UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕПУТАТЫ НАДКУСИЛИ КРЕПКИЙ ОРЕШЕК

Число 255 на табло, улыбки облегчения на лицах, извечные мужские поцелуи в правительственной ложе, по которым на сей раз лидировал председатель Госкомсвязи Олег Шевчук.....

Автор: Наталия Яценко

Число 255 на табло, улыбки облегчения на лицах, извечные мужские поцелуи в правительственной ложе, по которым на сей раз лидировал председатель Госкомсвязи Олег Шевчук... Все было в минувший четверг, и все было оправданно: после месяца уговоров, после доброго десятка неудачных голосований законопроект об особенностях приватизации открытого акционерного общества «Укртелеком» принят в первом чтении. Вопрос: Украина, как все, идет на приватизацию своего национального оператора связи или... — наконец-то решен однозначно положительно. Что через какие-то полчаса было подтверждено еще и ударно проголосованными (и тоже пока в первом чтении) поправками к статье 5 закона о большой приватизации — статье, прежде запрещавшей приватизацию в области украинской связи и, по большому счету, многие годы препятствовавшей получению бюджетом «укртелекомовских» денег.

Подобный двойной успех для приватизаторов — большая удача, особенно если вспомнить, что любые законы и изменения к законам по вопросам собственности в нашем парламенте принимаются годами, и очень хорошо, если в конце концов принимаются вообще. Подготовили программу приватизации-2000 прошлой осенью — нынешним летом получили проголосованный и подписанный документ. Официально решились на приватизацию телекома в августе 1998-го — и вот, пожалуйста, в июне 2000-го имеем первый позитивный результат. Хотя, по совести говоря, этот результат можно было бы получить еще три недели назад — никаких объективных препятствий не было. И не вызывать гнев Леонида Даниловича по поводу проволочек, не запускать в ход «официозную артиллерию» в лице Леонида Макаровича и рассмотрения вопроса на координационном совете парламентского большинства. Собраться утречком в четверг, минуя собственные кабинеты и курилки, и дружно проголосовать — чего уж, казалось бы, проще? Тем более, что никто, даже коммунисты, нынче не возражают против того, чтобы быть нашему телекому на 50% минус одна акция приватизированным...

Несколько провальных голосований в начале июня существенно осложнили процедуру принятия очень нужного решения. По всем парламентским канонам, поставленный на голосование и не собравший необходимого количества «за» проект может быть снова рассмотрен лишь на следующей сессии. Так что кабминовский законопроект от 1 февраля с.г. (о нем и о прочих проектах «ЗН» подробнейшим образом рассказывало в статье «Крепкий орешек» в № 20 за 2000 год) имел шансы а) быть отложенным до сентября либо б) подвигнуть на невиданное противодействие коммунистов. Они бы отстаивали чистоту регламентных норм и как бы попутно — альтернативный проект своего коллеги Анатолия Хмелевого и внефракционного депутата Елены Мазур. Но кому нужно открытое противостояние по поводу телекома на столь раннем этапе? Так что появившийся в середине июня законопроект депутатов Алексея Костусева (фракция «Трудовая Украина») и Ирины Белоусовой (фракция «зеленых») стал поистине пальмовой ветвью и... возможностью для правительства сохранить свое лицо.

Даже специалисты затрудняются назвать больше трех-четырех существенных различий между документом от КМ и документом Костусева—Белоусовой. Да, депутаты «пришпандерили» к схеме укртелекомовской продажи понятие «промышленного инвестора», столь популярное в последнее время в кругах теоретиков от приватизации. Да, они «понизили» председателя Фонда госимущества, который по кабминовской версии должен был бы автоматически возглавить координационную комиссию по подготовке к продаже акций. И даже предложили по-новому делить деньги от «Укртелекома»: 30% — на инвестиции и 60% — в бюджет. Но в целом кабминовский вариант проглядывал сквозь новое авторство настолько явственно, что сессионный зал на замену практически не прореагировал.

Конечно, от такого крупного специалиста в области приватизации, как г-н Костусев, занимающегося, по его собственным словам, приватизацией десять лет и имеющего «богатый практический опыт» (малая приватизация в Фонде коммунального имущества г. Одессы. — Н.Я.), эксперты вправе были бы ожидать не просто проходного в сессионном зале, а уже достаточно хорошо подготовленного документа. Документа, который бы по возможности четко отвечал на вопросы: как будут защищены права инвестора, приобретающего 25% акций; получит ли этот инвестор в управление госпакет акций, и если да, то на какой срок, при каких условиях; будут ли (и каким образом) регулироваться взаимоотношения инвестора и государства; какие именно квалификационные требования, кроме трехлетнего опыта деятельности в области электросвязи, государственные органы предъявят к каждому из желающих принять участие в открытых торгах (устный счет в пределах тысячи, умение починить электророзетку или наличие постоянного офиса в центре одной из западноевропейских столиц?) Увы, надежды не оправдались, что косвенно подтверждает одно не очень веселое предположение: депутатам, точно так же, как и Кабмину, укртелекомовский закон необходим лишь как политическое «добро» на приватизацию. Большинство же условий этой суперпродажи будет определяться не в доме под куполом, а совсем в другом месте. Подальше от потенциальных покупателей и общественности?

Насколько наше предположение соответствует действительности, мы узнаем ближе к зиме. Потому что лето и начало осени промелькнут очень быстро за борьбой мнений и интересов, достижением договоренностей, определением тех наиболее достойных лиц и групп, чьи поправки к принятому в первом чтении законопроекту удостоятся чести быть записанными в окончательном его тексте. Пока ВР только надкусила крепкий орешек под названием «приватизация «Укртелекома»; окончательно же разгрызть его в ходе второго чтения будет гораздо сложнее. Так что я бы не взялась сейчас прогнозировать, когда именно страна получит наконец телекомовские деньги. В 2002-м, в 2003- м? Кто знает...

Зато более близкую для Фонда госимущества перспективу— второго полугодия-2000 — точно знает первый вице-премьер Юрий Ехануров. И после его выступления на коллегии ФГИ во вторник уже нет никакого секрета в том, что план по «добыче» денег в бюджет приватизаторам существенно повысят. Будет пересмотрен показатель первого полугодия: обеспечить придется уже не 1 млн., а 1 млн. 200 тыс. гривен. Плюс 800 млн. в третьем квартале. Плюс 1 млрд. в четвертом... И все без продажи телекома...

Последний миллиард особенно важен, так как декабрь обещает стать критическим в плане внешних выплат и... Если не случится чудо и нам не возобновят внешнее финансирование, надежда одна — на качественный скачок в приватизации. Чего правительство нынче усиленно добивается от ФГИ.