UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕЛО БОЛЬШОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ ТРОНУЛОСЬ. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ

С нового года мы, жители Украины, все-таки начнем новую жизнь. Несмотря на традиционные заморозки и заморочки Верховного Совета, не желающего расстаться с полюбившимся мораторием на приватизацию...

Автор: Светлана Рябошапка

С нового года мы, жители Украины, все-таки начнем новую жизнь. Несмотря на традиционные заморозки и заморочки Верховного Совета, не желающего расстаться с полюбившимся мораторием на приватизацию. С нового года вопрос - «куда вложить свой ваучер?» - перестает вызывать истерический смех у специалистов и приступы непечатной брани у обыкновенных граждан. Что же произойдет?

Президент решит не дожидаться милостей от парламента и даст сигнал к началу большой приватизации (предприятий групп В и Г). Более того, в Указе «О мерах по обеспечению прав граждан Украины на использование приватизационных имущественных сертификатов» будет изложен даже конкретный механизм - что, как и кому приватизировать. «ЧТО» - крупные, т.е. с дорогостоящими основными, фондами, предприятия. «КОГДА» - с 1 января 1995 года. И - больной вопрос современности-КАК. Согласно проекту Указа, 30% акций предприятия оставляет за собой государство - чтобы не сразу почувствовать себя не у дел. Часть, пропорциональную количеству работающих на предприятии, получат сами работающие, причем на льготных условиях. То есть, каждый, кто работает на предприятии, имеет право получить его акции по номиналу - в размере одного приватизационного сертификата и еще докупить (и опять же - по номиналу) акции на половину стоимости приватизационного сертификата. То, что остается, а по оценкам экспертов это до 50% акций, будет свободно продаваться через ваучерный аукцион.

Такие аукционы должны проходить в том регионе, где расположено предприятие. Что приятно с точки зрения развития структуры фондового рынка: каждому региону или крупному городу - по собственной фондовой бирже, на которой котироваться будут только приватизационные сертификаты.

А что будет с теми 30%, которые государство оставляет за собой? Кроме чисто политической, решение о 30% имеет и материальную подоплеку: индексация вкладов населения, съеденных инфляцией, будет проведена через дополнительный выпуск приватизационных сертификатов. Покрытие обесцененных сбережений как раз и произойдет за счет этих 30 государственных процентов. Практически Фонд госимущества будет продавать «свою долю» собственности предприятия.

В Указе нет упоминаний о так называемых трудовых коллективах, поскольку никто, даже певцы аренды с выкупом, не могут сказать, что это такое. Тут уж в полный рост встает вопрос управления предприятием. Многочисленные эксперименты показали, что когда собственников много и все они - мелкие (трудовой коллектив?..), эти самые- собственники абсолютно не в состоянии разумно распорядиться существующей прибылью и обеспечить прибыльное функционирование предприятия в дальнейшем. «Всю прибыль - на зарплату», - принцип хозяйствования, приводящий в результате к тому, что предприятие «доходит до ручки», а государство начинает выплачивать бешеное количество пособий по безработице.

В глобальном масштабе ничего смертельного в этом нет - после первичного распределения собственности, т.е. приватизации как таковой, начинает активно функционировать вторичный рынок ценных бумаг. В результате собственность все равно переходит к наиболее разумному хозяину. Но приватизационные сертификаты, очевидно, будут иметь вид наличных и именных. Так что если вам захочется продать свой сертификат, то с именным это будет сделать значительно сложнее, чем с сертификатом на предъявителя. Это обстоятельство - не более, чем политическая уступка тем, кто очень хочет все контролировать и отслеживать.

Тема приватизации - необозрима. Поэтому имеет смысл остановиться только на одном: чем, помимо общерыночного удовольствия, обернется начало приватизации для каждого конкретного ее участника.

Во-первых, если вы что-то приватизировали, сие не означает, что это «что-то» вы можете спрятать в карман и унести домой. Это означает, что вы приобрели право получать от приватизированного объекта свою долю прибыли. Так что проклятие: «Что б ты жил на одну зарплату» становится все более архаичным. Приватизатор живет на зарплату плюс дивиденды.

Во-вторых, в случае массовой приватизации финансовые посредники смогут размещать привлеченные сертификаты с меньшим риском. Вкладчики лопнувших трастов хорошо поймут, насколько это важно: ведь главной (экономической) причиной банкротства трастов являлась чрезвычайно высокая степень риска, неизбежная в случае «если некуда вкладывать» то, что они с населения насобирали.

Ваш автор очень благодарен Сергею Терехину, директору Фонда поддержки реформ, в беседе с которым удалось выяснить все изложенные здесь подробности. Остается только пожелать, чтобы начавшаяся приватизация не была резко остановлена: кто резко тормозит, - рискует больно упасть.