UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭЛЕКТРОТАРИФЫ — ИСТОРИЯ ТРЕХГОРБОГО ВЕРБЛЮДА…

Планировавшаяся на конец февраля продажа шести энергораспределительных компаний (облэнерго) была для украинского правительства едва ли не ритуальным событием — в страну должен был прийти западный капитал...

Автор: Игорь Маскалевич

Планировавшаяся на конец февраля продажа шести энергораспределительных компаний (облэнерго) была для украинского правительства едва ли не ритуальным событием — в страну должен был прийти западный капитал. То, что он будет западным, было несомненно, всех украинских и российских участников заботливо вымели еще в самом начале конкурса. И после этого на Грушевского, кажется, решили, что осталось только готовиться распить шампанское.

Однако по прошествию пары месяцев выяснилось, что бить в фанфары рановато. Почти все проблемы, которые планировалось решить до начала конкурсов, так и зависли. В основном это касалось предоставления победителям конкурсов права отключать всех неплательщиков. Другим острым вопросом была реструктуризация накопившихся в облэнерго за пять лет долгов за купленную электроэнергию.

Немного неожиданными для правительства стали требования наших новых друзей о величине тарифов на электроэнергию, которые они хотели бы видеть. Похоже, правительство слегка подзабыло, что если для него главное — участие западных компаний, то у последних несколько иные цели. И идут они не поддерживать реформаторов или консерваторов, а просто зарабатывать деньги — причем немалые...

И надо отметить, плохим аппетитом ребята не страдали. Одна из вполне известных фирм (с опытом работы в СНГ) решила не мелочиться, а просто заложила в своих тарифах почти 40-процентный уровень рентабельности. Хотя в ее изложении это выглядело скромнее (27% «после уплаты налогов»). Причем все это не просто в валюте, но и с индексацией всевозможных рисков. Как не без юмора заметил одни из экспертов, «хлопцы не учли только фазы Луны».

Были варианты и попроще. В декабре Ющенко получил письмо от инвестиционного советника CFSB, где выражалось желание, чтобы нынешнее возмещение эксплуатационных расходов облэнерго (примерно 0,4 цента/кВт.ч) было до начала конкурса удвоено. А еще через полгода-годик «стратеги» хотели бы видеть уже тариф в 2,0—2,5 цента/кВт.ч.

Если учесть, что весь нынешний тариф (расходы генерации + расходы облэнерго) составляет примерно 2 цента/кВт.ч, то что в этом случае произошло бы с украинскими потребителями электроэнергии, вопрос, конечно, интересный.

Впрочем, не надо думать, что инвесторы считали, что все их требования будут выполнены. Как гласит старая снабженческая шутка, если тебе нужен двугорбый верблюд, проси трехгорбого; пока пройдут все согласования, один горб наверняка отрежут.

Аналогичная поговорка имеется и на Западе, во всяком случае потенциальные покупатели облэнерго ей следовали. Кстати не без успеха, в конечном итоге им еще недавно светили более чем приличные гарантированные 15% рентабельности в валюте. Подобных условий не имеет ни одна отрасль экономики Украины. Так что чему-чему, а умению вести переговоры западные компании учить не нужно.

Забавно, но МВФ очень «воюет» с наплодившимися в последние годы свободными экономическими зонами, но закрывает глаза на попытку превратить в оную одну из основных отраслей украинской экономики.

А что касается действий украинского правительства по подготовке конкурсов, то это отдельная и грустная история. Если за эти месяцы и было что-то продемонстрировано, то это почти полная деградация управленческого персонала и работы аналитических служб Кабмина. Все решения буксовали, причем речь шла даже не о саботаже — просто у начальства руки не доходили, а исполнители привычно расслабились для того, чтобы вывести процесс из зимней спячки, первому вице-премьеру Юрию Еханурову пришлось едва ли не ежедневно строить исполнителей из разных министерств. Ну а работу аналитических служб наглядно демонстрирует простейший факт. На начало февраля правительство не имело ни малейшего представления о том, что произойдет в случае повышения тарифов. Как в этом случае вырастет доля электроэнергии в себестоимости, какие отрасли станут убыточным, как будут компенсироваться затраты и прочее. Самое забавное, что как раз у потенциальных покупателей подобные расчеты есть, они их заказали у частных фирм. А на Грушевского до сих пор считают по пальцам.

А ведь речь идет не о копейках. Можно вспомнить, что ежегодно экономика потребляет порядка 130 млрд. кВт.ч. При тарифе 0,4 цента распределяющие компании получат примерно полмиллиарда долларов, при 2,0 центах — уже более двух миллиардов. Разница в полтора миллиарда долларов — это около 5% официального ВНП страны — далеко не пустяк… Да и рост средних тарифов с 11 копеек (без НДС) до уровня 18—20 будет вряд ли одобрен большинством предприятий.

В общем к февралю стало ясно, что с проведением конкурсов в Украине просто не успевают. Более-менее был решен вопрос только о реструктуризации накопленных долгов облэнерго. И они «по многочисленным просьбам трудящихся» в данном случае (возможных инвесторов) были перенесены на конец апреля. С понедельника сменен и куратор процесса. Теперь в правительстве этим будет заниматься Олег Дубина.

За оставшиеся два месяца ему придется утрясать оставшиеся проблемы. С учетом того, что взгляд человека, пришедшего с поста руководителя крупного энергоемкого предприятия, будет наверняка несколько иным, чем у бывшего руководителя ФГИ, возможны существенные коррективы. Да и сама по себе задача предстоит нелегкая.

Например, все однозначно сходятся на том, что тарифы для населения вырастут. Однако при ныне действующем законодательстве это предполагает и автоматический рост субсидий и дотаций на их покрытие. А в госбюджете на все субсидии предусмотрена вполне определенная сумма, около 3 млрд. грн. (и это на газ, тепло и электроэнергию). Причем источник ее наполнения — рентные платежи за газ и плата за транзит газа — и так стабильностью не отличается и еще ни разу эта статья доходов не была наполнена, как предполагалось. Так чтобы увеличить дотации, придется всего-то пересмотреть бюджет. Насколько нардепы готовы пересматривать бюджет, чтобы гарантировать валютную прибыль группе иностранных коммерческих фирм, вопрос довольно таки риторический. Тем более — за год до выборов. Не так давно они «прокатили» довольно безобидный законопроект, где просто утверждалось, что населению воровать провода и трансформаторы нехорошо. Скорее всего, инвесторам придется обойтись более скромными вариантами и не требовать сверхбыстрой окупаемости инвестиций. Кого это не устраивает — что ж, увидимся в другой раз. Автотрасса из города Киева до международного аэропорта Борисполь — лучшая в стране.

В общем, пока конкурсы «подвисли» — по поводу их проведения больше вопросов, чем ответов. Хотя есть и позитивные моменты: наконец-то откатали саму процедуру их проведения. Плюс к этому и предприятия, и население потихоньку начинают привыкать, что электроэнергия — это товар, за который надо платить, и по более высоким ценам. А шара понемногу заканчивается — с чем вас всех и поздравляем.