Долгоиграющая пластинка под названием «Подготовка к продаже ОАО «Укртелеком» наконец сделала еще один оборот. Во вторник 12 июня Фонд госимущества подписал договор с победителем конкурса по отбору советника по его продаже — консорциумом западных компаний в составе Squire, Sander&Dempsey L.L.P., Millen Financial Services и BNP Paribas. Шампанское за успех предприятия выпили тихонько, без прессы — особо праздновать было нечего. Конкурс уже безнадежно отстал от графика, и совершено очевидно, что в этом году «Укртелеком» продан не будет.
Это фактически признает и правительство, тем более что оно у нас теперь новое и за огрехи предшественников не отвечает. В этот же день премьер А. Кинах, говоря о перспективах наполнения бюджета, подчеркнул, что «сомнения относительно очень рискованных источников поступления финансовых ресурсов, прежде всего от приватизации в размере 5,9 млрд. грн. и по кредитам международных финансовых организаций, стали реальностью». Полугодовой план по доходам от приватизации будет выполнен, по расчетам правительства, максимум наполовину.
Впрочем, пока что говорят (тихо и не очень уверенно), что секвестра госбюджета в связи с этим не будет, так как экономика растет да и Запад деньжат, может быть, и подкинет. Однако на всякий случай правительство должно быть готово перекрыть недопоступления от приватизации и отсутствия внешних кредитов.
В общем, фон для подписания договора блистал если не оптимизмом, то по крайней мере реализмом. Очевидно, что советнику уже не будут ставить явно не выполнимых задач — найти клиента, готового купить «Укртелеком» аккурат под елочку (до закрытия банков 31 декабря). Вместо этого он более спокойно займется разработкой стратегии продажи «Укртелекома», оценкой его стоимости и поиском покупателей. После заключения договора комиссия по приватизации «Укртелекома» и советник обсудят и утвердят условия, а также график совместной работы. В этом графике будут уже совсем иные даты.
Вообще дело предстоит нелегкое, и скучно советнику однозначно не будет. До сих пор неясно даже, какой именно пакет продается: то ли 25%, то ли больше (пакет в 50%+1 акция государство в любом случае оставляет за собой). По парламенту ходят разные варианты законопроектов на этот счет. Как не решено и то, будет ли потом пакет размыт дополнительной эмиссией акций или нет. Неизвестно, когда начнется льготная подписка и сколько народа в ней будет участвовать. Между тем закону об особенностях приватизации ОАО «Укртелеком» скоро уже стукнет год — он был принят Верховной Радой в июле 2000-го.
В принципе, известно, что за 25-процентный пакет акций мы хотели бы получить минимум 525 млн. долл., а лучше — больше. Это порядка 2,5—3 номиналов за акцию. Деньги, как для Запада, не слишком большие, но выбрасывать их на ветер никто не будет. Так что в ближайшие месяцы придется определяться — и в парламенте, и в правительстве, и в самом «Укртелекоме», — что к чему. Если же подготовка к продаже будет идти такими темпами (и с таким уровнем организованности) и дальше, то поступлений от продажи «Укртелекома» страна не дождется не то что в нынешнем, но и в следующем году. И вину за это на советника спихнуть вряд ли удастся…