UA / RU
Поддержать ZN.ua

«АэроСвит»: продажа или раздача?

Вообще-то в нормальных странах в период кризиса не принято прибегать к массовым распродажам госимущества...

Автор: Василий Днепров

Вообще-то в нормальных странах в период кризиса не принято прибегать к массовым распродажам госимущества. Но у украинских приватизаторов свои законы — именно сейчас они и собираются по-быстрому «продать Родину».

С точки зрения эффективности работы Фонда государственного имущества Украине страшно не везет. На смену Валентине Семенюк-Самсоненко, которая принципиально противилась практически любой приватизации, пришла команда «профи» Дмитрия Парфененко с задачей ускоренными темпами продать госсобственность за бесценок. Про обещания продать энергетику до выборов уже много писалось. Менее известны грандиозные планы фонда на ниве авиаперевозок.

В начале сентября нанятая ФГИ компания завершила оценку 22,39-процентного пакета акций ЗАО «Авиакомпания «АэроСвит». Результаты впечатляют: пакет оценили в 17,0 млн. грн. (2,1 млн. долл.).

Нетрудно подсчитать, что вся компания, контролирующая свыше 40% авиаперевозок Украины, по версии оценщиков стоит 9,48 млн. долл. А стоимость авиарынка Украины, по «независимой рыночной оценке», — аж 23 млн. долл.

Браво! ЗАО «Остров», еще в 2004 году прославившееся оценкой госпакета ИнГОКа, подтвердило свою репутацию. Не зря на сайте компании написано, что «за более чем 16 лет работы ЗАО «Консалтинговая фирма «Остров» оценены активы около 50 крупных объединений, корпораций, предприятий, фабрик и заводов, более 150 средних и мелких предприятий и более чем 20 тысяч других объектов. При этом «Остров» не имел и не имеет претензий и рекламаций». Что ж, исчерпывающе…

А не пора ли попросить «островитян» оценить стоимость самого ФГИ — именно как бизнес-компании? Фирма заработает дополнительные деньги, а ФГИ наконец узнает истинную рыночную стоимость своей деятельности.

Общественности наверняка будет небезынтересно узнать, во сколько копеек оценят его усилия…

8 сентября 2009 года Фонд государственного имущества Украины письменно известил акционеров ЗАО «Авиакомпания «АэроСвит» о намерении продать свой пакет акций. На всякий случай сообщаем чиновникам, что только стоимость принадлежащей «АэроСвиту» земли (вместе с расположенным на ней санаторным комплексом «Форос») тянет минимум на сотню миллионов долларов, а то и на все полторы…

И что оборот авиакомпании в прошлом году превысил
3 млрд. грн., что в 75 раз превышает стоимость всей компании по итогам предельно «независимой оценки».

Собственно, в Украине давно уже никого не удивляют чудеса нашей оценочной методологии: объект, проданный славными работниками ФГИ за миллион гривен, почти тут же могут спокойно выставить на продажу за десять миллионов у.е. Поинтересуйтесь рыночной ценой того же ИнГОКа сейчас…

Методология оценки у нас имеет настолько широкий диапазон, что при желании можно насчитать, что покупателю еще должны доплатить. Отсутствие рекламаций при этом гарантируется.

Вообще-то существует беглая оценка стоимости бизнеса: оборот за последние три года суммируют и делят на три. Оценка грубая, но порядок цифр дает…

Учитывая особенности продажи в закрытых акционерных обществах, стоимость «АэроСвита» будет пониже, но, естественно, не в десятки раз.

Компания вовсе не находится на грани банкротства. Она уверенно удерживает лидерские позиции на рынке, перетягивая канат с «Международными авиалиниями Украины». В прошлом году объем пассажирских перевозок вырос на 22%, что обеспечило второе место по темпам роста среди членов Ассоциации европейских авиалиний. Выполнено почти 30 тыс. рейсов.

Кризис, естественно, сказался и на авиаторах, но ничего катастрофического. Количество перевезенных пассажиров на регулярных рейсах упало на 20,7%, что примерно на треть лучше среднего по мировой авиаиндустрии (29,3%.)

Мировой рынок авиаперевозок в Европе и мире сейчас понемногу восстанавливается. Что мешает подождать с полгода и уже тогда оценивать компанию?

Кстати, коэффициент загрузки рейсов «АэроСвита» сейчас достигает 66,5%. Для сравнения, у ближайшего конкурента — «Международных авиалиний Украины» — 54,1%. Любопытно, ее пакет ФГИ, часом, даром не отдаст?

Более того, почему-то для оценки выбрано время до собрания акционеров компании, на котором, в частности, собираются утвердить распределение дивидендов за 2007 год. Акции как база для расчета стали бы заметно дороже.

В общем, возникает извечный вопрос — кому это выгодно? Теоретически целью №1 для ФГИ должно быть «достижение максимального экономического эффекта от продажи объектов приватизации». Говорить об эффекте при такой оценке, наверно, можно. Но этот эффект явно не у государства…

Как уже упоминалось, один земельный участок потянет на пару порядков больше, чем 22,4% акций (при такой-то оценке!). А есть еще используемые компанией почти полтора десятка реактивных авиамашин, разрешения на полеты в десятки городов (на ряде направлений она — единственный национальный перевозчик), сотни тысяч вполне лояльных клиентов.

У «АэроСвита» есть сертификат Международного аудита эксплуатационной безопасности. Имеется около 100 соглашений о взаимном признании перевозочной документации с авиакомпаниями, что позволяет приобрести билеты на его рейсы практически в любом уголке мира. Кооперация позволяет доставлять пассажиров с единым билетом от «АэроСвита» в тысячи конечных пунктов в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, Африке и Австралии.

Все это и называется брендом. Выстраивание подобной цепочки с нуля займет годы и будет стоить шестизначных цифр в валюте. И за контроль над всем этим — два миллиона долларов? Как говорится, «заверните две».

Сейчас у компании — четыре основных акционера. Это Арон Майберг, (дружественным ему структурам принадлежит половина нидерландской компании Gilward Investments, которой, в свою очередь, принадлежит
38% ЗАО «АэроСвит»), Виктор Пинчук (компания которого «ГенАвиаИнвест» владеет примерно 24,9%), Григорий Гуртовой (владеющий 50% акций Gilward Investments), а также ООО «Бюро» (4,8% акций ЗАО). Плюс наш любимый Фонд госимущества Украины с его 22,39%, хотя к центрам влияния его можно отнести разве что из вежливости.

Нетрудно увидеть, что приобретение госпакета обеспечит любой из групп резкое усиление влияния. И, судя по цене, на очень «эксклюзивных» условиях.

Чужих пробуют не допустить вообще. Хотя именно они и могут предложить больше. Так, финансовая компания «Он-лайн капитал» направила в ФГИ предложение о покупке государственного пакета акций ЗАО «АэроСвит», предложив за него не 17 млн. грн., а 35. Не бог весть что, но таки вдвое больше оценки, которую чиновники упорно называют рыночной…

Тогда же было заявлено, «что в случае поступления более конкурентных с точки зрения цены заявок компания готова повысить сумму своего предложения».

Но чиновники видят рынок по-иному. Напрашивается слегка наивный вопрос — а в чью пользу?

Нельзя сказать, что всем им это нравится. Один из чиновников на правах конфиденциальности предложил посчитать, у кого в итоге получится наибольший личный пакет, если к нему добавить ФГИ-шный…

Если так, то с будущей удачной покупкой можно будет поздравить Виктора Пинчука.

Версия вполне имеет право на жизнь. В прошлом году небезразличный ему банк «Кредит-Днепр» очень трогательно (и крайне недорого) хотел взять в залог принадлежащий «АэроСвиту» участок земли в Крыму в обмен на кредит, сумма которого была в 15 раз меньше стоимости земли. Поднялся большой скандал, в котором фонд молчал не хуже, чем рыба у форосского побережья.

Тогда акционеры не промолчали, и участок таки остался за компанией. Любопытно, насколько они готовы к проведению нынешнего передела по дешевке?

Годом раньше, в 2007-м, будущий премьер (тогда — оппозиционный трибун) Тимошенко вообще публично обвиняла уважаемого бизнесмена в попытках захватить аэродром «Борисполь» — опорный для «АэроСвита». И даже неполиткорректно упоминала всякие мумии…

Кстати, тогдашнее выступление сейчас любопытно читать:

«Такие масштабы собственности и тотального контроля над страной были зафиксированы в последний раз в истории еще во времена Тутанхамона, три с половиной тысячи лет назад. И теперь в Украине».

Прошло два года. Тимошенко — в правительстве, в фонде — новое руководство. Вы уверены, что что-то поменялось?