UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Днепрэнерго» поменяло раскладушку

Вы никогда не видели, как ломают раскладушку? Увлекательнейшая, должен вам сказать, процедура! Помещение, где это происходит, оцепляет группа вооруженных людей...

Автор: Константин Столяров

Вы никогда не видели, как ломают раскладушку? Увлекательнейшая, должен вам сказать, процедура! Помещение, где это происходит, оцепляет группа вооруженных людей. А потом бац — и предмет с инвентарным номером становится совершенно непригодным для дальнейшего использования.

Зачем так сложно? Так ведь вещь не простая, а премьерская. Та самая, с которой в далеком 2006 году Юлия Владимировна собиралась возвращать энергетическую компанию «Днепрэнерго». Вот ее на собрании 24 марта 2009 года и поломали…

Помните, премьер обещала: «…раскладушку, которая стояла в моем премьерском кабинете, пусть оставят. Если раскладушку оставят, то все остальное мы назад вернем». Так вот, нет ее — не выдержала реалий украинской действительности. Хотя оптимисты говорят, что-де жива старушка, ее просто продали.

Напомним: все началось летом 2007-го, когда в канун выборов госпакет акций срочно размыли дополнительной эмиссией. При этом банально наплевали на указ президента и решение СНБОУ, запрещавшие продавать долги энергогенерирующих компаний на аукционах.

Более того, был еще и другой президентский указ, обязывавший правительство и Фонд государственного имущества Украины защищать энергетику от теневой приватизации, в том числе и путем дополнительной эмиссии акций.

Но проигнорировали. Как и статью Закона Украины «О хозяйственных обществах», прямо запрещавшую выпуск акций для покрытия убытков, связанных с хозяйственной деятельностью.

Потом 27 августа 2007 года провели собрание акционеров, и госчиновники в едином порыве проголосовали за размыв государственного же пакета акций «Днепрэнерго». После допэмиссии «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК) Рината Ахметова получила 39,7% акций «Днепрэнерго». Позже пакет довели до 44,3%, что более чем достаточно для полного блокирования интересов государства.

В итоге одна отдельно взятая бизнес-группа стала контролировать почти все теплогенерирующие станции Востока Украины и львиную долю поставок электроэнергии промышленности в регионе.

Период тогда был еще «цельнораскладушечный», и по этому поводу г-жа Тимошенко тогда много возмущалась. Заявляла, например, что «энергетика Украины пошла «с молотка»... фактически за копейки. … Если так дальше будет продолжаться, то даже если будет смена власти, хозяином Украины останется Ахметов. Такая монополизация для страны недопустима ни при каких обстоятельствах…

Обращаюсь к премьер-министру, в продажный Фонд государственного имущества, к президенту Украины, чтобы они отреагировали должным образом и чтобы они вернули государству объекты, которые создают в государстве монополию и влияют на стоимость электроэнергии для людей по всей стране».

Может, Юлии Владимировне стоит теперь внимательно перечитать обращение тогдашнего нардепа от блока БЮТ к премьеру Украины? Очень даже освежает память.

Или сейчас уже неловко обижать возможных партнеров из-за такой мелочи, как имущество на несколько сот миллионов долларов? Не личных, Боже упаси, а государственных…

На этой неделе позиция государства, и прежде не страдавшая четкостью, завершила оборот на 180 градусов. 24 марта 2009 года оно участвовало в новой версии собрания акционеров «Днепрэнерго», на котором и призналось, что владеет не 76,04% акций энергокомпании, а всего 50%+1 акция.

Оный результат даже назвали великой победой. Совершенно серьезно — вот цитата: «Государство в лице НАК «Энергетическая компания Украины» возобновило право корпоративного управления энергогенерирующей компанией ОАО «Днепрэнерго».

Сплошной позитив! Ну, какая разница, что доля государства упала на треть, а всю предыдущую борьбу за сохранение 76-процентного госпакета банально «слили».

Особенно замечательным на этом фоне выглядит заявление НАК «Энергетическая компания Украины», т.е. компании, представляющей государство, — что она «не прекращает своего участия в судебных процедурах, которые продолжаются в связи с корпоративным спором вокруг акций ОАО «Днепрэнерго», ведь именно суд должен поставить окончательную точку в этом споре». Просто замечательно! Джентльмены, вы только что участвовали в собрании, где признали, что у вас всего 50%+1 акция. Если вы с ним не согласны, то надо сразу подавать иск о признании собрания незаконным, а его решений — недействительными.

Напомним, год назад, 21 марта 2008 года, было проведено совершенно легитимное собрание акционеров «Днепрэнерго». И на нем государство в лице той же НАК «ЭКУ» сделало все возможное для восстановления госконтроля над предприятием. В частности, было четко подтверждено владение 76% акций «Днепрэнерго», сменены наблюдательный совет (в котором шесть мест из семи достались представителям государства), правление и ревизионная комиссия. Вот только выполнить собственное решение государство не соизволило. Нашлись дела поважнее…

Сейчас государству в набсовете отстегнули аж... четыре места. Ах да, взамен его обещали пустить на предприятие с контрольным госпакетом! Воистину, великая победа.

Примечательно, что инициатором практически всех решений по повестке дня собрания выступало именно НАК «ЭКУ». Т.е. именно правительство само решило снизить свою квоту в наблюдательном совете.

Какие суды вам теперь нужны? Еще 8 апреля 2008 года Хозяйственной палатой Верховного суда Украины признаны незаконными все решения собрания акционеров ОАО «Днепрэнерго» от 27 августа 2007 года. То есть высшая судебная инстанция страны признала факт, что дополнительная эмиссия акций ОАО «Днепрэнерго» незаконна. А государство владеет именно 76% акций.

Ну а сейчас «ЭКУ» заявила, что проведение собрания акционеров стало возможным в результате «непростых, долгих, но конструктивных переговоров между акционерами «Днепрэнерго». Цена конструктива — минус 26% акций.

Напомним «ЭКУ» ее собственные оценки годичной давности. Когда государство собиралось продавать 60% акций компании, в НАК «ЭКУ» говорили: 50%+1 акция — «в нашей стране такой пакет не дает возможности эффективно управлять: обеспечить кворум для проведения собрания, поменять менеджмент (пример мы видим. — К.С.)… Конкурс будет открытый. И тогда уже инвестиций нужно будет не миллиард гривен, а 4 млрд. долл., вместо одного миллиарда, который обещает «ДТЭК» сейчас».

Насчет управления — как в воду глядели. Да и об инвестициях что-то не очень слышно…

Более того, в прессе появилась информация, что « ЭКУ» отложит рассмотрение вопроса об инвестициях со стороны структур «ДТЭК». Если это подтвердится, то тогда компанию Рината Леонидовича вообще можно поздравить. Сплошная экономия!

Напомним, что за эмиссию 2007 года донетчане точно не переплатили. Если отталкиваться от тогдашней рыночной цены акций, капитализация подобного пакета была за 400 млн. долл. Сейчас она подупала, но все равно остается много-много больше, чем те 10 млн. долл., которые «ДТЭК» уплатила за пакет.

Кстати, появились любопытные данные. В 2007-м, когда государство более-менее контролировало управление энергокомпанией, ее выручка составила 3,8 млрд. грн., а чистая прибыль — 121,94 млн. грн. Потом наступили новые времена. Оборот в 2008-м вырос аж до 6,1 млрд. грн. Но вот в результате были получены убытки в 16,2 млн. грн. Не правда ли, впечатляющая динамика?

Что еще веселее — у чиновников никаких вопросов по этому поводу не было. Ну, нет прибыли — так нет. Зато в наличии «конструктивный диалог». Это ведь важнее.

Заодно акционеры 24 марта с.г. дружно сменили и регистратора. Вместо украинской компании «Укрнафтогаз», которая все-таки помнила, что у государства 76% акций, теперь реестр будет вести печально известный Проминвестбанк.

В прошлом году после успешной рейдерской атаки на семейство Матвиенко оный банк попал было в руки структур, дружественных братьям-регионалам Клюевым. А позже из-за неспособности последних внести инвестобязательства был перепродан российскому государственному Внешэкономбанку. Так что теперь реестр точно «в надежных и любящих руках».

Причем в решении собрания акционеров «Днепроэнерго» по регистратору ни слова не сказано о предыдущем регистраторе. Словно его никогда не существовало, и до ПИБа реестр акционеров компании вообще никто не вел. Т.е. процедуру смены регистратора чиновники представляют себе крайне слабо.

Эксперты дают весьма схожие оценки завершения «раскладушечной» борьбы между г-жой Тимошенко и г-ном Ахметовым. Только некоторые считают, что это — шаги к коалиции между БЮТ и Партией регионов. Остальные же более трезво оценивают, что в итоге при голосовании в парламенте по некоторым вопросам Юлия Владимировна внезапно получит поддержку от регионалов. Выборы опять скоро, знаете ли…

Интересно, что годик назад, когда некоторые иллюзии по поводу правительства еще сохранялись, в Киеве висели плакаты по поводу крупнейшей энергокомпании страны. Там был изображен избирательный бюллетень с вопросом «Кому вернет честное правительство «Днепрэнерго»? Внизу рисовали две галочки: первая — против слова «СКМ» (читай — Ринат Ахметов), вторая — против слова «народу». Народу, говорите? Ну-ну…