UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДНЕПРОВСКИЙ МЕТКОМБИНАТ: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА

Летом ожидается продажа акций одного из последних остающихся в госсобственности металлургических комбинатов — ОАО «Днепровский металлургический комбинат им...

Автор: Влад Сергеев

Летом ожидается продажа акций одного из последних остающихся в госсобственности металлургических комбинатов — ОАО «Днепровский металлургический комбинат им. Ф.Э. Дзержинского». Событие для предприятия несомненно судьбоносное.

Учитывая, что заводу уже более ста лет, а часть оборудования устанавливалась в 50—60 годы прошлого века, вопрос об инвестициях далеко не риторический. Комбинат и так серьезно опоздал с обновлением, и дальнейшее промедление резко ухудшит его позиции на рынке.

Между тем, еще не начавшись, приватизация уже обострила ситуацию вокруг предприятия. Сейчас государству принадлежит 98,8% акций комбината. Кабинет министров предполагал закрепить контрольный пакет в госсобственности, а оставшиеся 48,8% пустить на продажу. Это обеспечивало бы контроль над ситуацией на предприятии и гарантию выполнения новым инвестором своих обязательств. Однако в последнее время позиция переменилась: ФГИ склоняется к мнению продавать пакет целиком. А такой вариант гарантирует не столько приватизацию, сколько острый конфликт вокруг нее…

Интерес к заводу проявляют несколько участников. Свои претензии уже заявили группа компаний Приватбанка и харьковский Укрсиббанк. Учитывая их возможности, борьба наверняка будет продолжительной.

Само же финансовое положение предприятия оставляет желать лучшего. В прошлом, достаточно удачном году его оборот составил 2,2 млрд. грн. При этом кредиторская задолженность по состоянию на 1 апреля с.г. достигала порядка 1,6 млрд. грн. Более половины ее — просрочена, и хозяйственные суды уже предъявили в исполнительную службу решения о взыскании с ДМК 600 млн. гривен подтвержденной задолженности. Количество исковых заявлений от кредиторов давно исчисляется десятками.

Для сравнения: по данным ревизионной комиссии ОАО, основные средства производства Днепровского меткомбината оцениваются в 900 млн. гривен, а предполагаемая стартовая цена пакета акций — не более 500 млн. грн.

Намерения кредиторов ДМК весьма серьезны: четырем из них комбинат должен более чем по 100 млн. грн. каждому. Кредиторов, которым задолжали более 5 млн., вообще около четырех десятков. Среди наиболее солидных — НАК «Нафтогаз України», НАЭК «Энергоатом», Центральный ГОК, донецкие ИСД, концерн «Энерго», АРС. Плюс такие финучреждения, как Укрсиббанк (более двух лет управлявший заводом), Приватбанк, Укрэксимбанк, Проминвестбанк. В общем, долговой коктейль вокруг предприятия тот еще.

Сейчас с владельцами основной массы кредиторской задолженности ведутся переговоры. По словам председателя наблюдательного совета ОАО Александра Черного, «в значительной мере достигнуто взаимопонимание по вопросу ее погашения». Основные кредиторы также выработали единую политику при проведении приватизации. Как и руководство комбината, они высказываются за сохранение ранее одобренной правительством схемы приватизации комбината в два этапа при сохранении на первом государственного контроля над предприятием.

Председатель наблюдательного совета утверждает, что, поскольку «речь идет о градообразующем предприятием с 20-тысячным коллективом, это далеко не лишнее. Чтобы новый собственник не пошел по пути сокращения рабочих мест, основных площадей или доведения комбината до банкротства».

При этом он не исключил, что с началом приватизации меткомбината единым пакетом «процесс может развиваться хаотично». Ведь в случае продажи 98 процентов акций единым блоком одна из бизнес-групп получит все, а остальные, мягко говоря, меньше. Со всеми вытекающими из этого судебными последствиями.

Собственно, этого никто и не скрывает. Так, директор фирмы АТ-Consulting Алексей Полтораченко, заявив, что «представляет группу компаний, заинтересованных в приобретении предприятия», дал вполне внятную оценку ситуации: «На сегодня существует очень большая задолженность предприятия. Поэтому понятно, что если по каким-то причинам среди покупателей не окажется организаций, имеющих свои серьезные финансовые интересы на нем, и не 100 грн., а десятки миллионов, то они не будут просто сидеть и смотреть, как контроль над комбинатом уходит в неизвестно чьи руки».

С учетом того, что и ИСД, и Укрсиббанк, и Приватбанк числятся в крупнейших кредиторах, ситуация выглядит достаточно прогнозируемой. Опыт предшествующих продаж показывает, что в этом случае произойдет. Развернется острая борьба, затем проигравшая сторона инициирует ускорение процесса давно открытого дела о банкротстве и остановку приватизации как таковой. При этом следует принять во внимание, что при открытом банкротстве (наличие комитета кредиторов) ни о какой конкурсной продаже уже не может быть и речи. Маловероятно, что от этого выиграет и ФГИ: пока продолжаются суды, денег он наверняка не получит.

То, что церемониться никто не будет, наглядно демонстрирует текущая ситуация с обеспечением предприятия сырьем. Ряд ГОКов резко свернули поставки. Сейчас Минпромполитики потребовало от Ингулецкого, Северного и Центрального горно-обогатительных комбинатов обеспечить ДМК железорудным концентратом в размере 250 тыс. тонн ежемесячно. При этом если СевГОК, который должен обеспечивать 100 тыс. тонн в месяц, контролируется Укрсиббанком, то почти половину концентрата (120 тыс. тонн) должен поставлять ИнГОК, владельцы которого имеют партнерские отношения с Приватбанком. Пока поставки идут туго. Повторимся, все это еще до начала конкурса.

На этом фоне продажа меньшего по размерам пакета обещает быть менее конфликтной уже потому, что не так затрагивает вопросы кредиторской общественности. В этом случае уже в сентябре можно рассчитывать на поступление денег в бюджет.

Так как пакет нужен сразу нескольким сторонам, то можно рассчитывать на острую конкуренцию между потенциальными покупателями. По расчетам экспертов, цена продажи в этом случае составит в пределах 350—360 млн. грн. Причем победитель конкурса, как минимум, будет противником банкротства. А последующая продажа контрольного пакета в итоге может принести еще большую конкурсную игру, да и цена будет не меньше, скорее — еще больше. В итоге за продажу 98-процентного пакета комбината можно будет выручить 750—800 млн. грн. То есть вдвое больше, чем за контрольный пакет того же Мариупольского завода имени Ильича.

При этом в Украине нет групп, которые смогли бы заплатить сумму за оба пакета сразу. Как сообщил первый заместитель главы ФГИ Евгений Григоренко, при изучении ситуации с приватизацией ДМК до сих пор так и не удалось найти ни одного реального покупателя госдоли в случае приватизации единым 98-процентным пакетом, что делает одномоментную приватизацию ДМК нецелесообразной.

Помимо приватизационного, существует и уже достаточно забытый производственный момент. В условиях достаточно высоких мировых цен на металл техническая отсталость комбината не так заметна. Однако периоды высоких цен неизбежно заканчиваются. Цены на квадратную заготовку уже пошли вниз.

В 2002 году металлурги ожидали длительного подъема цены на квадратную заготовку, которую и производит ДМК. Цена в самом деле поднялась в начале 2003 года и на пике достигла 250 долл. за тонну. На этом этапе Приватбанк даже посулил ФГИУ 750 млн. грн. за пакет ДМК.

К этим заявлениям в Фонде отнеслись критически. Комментируя денежные заявки от Приватбанка, его глава Михаил Чечетов отметил: «Обещать жениться — это еще не жениться; обещать можно что угодно. Но есть реальные деньги. И я с глубоким уважением отношусь к Приватбанку, но, к сожалению, выиграв конкурс по днепровскому «Азоту», структура, связанная с Приватбанком,.. 12 млн. грн. еще не заплатила». И только после этого заявления деньги за «Днепроазот» таки были перечислены Фонду госимущества...

Но вопреки ожиданиям, высокая цена на квадратную заготовку продержалась недолго. Уже сейчас она упала до 190—200 долл. за тонну. Прогнозы экспертов неутешительны: цена будет дрейфовать вниз в течение ближайших двух-трех лет и достигнет 140—160 долл. за тонну. Подобная тенденция стала следствием игры на понижение со стороны крупных мировых производителей проката, для которых заготовка является сырьем.

Эксперты отмечают, что сегодня абсолютно бесперспективно делать ставку на квадратную заготовку. На рынок надо выходить с переработанной продукцией, рентабельность которой в два-три раза выше. Да и скачков цены в 100% и более на такую продукцию не бывает. Поэтому в идеале инвестор ДМК должен включить предприятие в производственную цепочку и заняться переоснащением и модернизацией для выхода на производство проката.

Для всего этого необходимы средства. Государство их предоставить не может, так что переоснащение ляжет на плечи нового инвестора (или инвесторов). При этом, по оценкам экспертов, техническое состояние основных производственных агрегатов (доменные печи, энергетика) требует срочных капитальных вложений — более 250 млн. долл. В противном случае в среднесрочной перспективе предприятие будет неспособно вести производственную деятельность вообще. Что несет такая перспектива для города, объяснять не надо…

В нынешнем году завод отметит 115 лет от момента закладки. Дата не круглая, так что громких празднеств не ожидается. А вот в каком виде предприятие подойдет к ближайшему юбилею, зависит от принимаемых сейчас решений. И цена его очень велика — городов-призраков в Украине и так достаточно…