован из акций Каховского завода сварочного оборудования. Именно эти бумаги были использованы для обмена на акции «Укрречфлота». В пользу новой структуры передавали свои активы «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», страховая компания «Днепрофлот», а также Херсонский и Запорожский речные порты.

«В результате серии операций по обмену акции АСК «Укрречфлот» стали собственностью предприятий, учредителями которых являются должностные лица ОАО АСК «Укрречфлот», — утверждает депутат Александровская. Она также заявляла, что все вышеназванные фирмы в той или иной степени контролировались П.Подлесным и М.Антипенко. Которые, например, были собст­венниками «Речфлотсервиса» и «Инвест-Транса». А «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» и СК «Днепрофлот» находились под их контролем.

Таким образом, к концу 2006 года «Инвест-Трансу» принадлежали 18,06% акций АСК «Укрречфлота», «Речфлотсервису» — 20,25%, страховой компании «Днепрофлот» — 3%. ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» имело 14,1% бумаг. Влияние на владельцев 57,3% акций, которые оцениваются в 180,6 млн. грн., позволяло топ-менеджменту полностью контролировать компанию. При этом, если в 2001 году члены трудового коллектива владели почти 20% акций, то сегодня одноименному ЗАО принадлежат лишь 14,1% акций.

Справка «ЗН»

«Укрречфлот», созданный в 1992 году, является крупнейшей судоходной компанией в Украине (на ее долю приходится 45% перевозок морским и речным транспортом). Осуществляет перевозки грузов и пассажиров между 40 портами стран Европы и Азии. В состав компании входят более 200 грузовых и пассажирских судов, пять судоремонтных баз.

В конце апреля 2007 года компания подписала контракт с ЕБРР о получении кредита в размере 30 млн. долл. на модернизацию морского и речного флотов «Укрречфлота», а также строительство трех морских теплоходов и порядка 30 барж. Ранее ЕБРР открыл «Укрречфлоту» кредитную линию на сумму 75 млн. долл. Чистая прибыль компании в 2006 году составила 24,33 млн. грн.