UA / RU
Поддержать ZN.ua

А ВДРУГ ПОДАВЯТСЯ?

Только на прошлой неделе прошла беспрецедентная по наглости продажа государственной доли в СП, созданном на базе белоцерковского шинного завода «Росава»...

Автор: Игорь Маскалевич

Только на прошлой неделе прошла беспрецедентная по наглости продажа государственной доли в СП, созданном на базе белоцерковского шинного завода «Росава». Пакет, первоначально оцененный в 19,2 млн. долл., был в итоге успешно (даже с превышением стартовой цены торгов) реализован… в 24 раза дешевле (за 0,79 млн. долл.) Как нетрудно подсчитать, покупатели сэкономили скромные 18,4 млн. долл.

Мы очень далеки от мысли, что украинский госчиновник может взять крупную взятку. Однако, исходя из сложившейся практики (на уровне 5%), за столь существенную экономию ресурсов при сделках подобного рода объем потенциального и упущенного вознаграждения можно оценить примерно в миллион «зеленых».

Впрочем, возможно, кто-то и не «лопухнулся» и слегка обеспечил будущее собственных внуков. Во всяком случае, первый вице-премьер Юрий Ехануров, объясняя агентству «Интерфакс—Украина» возможные мотивы столь дивной продажи, выразил сожаление, что «никакие протесты не срабатывают там, где дают серьезные взятки». Впрочем, и он был вынужден отдать должное трудовому героизму безымянных исполнителей, стремившихся любой ценой сбагрить горевший в руках пакет акций.

«Люди знают, что их будут увольнять с работы, что этим занимается Генеральная прокуратура, но все равно выполняют задание своих хозяев»… Правда, Юрий Иванович считает, что «товарищи не поняли, когда мы решили снять с работы главу «Укрспецюста», и пообещал просветить их на этот счет.

Существенное замечание. Чисто технически продажа 49% акций «Росавы» была, безусловно, в а-ля «Укрспецюст», хотя само это уважаемое ведомство в ней не участвовало. Торги проводились на Украинской универсальной торговой бирже, о которой (как о торговце акциями) все давно забыли. По данным г-на Еханурова, тираж издания с публикацией сообщения о предстоящей продаже акций госдоли СП «Росава» был специально изъят.

В принципе продажа могла вообще пройти «тип-топ», если бы не один прокол в самом начале. Изначально сделку по продаже пакета акций (а речь шла о доле в СП, арестованной по решению суда) попробовали провести через Первую фондовую торговую систему (ПФТС), а это очень прозрачная организация. Вдобавок первоначально выбранный торговец, компания «Альфа-Капитал-Украина», провела оценку рыночной стоимости. Так как брокер получает деньги как комиссионные от суммы сделки, то, естественно, она старалась продать госпакет подороже и оценила его в 103,9 млн. грн. (т.е. более 19 млн. долл.). Эту котировку она и выставила в ПФТС. Очевидно, сумма возможных расходов неприятно поразила возможного покупателя. А тут еще сняли правительство Ющенко и кому-то показалось, что прикупить пакетик можно и подешевле.

Так или иначе, но, как утверждает в интервью агентству «Интерфакс-Украина» генеральный директор ЗАО «Альфа-Капитал-Украина» Валерий Нилов, дальнейшее развитие событий выглядело так. Письмом от 10 мая отдел государственной исполнительной службы Броварского районного управления юстиции уведомил компанию о расторжении договора-поручения о продаже этого пакета. Мотивировалось это возникновением форс-мажорных обстоятельств, в частности приказом Министерства юстиции №29/5 от 5 мая. Согласно этому приказу, право осуществлять действия по исполнению решений арбитражного суда Киевской области о взыскании задолженности с ОАО «Росава» передавалось «другому подразделению отдела государственной исполнительной службы». «Альфа-Капитал» это, естественно, не порадовало, но «клиент всегда прав», и она уведомила ПФТС о прекращении аукциона.

Причем, по словам представителя «Альфа-Капитал», к ним обращались ряд потенциальных покупателей (а продавалось, как мы уже говорили, 49% СП), так что пакет мог быть продан в ПФТС по цене даже выше стартовой. Через неделю после расторжения договора исполнительная служба Радянского района города Киева продала успешно этот пакет… за 4,29 млн. гривен. Правда, точку в этом деле ставить пока рано. Делом будет заниматься Генпрокуратура, которая внесет свой протест по поводу продажи…

Самым пострадавшим в этой истории выглядит ФГИ. Ему было в общем-то все равно, кто, где и по какой цене продавал акции СП «Росава» — не устраивал сам механизм продажи, так как резко обесценивалась стоимость намеченных к продаже 74,6% акций материнской компании — ОАО «Росава». После всех продаж долей в СП в самом акционерном обществе остается едва ли не один забор и не слишком ценное оборудование. Поэтому в Фонде еще на прошлой неделе откровенно радовались прекращению торгов в ПФТС. Тогда казалось, что сработал протест ФГИ, но, как видим, причины были иными.

Впрочем, ФГИ от этой истории вскоре выиграет — правительству абсолютно неприкрыто бросили вызов. Терять ему уже особенно нечего (оно и так в отставке), зато вполне можно спасти лицо, если не посадив, то, по крайней мере, назвав заказчиков и отследив процедуру исполнения подобных сделок.

А значит, в дальнейшем пользоваться этой схемой будет сложнее. Тем более что косвенно задели и Президента — ведь он на прошлой неделе поручал разобраться с механизмом подобных продаж, и очередная сделка его явно не порадовала. Уже известно о датированном 23 мая поручении Л.Кучмы правительству «подготовить и направить на рассмотрение Президента проект закона о временном приостановлении принудительной реализации имущества госпредприятий с долей государства более 25% уставного фонда».

Предполагается, что закон должен коснуться обращения взыскания на объекты недвижимого имущества, станки, оборудование, другие основные средства, сырье, материалы для производства и акции как финансовые активы. Согласно распоряжению, под действие законопроекта должно подпадать также отчуждение имущества по процедуре банкротства, а также реализация имущества, находящегося в налоговом залоге.

Кроме того — очевидно, на тот случай, если кто-то снова проявит инициативу, — Президент поручил Министерству юстиции до принятия этого закона Верховной Радой обеспечить приостановление обращения взыскания на указанное имущество. Аналогичная задача поставлена и перед руководством силовых органов: они должны пресекать «злоупотребления должностных лиц в процессе принудительной реализации имущества госпредприятий и предприятий, с долей государства свыше 25%».

Так что определенная реакция есть. Другое дело, что это не панацея, а временная отсрочка. Ведь основная причина применения подобных схем — многомиллиардная задолженность украинских предприятий — никуда не делась… Решить ее в обозримом будущем, очевидно, не удастся, так что схема конвертации долги в имущество будет жить и дальше. Просто государство должно регулировать ширину раскрытия пасти — а то, неровен час, кто-то из претендентов подавится.