UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Днепрэнерго»: положите обратно

В следующем году в энергетике снова ожидается приватизация. В готовящемся ежегодном послании президента к Верховной Раде Украины прямо говорится о проведении открытых аукционов по продаже объектов энергетики...

Автор: Константин Столяров

В следующем году в энергетике снова ожидается приватизация. В готовящемся ежегодном послании президента к Верховной Раде Украины прямо говорится о проведении открытых аукционов по продаже объектов энергетики.

Для энергетики открытые конкурсы — это возможность выйти на новый уровень, для государства — существенно оздоровить бюджет. Слишком уж много теряет страна из-за применения неконкурсных схем приватизации.

Уходящий год ознаменовался попыткой перехвата контроля над «Днепрэнерго». Ценность этого актива более чем очевидна. Предприятие расположено в центре индустриального региона, и контроль над ним позволяет прямо влиять на энергобезопасность страны…

Однако недавнее сине-белое правительство не нашло ничего умнее, чем отдать «Днепрэнерго» структурам Рината Ахметова по цене ниже 50 долл. за киловатт установленной мощности. Что на порядок ниже стоимости не только европейских, но даже российских аналогов.

Подарок был более чем щедрый. И реакцию вызвал однозначную.

В августе, когда процесс был в разгаре, Юлия Тимошенко обратилась к президенту, премьер-министру и Фонду госимущества Украины с просьбой отреагировать на передачу крупнейшего производителя тепловой генерации электроэнергии — компании «Днепрэнерго» в пользу депутата от Партии регионов Рината Ахметова.

Она тогда эмоционально заявляла: «Практически уже пошла «с молотка» энергетика Украины. Прибрали фактически за копейки. И мы увидели, как правительство работает в спайке с бизнесом. Если так дальше будет продолжаться, то даже если будет смена власти, хозяином Украины останется Ахметов. Такая монополизация для страны недопустима ни при каких обстоятельствах… Обращаюсь к премьер-министру, в продажный Фонд государственного имущества, к президенту Украины, чтобы они отреагировали должным образом и чтобы они вернули государству объекты, которые создают в государстве монополию и влияют на стоимость электроэнергии для людей по всей стране».

Тогда это заявление хоть и вызвало шум, но особого эффекта не возымело. Процесс шел своим чередом.

За дополнительную эмиссию проголосовал даже представитель НАК «Энергетическая компания Украины». При этом был проигнорированы указ президента и решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, которыми запрещается продавать долги энергогенерирующих компаний на аукционах. Кстати, это решение было вызвано угрозой скрытой приватизации государственных энергоактивов, по опыту как раз предыдущих энергоподвигов донецкого бизнеса относительно «Востокэнерго» и «Сервис-Инвеста» (нынче они составляют основу энергетической империи Рината Леонидовича).

Кроме того, есть президентский указ №678/2007, обязывающий правительство и Фонд государственного имущества Украины предпринять меры по защите сектора энергетики от теневой приватизации, в том числе и путем дополнительной эмиссии акций.

Но исполнительная власть проигнорировала документы, надо думать, не случайно. Заодно проигнорировали и статью 34 Закона Украины «О хозяйственных обществах». Она опять-таки прямо запрещает выпуск акций для покрытия убытков, связанных с хозяйственной деятельностью.

Дальше — больше. После допэмиссии «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК) Рината Ахметова сконцентрировала 39,7% акций «Днепрэнерго». Позже пакет довели до 44,3%. Напомним, что, согласно украинскому корпоративному законодательству, уже 40% достаточно для полного блокирования собрания. А блокировать есть что.

Наблюдательный совет компании имеет колоссальные полномочия. При смене этого органа в «Днепрэнерго» из его состава были выведены представители Минтопэнерго, Запорожской облгосадминистрации, ФГИУ и трудового коллектива. Вместо них избрали трех представителей НАК «Энергетическая компанияУкраины» Александра Познякова, Александра Яшту и Николая Стегния.

Отметим, что А.Позняков до назначения и.о. первого вице-президента НАК «ЭКУ» руководил департаментом генерации дирекции по производству ДТЭК.

А.Яшта до назначения на должность и.о. вице-президента «ЭКУ» был директором ООО «Энергопроект» — компании, которая выполняет проектно-исследовательские работы, а также разрабатывает техническую политику для предприятий ДТЭК.

Кроме того, в наблюдательный совет «Днепрэнерго» вошли представители аффилированной с ДТЭК компании DTEK Holdings Limited (как юрлицо) и два представителя ДТЭК — В.Бутенко и А.Онищенко.

Также в наблюдательный совет «Днепрэнерго» был назначен Дмитрий Тевелев, который прежде был управляющим санацией ОАО «Днепрэнерго», то есть технически осуществлял оформление перехода собственности 40% акций в пользу Р.Ахметова. Таким образом, шесть членов наблюдательного совета ОАО «Днепрэнерго» так или иначе связаны с Ринатом Леонидовичем.

Замечательный случай — контрольный пакет акций находится у государства, но в высшем управляющем органе «Днепрэнерго» государство имеет 1/7 голосов. То есть государство теперь не в состоянии не только изменить руководство компании, но и самостоятельно провести собрание акционеров. Впрочем, для его блокирования частным акционерам вполне хватит воли и трех членов наблюдательного совета…

В общем, мало того, что доля НАК «ЭКУ» в уставном фонде «Днепрэнерго» сократилась с 76,04 до 50%+1 акция, так еще государство откровенно отодвинули от управления. И восстановление уровня влияния хотя бы до паритетного потребует серьезной перетряски менеджмента.

Итак, сегодня одна отдельно взятая бизнес-группа контролирует две крупнейшие генерирующие компании страны и все поставки электроэнергии в регионе. Это — почти все теплогенерирующие станции востока Украины.

Интересно, но если бы правительство Виктора Януковича хотело решить только вопрос наполнения бюджета, то ему достаточно было просто продать 25% акций компании по рыночной цене. Учитывая потенциал роста акций (по опыту России), итоговая цена продажи пакета могла бы дойти до 450—500 долл. за штуку. В этом случае государство учло бы права миноритарных акционеров и сохранило контроль над компанией.

А если бы был проведен открытый конкурс с участием крупнейших европейских компаний, сумма могла бы еще больше вырасти… Увы, вместо этого компанию просто отдали «своим».

Сейчас новые акционеры намерены еще больше укрепиться. В декабре ОАО «Днепрэнерго» заявило о проведении 24 января 2008 года собрания акционеров. Среди вопросов повестки дня — делегирование наблюдательному совету энергокомпании полномочий по утверждению условий договора на ведение реестра собственников именных ценных бумаг и заключение самого договора с новым регистратором.

Пока этот реестр, как и большинство реестров энергетических предприятий, ведет киевское ОАО «Финансовая компания «Укрнафтогаз». Сомневаться в его опытности причин не было. Однако, очевидно, есть и другие приоритеты. Надо думать, новый регистратор будет более лояльным к новым акционерам.

Наличие «дружественного» регистратора сильно осложнит процесс возвращения предприятия в госсобственность. А государство однозначно попробует вернуть влияние на компанию. Нынешний министр топлива и энергетики Юрий Продан еще во времена работы в СНБОУ заявлял, что решение собрания акционеров ОАО «Днепрэнерго» о проведении дополнительной эмиссии акций общества принято в нарушение процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве, и может быть обжаловано в судебном порядке.

Путь к возвращению энергокомпании очевиден — через судебные иски необходимо отменить размыв государственного пакета акций ОАО «Днепрэнерго». После этого, по примеру аукциона по продаже «Криворожстали», продать «Днепрэнерго» на открытом конкурсе, с привлечением иностранных инвесторов, что позволит погасить накопленные компанией долги.

Новый премьер в ходе выборов тоже пообещала рассмотреть это дело в судебном порядке. «В зависимости от того, что решит суд, то и будет с «Днепрэнерго». Но у меня есть подозрение, что все будет по закону и компания будет там, где и была — в госсобственности», — говорила Юлия Владимировна в одном из своих выступлений. В другом выступлении она высказывалась еще короче: «Когда станем властью — они все положат там, где взяли».

Властью она уже стала, и, учитывая ее склонность выполнять обещанное, о «Днепрэнерго» не забудут. Как бы кому-то этого ни хотелось...