UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕСЛИ КАЖДОМУ ПЕРЕДАВАТЬ...

Стрельба одной пулей в двух зайцев — дело очень не простое. Но если очень уж хочется, то почему нет? Сейчас этим благородным делом занялись на Банковой...

Автор: Игорь Маскалевич

Стрельба одной пулей в двух зайцев — дело очень не простое. Но если очень уж хочется, то почему нет? Сейчас этим благородным делом занялись на Банковой. Правда, похоже, что в разных кабинетах администрации Президента преследуют разные цели.

В конце января Леонид Данилович внезапно вспомнил, что его прошлогоднее распоряжение о возвращении в управление Фонда госимущества всех находящихся в госсобственности пакетов акций благополучно позабыто всеми сторонами процесса.

Причин тому несколько. Одна из них банальнейшая: управление вышеуказанными пакетами — это традиционная «кормушка» разнообразных губернских, да и киевских чиновников любого калибра. Получив предприятие, они либо сами начинают разруливать его финансовые потоки, либо поручают это дело дружественной бизнес-группе. Одним из следствий столь плодотворной совместной работы являются стодолларовые галстуки наших чиновников при весьма скромной номинальной зарплате.

Редко где-то на потоках сидит лично губернатор, зато почти везде — один из его замов, ну а чиновники поменьше вплотную занимаются этим делом абсолютно всюду. Конечно, данное «корытце» — не единственный источник прокорма, но все же одно из основных и практически легальный. Что давно не представляет ни малейшего секрета. Об этом даже пишут открытым текстом. Осенью прошлого года Виктор Медведчук в одной докладной на имя Президента заявил, что многие происходящие процессы объясняются «следствием деления регионов на бизнес-сферы, которые поддерживаются не только теневым капиталом, но и властными структурами. Они не защищают государственные позиции, а постоянно манипулируют интересами производителей, сознательно приводят предприятия к банкротству и к убыточности».

Фраза абсолютно адекватная, хотя выводы из нее, сделанные разными сторонами, здорово отличаются. К примеру, тогда глава администрации предлагал «прихлопнуть» Фонд госимущества за ненадобностью. Сейчас формально идет речь о его максимальном усилении. Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что одно другому совершенно не мешает.

Приватизации прошлого года была громко и оглушительно провалена не потому, что ФГИ не умеет работать. Совсем напротив, за десять лет Фонд госимущества приобрел весьма обширный и разнообразный опыт. Так что новенький орден Александром Бондарем, с профессиональной точки зрения, вполне заслужен.

Просто имеющиеся у него предельно куцые полномочия вошли в разительное противоречие с возможностями сильно окрепших бизнес-групп. В результате приватизаторов «строил» кто хотел и как хотел. Даже восставшее из пепла Министерство промышленной политики, которое и само не знает, чем бы ему теперь заняться, старалось заполучить чего-нибудь. В итоге у ФГИ стали забирать даже «объедки».

Материалы состоявшейся в конце января коллегии Фонда — это жалобный перечень того, что им не разрешили продать. Вообще-то лучше запоминать, что разрешили: список короче и осилить его проще. Единственной более-менее крупной продажей была реализация Тариэлу Васадзе («Укравто») пакета акций ОАО «ЗАЗ» (54,2 млн. грн.). Следующей по величине продажей стала реализация за 10,9 млн. крымского туркомплекса «Судак». Средств от продажи следующих четырех крупнейших объектов года (пакетов акций ОАО «Просянский ГОК», «Киевнефтепродукт», «Киевметрострой» , АСК «Оранта») аккурат хватит для организации реконструкции клуба Кабинета министров. Если только строители не переберут смету (25 млн. грн.) этого жизненно необходимого стране объекта. Все остальное — это такая мелочевка, что в недавние времена о ней не стали бы и упоминать.

Фонд просто специализировался на торговле неликвидами. Из объявленных 198 конкурсов только 24 были по предприятиям «свежим», не предлагавшимся ранее. Зато свыше сотни пакетов акций имели честь продаваться во второй, а иногда и в третий-четвертый раз.

Попытка же продать что-то действительно интересное приводила лишь к громкому скандалу с последующим «распылением» приватизаторов на пух и перья. Так было и с «Балцемом», где ФГИ с сухим счетом проиграл Приватбанку. То же продолжается по Северному ГОКу. Кстати, упомянутая продажа лишний раз продемонстрировала, что, развернувшись лицом к интересам одной бизнес-группы, вы невольно обращаете к другим свой копчик. А в данном случае заинтересованных лиц оказалось аж трое: Александр Ярославский (Укрсиббанк), Игорь Коломойский (Приватбанк) и Виктор Пинчук («Интерпайп»). Двум последним попытка Ярославского недорого получить официальный контроль над ГОКом почему-то не понравилась. В итоге они стали разбираться друг с другом, попутно пиная ногами весь Фонд. В январе ФГИ даже перестал быть стороной процесса, предоставив ясновельможным разбираться между собой, кто у кого и каким образом получит сатисфакцию.

Благо, что никого не надо учить, как быстро получать в украинском суде «правильные», хотя часто и взаимоисключающие решения. В 2002 году таким образом с приватизационных продаж сняли полтора десятка «вкусных» объектов.

В общем, Фонд госимущества оказался почти не у дел. Поступлений от приватизации практически нет и, скорее всего, не предвидится. Существует разве что слабенькая надежда, что осенью удастся продать «Укрнафту». Однако там будет либо продажа по образцу «быстро, дешево — Коломойскому» (вариант — Ярославскому), либо грандиозный скандал. Точнее говоря, скандал будет по-любому, разница лишь в том, кто и почему будет скандалить.

…И вот в такое трудное время на приватизаторов обрушился огромный кусок счастья в виде вышеупомянутого президентского распоряжения. В нем черным по белому говорится о необходимости «немедленно отменить все решения Кабинета министров о передаче корпоративных прав в управление министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, местным органам исполнительной власти, юридическим и физическим лицам. Сосредоточить управление всеми государственными корпоративными правами исключительно в Фонде госимущества Украины». Кроме того предлагается «привлечь к ответственности» виновных в невыполнении предыдущего решения.

Естественно, что, получив такую поддержку, ФГИ стал демонстрировать бурный энтузиазм. Слезы радости просто мешали говорить. Как заявил первый заместитель председателя Фонда Михаил Чечетов, «поручение очень краткое, емкое, точное, лишенное какой-либо двойственности в толковании». Фонд уже подготовил проект указа Президента о создании в его структуре департамента по управлению государственными корпоративными правами: «Пора ликвидировать бессистемность в управлении корпоративными правами государства и сконцентрировать их в одном органе».

Были также подготовлены вполне фантастические проекты решений о передаче в управление ФГИ всех без исключения государственных корпоративных прав, в том числе НАК «Нафтогаз Украины», ОАО «Укртелеком» и ГАК «Хлеб Украины».

И все-таки восторги носили достаточно натянутый характер. Конечно, концентрация собственности необходима, но, с другой стороны, все предыдущие попытки заканчивались откровенным пшиком. Если Госинвест или Агентство по управлению государственными корпоративными правами чем и запомнились, так уж точно не успехами в управлении. Скорее непрерывными попытками пролоббировать чьи-то интересы или спихнуть по дешевке пакетик на сторону. Особенно прославилось этим Агентство, которое просто не вылезало из скандалов, постоянно перебегая дорогу ФГИ. Справедливости ради отметим, что хотя в ФГИ деятельность этих структур восторга не вызывала, сам он вопросами управления практически не занимался и, как это делается, представляет предельно смутно.

То есть случаи, когда он отбирал предприятия у проворовавшегося инвестора, конечно, были. Более того, их было даже достаточно много. На начало года расторгли 81 договор купли-продажи, при этом 40 объектов уже продали по новой. Еще почти по полутора сотням продолжается работа…

Проблема в том, что в основном это мелочь, типа объектов незавершенного строительства. Крупным предприятиям проверки начинают реально угрожать только после того, как у них окончательно съезжает политическая «крыша».

Да и имеющийся массив контролируемых предприятий таков, что охватить его полностью пока никому не удавалось. На учете органов приватизации находятся 1036 пакетов акций предприятий, 4,55 тыс. объектов малой приватизации и 2,29 тыс. всевозможных недостроев. Проверяют их достаточно часто, за год — 5,6 тыс. объектов. Но в эффективность проверок верится с трудом: за найденные 936 нарушений насчитали аж целых 1,1 млн. грн. штрафов. Т.е. примерно по тысяче гривен с инвестора. Скромненько…

И вот теперь вроде бы предстоит принять на себя реальную ответственность за всю госсобственность страны. Потенциально работа предстоит колоссальная. Формально на ФГИ висят корпоративные права на 1603 предприятиях. Правда, реально это количество в несколько раз меньше. Так, в 552 ОАО госпакет меньше 25% и влияние государства, в нормальной обстановке, можно смело считать нулевым. Такие пакеты на что-то влияют лишь в случае, когда другие акционеры начинают драться.

Впрочем, почти то же самое можно сказать и о тех акционерных обществах, где у государства больше 25, но меньше 50%. Кстати говоря, по оценкам ФГИ, именно такие предприятия имеют наихудшие финансово-экономические показатели. Примерно на трети из них (515) у руководства вообще отсутствуют контракты на управление госпакетом. И ничего, живут.

На что-либо реальное государство может рассчитывать только там, где у него более 50% акций. Кстати говоря, этого тоже недостаточно в реальной украинской жизни — надо минимум 60%. Сейчас государство имеет контрольный пакет в 323 предприятиях, в т.ч. в 71 ему принадлежат все акции. Как ими сейчас управляют — опять же видно из отчетов ФГИ: вторая группа предприятий, где экономические показатели плохие или очень плохие, — это как раз те, где у государства более 75%. Тут в качестве объяснений можно вспомнить, что откровенное барахло бизнесмены все-таки старались оставлять любимой Родине. Ну и плюс, как показала практика, воровать так, как воровали (а кое-где и сейчас воруют активы) представители наших славных «красных директоров», частники не отваживаются. Не ровен час потом посадят. Директора же госпредприятий этого боятся мало.

А в целом общее состояние управления хорошо описывает следующий показатель. Из упомянутых 1603 предприятий дивиденды смогли начислить государству аж 58 (3,6%). Начислили их аж 230 млн. гривен, т.е. примерно 0,1% ВВП.

1088 предприятий, которыми государство, по крайней мере, пытается управлять, разделены примерно на две одинаковые группы. 587 числятся за центральным и местными управлениями ФГИ, ну а 501 пакет сброшен на органы исполнительной власти. И теми, и другими управляют плохо.

Ряд областей не слишком стремятся даже информировать ФГИ о своей деятельности по управлению такими объектами. А еще в семи областях, в том числе Запорожской и Сумской, ФГИ вообще хотел приостановить полномочия обладминистраций по корпоративному управлению.

Теперь его мечта сбылась, даже с перебором. Вопрос только, насколько прием дополнительного количества предприятий улучшит ситуацию. О том, что Фонд в его нынешнем виде не сможет управлять всеми государственными корпоративными правами, уже заявило и Минэкономики. По мнению Валерия Хорошковского, для выполнения поручения Президента о возложении на Фонд всех вопросов корпоративного управления потребуется серьезная перестройка его структуры.

Кстати говоря, и сам ФГИ, мечтая сконцентрировать у себя корпоративные права, думал не столько об управлении, сколько о возможности реализовывать пакеты в более-менее спокойной обстановке. По мнению приватизаторов, все, что меньше 25%, нужно продать чем быстрее, тем лучше, а из того, что меньше 50%, — почти все. В сумме получается более тысячи предприятий. Однако столь же очевидно, что продажа их займет минимум два-три года. А все это время кто будет ими руководить?

Трудности начнутся уже в самом начале. К примеру, если у самой обладминистрации забрать права в принципе не столь уж трудно, то как быть там, где она, в свою очередь, передала их коммерсантам? Одностороннее расторжение договора может вылиться в крайне увлекательный процесс.

Впрочем, пострадавшие уже появились. В первую очередь ими станут те губернаторы, которые активно выстраивали местные схемы. По иронии судьбы (в лице администрации Президента), именно Виктору Януковичу придется отчитываться, насколько быстро Донецкая область возвращает Киеву корпоративные права. Как помнится, до этого она занималась прямо противоположным. Неприятные ощущения предстоят и Владимиру Щербаню с Николаем Швецом, да в общем — почти всем.

Сан Саныч Омельченко тоже окажется перед веселым выбором: начинать войну с Банковой прямо сейчас или подождать хотя бы до осени. Ведь возвращать придется не только десятки киевских заводов, но и контрольный пакет «Киевэнерго», оборот которого достигает 250 млн. долл. в год. Пока мэрия приняла предварительное решение, что «отдаст взад» только те активы «Киевэнерго», которые числятся в госсобственности (около 20%), а на базе остальных, возможно, слепит свою компанию. Но так как этот шаг фактически означает начало войны с центром, то проект пока не популяризируется и, не исключено, в ход не пойдет.

Таким образом, губернаторов всех уровней замечательно подвесили: что страшнее — выполнять или не выполнять? Но, похоже, это еще не все поняли. К примеру, во время визита премьера Януковича в Тернополь местная администрация обратилась с просьбой передать в ее управление 24-процентный пакетик местного комбайнового завода с возможностью его дальнейшей продажи. Что еще интереснее, премьер согласие дал. И вряд ли в тот момент он вспомнил, что 1 марта уже ему предстоит докладывать о выполнении поручения Президента о прямо противоположном.

Вполне возможно, что пакет действительно надо продавать (завод едва дышит), но где-то в Киеве напротив имени премьера поставят маленькую галочку. Когда количество галочек достигнет определенного уровня, учтут и эту.

Можно, конечно, вспомнить, что и администрация Президента считала «разумной» точку зрения о передаче всех функций управления центральным и местным органам власти. Но то когда было — с тех пор уже почти три месяца прошло! Расклады снова поменялись.

Вновь возник вопрос о кресле председателя ФГИ, ведь теперь с него будут управлять «модифицированным» Фондом, в котором прибавится интересного имущества. Называют самые разные кандидатуры. Однако обилие желающих вовсе не делает шансы нынешнего главы ФГИ нулевыми. Александр Бондарь хорошо известен Президенту — понятно, чего от него можно (и чего нельзя) ожидать. А кандидат от любой бизнес-группы — это во многом вещь в себе. Между прочим, в новой ситуации ФГИ превращается если не в центр силы, то, по крайней мере, в шкатулку с ценностями, и перспектива попадания его в руки тех же объединенных эсдеков или донецких не слишком порадует Президента. Уж что-что, а выстраивать баланс сил Леонид Данилович умеет. Конечно, остается еще полубезработный Олег Дубина, но то, что он будет в данном случае востребован, еще далеко не факт...

В общем, вопросов пока больше, чем ответов. Одно хорошо: по ходу этой истории станет понятнее, чем же реально, а не на бумаге, владеет государство. Что ж, и то хлеб...