UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дарницкая ТЭЦ: год в оранжевых тонах

Весной прошлого года Дарницкая ТЭЦ отметила полувековой юбилей. По этому поводу на стену машинного зала повесили большую цифру «50», достаточно случайно окрасив ее в оранжевый цвет...

Автор: Георгий Малинский

Весной прошлого года Дарницкая ТЭЦ отметила полувековой юбилей. По этому поводу на стену машинного зала повесили большую цифру «50», достаточно случайно окрасив ее в оранжевый цвет. Через несколько месяцев оказалось: как в воду глядели…

Впрочем, 2004 год для станции запомнился не только раскраской стен. Завершился один из самых непростых периодов истории предприятия — «канадский». Расставание получилось невеселым, но оно было неизбежно. Канадская компания Nortland Power так и не выполнила проанонсированную инвестиционную программу. Вместо обещанных 150 млн. долл. реально за восемь лет поступило около миллиона. Однако все это время канадцы управляли предприятием. И ситуация, когда это делалось фактически за красивые глаза, не могла длиться бесконечно долго...

Фонд госимущества несколько раз поднимал вопрос о необходимости внесения инвестиций, и, наконец, летом прошлого года доля канадцев была пересмотрена в соответствии с их вкладом. В результате вместо контрольного пакета у бывшего главного акционера осталось около 2% акций ТЭЦ. Восторга у них это не вызвало, и начались суды. В ноябре-декабре стало немного не до этого, но с начала года процесс, что называется, пошел. В защиту поруганных прав инвестора начали высказываться депутаты; посол Канады написал письмо Президенту. Появилось и письмо от имени трудящихся, адресованное Юлии Тимошенко.

Во всех этих обращениях можно выделить три основные претензии канадской стороны к остальным акционерам станции и ее менеджменту: ТЭЦ пытаются фиктивно обанкротить, станция в прошлом году заключила непомерно большой контракт на поставку угля и, наконец, ТЭЦ сегодня находится в плачевном техническом состоянии, что может закончиться масштабной аварией.

Кроме того, небольшая «шпилька» адресовалась столичной власти, которая совершенно ничего не делает для наведения порядка на объекте, играющем важную роль в обеспечении города теплом. Что в общем-то понятно, учитывая, что г-н Омельченко на протяжении как минимум последних пяти лет без пиетета относился к канадским акционерам Дарницкой ТЭЦ, требуя отобрать у них пакет акций за невыполнение инвестобязательств в пользу города: «Канадская сторона не выполнила ни одного условия инвестиционного договора, а есть закон — если не выполняется инвестиционный договор, то любой суд должен принять простое решение — прервать условия договора и взыскать с инвестора ущерб». Мэра давно раздражает даже само название «УкрКан-Пауэр».

Наиболее серьезное обвинение — это, конечно же, фиктивное банкротство. Однако, как утверждает председатель правления ЗАО «УкрКан-Пауэр» Юрий Коляда, «объем и структура существующей кредиторской задолженности не дает никаких оснований даже гипотетически говорить о банкротстве ТЭЦ». Наши попытки выяснить в хозяйственных судах Дарницкого и Деснянского районов, возбуждалось ли дело о банкротстве «Укр-Кан Пауэр», дали однозначный ответ: «Нет, не возбуждалось».

Ситуация с контрактом на поставку топлива менее радужная. Действительно, такой документ был подписан летом прошлого года и предусматривал обеспечение станции углем в размере примерно годовой потребности станции. На Дарницкой ТЭЦ необходимость заключения этого договора объясняют подготовкой к завершившемуся на этой неделе отопительному сезону. Но в ходе бурных событий конца года (шахты Донбасса то осуществляли отгрузку угля, то прекращали ее) контракт выполнялся плохо, и дело уже дошло до суда. Хорошо уже то, что 300 тыс. потребителей тепла (до тысячи многоэтажных домов) на киевском Левобережье этого не ощутили, и затянувшаяся зима прошла для них нормально.

Более того, теплоснабжение было явно лучше, нежели в зоне обслуживания «Киевэнерго». Когда в январе-феврале последнему снижали давление газа и батареи в центре города ощутимо остывали, Дарницкая ТЭЦ работала устойчиво. Долгов за газ у нее не было, соответственно, и «Нафтогаз Украины» не ограничивал ее потребление.

Правда, на самой станции на вопрос «Почему вы сработали в нынешнем отопительном сезоне лучше, чем «Киевэнерго?» реагируют очень нервно и просят не ссорить с коллегами и городскими властями.

— Мы — часть единой системы теплоснабжения города, и здесь не может быть разговоров, кто лучше, а кто хуже. Когда проблемы возникают у нас, нам помогает «Киевэнерго», возникают проблемы у них — мы помогаем. От проблем в нашей работе никто не застрахован, — утверждает Юрий Коляда.

Что же касается сведений о срыве ремонтной кампании на ТЭЦ, то ее руководство категорически отрицает эту информацию. На станции действительно очень много изношенного оборудования. Ряд котлов имеют наработку 300 тыс. часов, что почти вдвое выше проектного уровня. И с каждым годом такого оборудования становится все больше и больше. В конце 80-х был разработан проект реконструкции станции, но в итоге все это так и осталось на бумаге.

Потом был проект канадских акционеров, но обещанные ими инвестиции на станцию так и не пришли. Более того, сегодня, по словам Юрия Коляды, необходимости в мощностях для сглаживания пиковых нагрузок энергосистема столицы (в отличие от 1996 года, когда пришли канадцы. — Авт.) не испытывает. Другой вопрос, что интенсивность использования оборудования в последнее время заметно возросла. Если еще несколько лет назад в работе находилось от трети до половины оборудования, то нынешней зимой станция работала практически на полную мощность. При этом с учетом все ускоряющейся застройки прилегающих районов нагрузка будет расти.

В связи с этим на станции разработали пять технических проектов, направленных на повышение надежности и экологичности оборудования. Будет модернизировано газовое хозяйство. Значительные средства намечается вложить и в борьбу с потерями тепла при его передаче. До начала июля львовская компания «Техэнерго» проведет на Дарницкой ТЭЦ технический аудит оборудования, что поможет оптимизировать затраты.

Всего же в ближайшие три года на программу модернизации потребуется около 50 млн. грн. инвестиций. Благодаря этому ресурс оборудования будет продлен до 2020—2025 гг. Конечно, на фоне обещанных канадцами 150 млн. долл. нынешняя сумма капвложений (около 9,5 млн. долл.) выглядит намного скромнее. Однако не стоит забывать, что реализация этих инвестиционных планов не требует изменения тарифов. Озвученное ранее канадцами предложение удвоить тарифы ни к чему, кроме конфликта с Киевсоветом и НКРЭ, не привело.

Впрочем, не все так просто. И дело даже не в том, что президент компании Northland Power г-н Темертей является членом Консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций в Украину и координатором совещательной группы «Канада—Украина». Более того, он действительно достаточно известный бизнесмен в канадской провинции Онтарио. Однако с инвестициями в Украине у него почему-то не сложилось.

Судя по обращениям к Президенту и премьеру, инициированным иностранным инвестором, канадская сторона не желает отказываться от борьбы и готова использовать с выгодой для себя как «постреволюционный синдром», так и фактор выборов будущего года. Причем не столько парламентских, сколько в Киевсовет.

Учитывая, что в данном конфликте Омельченко занял довольно четкую и однозначную позицию, найдется достаточно людей, готовых представить его как врага зарубежных инвестиций вообще и зарубежной украинской диаспоры в частности. Или просто погреть руку у чужого костерка. То, что повод притянут за уши, для политических разборок — дело десятое. Проходило и не такое. Тем более на фоне длящихся уже несколько месяцев разговоров о реприватизации, которые воспринимаются не иначе, как «все отнять и переделить».

Главное, чтобы при этом не забыли о том, с чего начали, — о развитии ТЭЦ, о тех же ремонтах. Не стоит забывать, что это тепло для Левобережья Киева. Наконец, рабочие места для 600 человек. Станция и столица уже по горло сыты обещаниями — пора работать.

Справка ЗН:

Дарницкая ТЭЦ (ЗАО «Энергетическая компания «Укр-Кан Пауэр») предназначена для теплоснабжения промышленных предприятий и жилых массивов Дарницкого и Днепровского районов города. Установленная тепловая мощность — 1080 Гкал/ч (в том числе 840 Гкал/ч — для горячего водоснабжения). Электрическая мощность — 160 МВт. Основное топливо — донецкий антрацит, вспомогательное — природный газ.

Уставный фонд компании — 82,5 млн. грн. Доля Фонда госимущества — 34,3%. В 2004 году ФГИ расторг договор купли-продажи 51-процентного пакета акций, заключенный ранее с канадской компанией Nortland Power Darnytsia Inc. Владельцем Nortland Power является гражданин Канады Джеймс Темертей.