UA / RU
Поддержать ZN.ua

Заблокированные возможности

Сегодняшние хозяйственные достижения ГП "Укрспирт" несравнимы с его производственным потенциалом.

Автор: Рита Резник

Сегодняшние хозяйственные достижения ГП "Укрспирт" несравнимы с его производственным потенциалом

Промежуточные результаты работы,информация о которых размещена на сайте Государственного предприятия "Укрспирт", не могли не впечатлить правительство и аналитиков отрасли. Предприятие, которое с апреля месяца чиновники предыдущего Минфина так старались сначала ликвидировать, а затем приватизировать (причем все это в срочном порядке), не только удержалось на плаву, но и показало впечатляющие результаты своей хозяйственной деятельности.

Стереотип о том, что государственное - означает плохо управляемое, в данном случае не сработал. И это несмотря на все старания директората спиртзаводов на местах, который зубами вцепился в свои насиженные еще при Януковиче кресла, а еще претензии налоговиков, которые копали под фундамент в поисках дополнительных возможностей пополнения госбюджета за счет государственного же предприятия.

В итоге имеем дело не с промежуточным рекордом, а компромиссом. В "Укрспирте" даже подсчитали, сколько они, а значит и государство, недополучили из-за неуклюжего администрирования налогов, которое в нашей стране по печальной традиции сопровождается блокированием работы, а в данном случае еще и развития производственной деятельности предприятия. Обозначенные потери госпредприятия мы попросили расшифровать…

Наверное сегодня найдется не много предприятий частной или акционерной формы собственности, которые в пять с лишним раз нарастили свой чистый доход по сравнению с прошлогодним. Зато государственное предприятие "Укрспирт" по итогам работы за II и III кварталы 2014 г. зафиксировало 88,9 млн грн чистой прибыли против 15,8 млн грн в аналогичном периоде 2013 г. В результате расчетная сумма отчислений в госбюджет от этой прибыли составила 27,7 млн грн против прошлогодних 2,4 млн грн, то есть увеличилась более чем в 11 раз.

При этом общие отчисления в казну государства за два квартала 2014 г. достигли 119,5 млн грн, что на 48,8% или на 39,3 млн грн больше, чем во втором и третьем кварталах прошлого года.

Кроме этих данных, зафиксированных в реальной бухгалтерской отчетности, обнародованы и цифры неполученной прибыли. На предприятии считают, что если бы Государственная фискальная служба не блокировала производственные мощности госпредприятия, то за отчетный период чистая прибыль увеличилась бы более чем в два раза (на 105 млн грн) и достигла бы 193,9 млн. При этом к сумме налога на прибыль добавились бы еще 19 млн, а к сумме НДС – 102 млн грн. Дивиденды выросли бы на 26 млн.

За счет чего же конкретно понесены такие потери, и чем они подтверждаются?

В первую очередь речь идет о потерях из-за принудительной остановки предприятий. Естественно, они тоже зафиксированы в операционной документации.

На многих предприятиях в связи с их остановкой на неопределенный срок из-за действий ГФС прошли существенные сокращения. Общая сумма потерь, понесенных за время простоя (зарплата, расходы на энергоносители, операционные и админрасходы), превысила 16 млн грн.

Еще более удручающе выглядит картина из-за потерянных возможностей в производстве и реализации технических жидкостей, в частности биоприсадок для бензина.

Напомним, что 14 июня налоговая отобрала образцы готовой продукции спиртзаводов и обратилась в таможенную лабораторию. Анализ сделали только на содержимое этанола. На основании таких поверхностных исследований готовую продукцию отнесли к "спирту этиловому", что соответствует коду 2207-2208. В результате вопреки законодательству и здравому смыслу даже отходы производства спирта - фракция главная этилового спирта (ФГЭС) - превратились в подакцизный товар. Не помогли ни решения судов, ни экспертные заключения НИИ.

Справка ZN.UA

ФГЭС - побочный продукт (3%) производства спирта - является токсичным отходом с повышенным содержимым альдегидов и может быть использован для технических целей. "Укрспирт" утилизирует фракцию, перерабатывая ее в технические жидкости для производства растворителей, антидетонационной присадки для бензина, смывок.

Обложенная акцизом ФГЭС, из которой на спиртзаводах производилась присадка для бензина КМПА, стала никому не нужна. В результате остановилось и производство спирта, ведь емкость для хранения этой фракции на заводе аккредитована. После ее заполнения предприятие работать не имеет права.

Таким образом, с одной стороны останавливаются предприятия, а с другой - ставится крест на перспективах отрасли. Не секрет, что мощности спиртовых предприятий в три раза превышают емкость внутреннего рынка. Поэтому часть из них перепрофилировались на производство технических жидкостей. Самое перспективное направление - это производство спиртовой присадки КМПА, повышающей октановое число бензина. И ФГЭС в данном случае является сырьем, а теперь уже подакцизным сырьем. Вот вам и потери от запланированной, но непроизведенной продукции.

Печальный итог: из-за неуклюжих действий работников фискальной службы не было произведено более 4,5 млн дал технических жидкостей на сумму 613 млн грн, обеспечивающей 105 млн грн прибыли "Укрспирту". В свою очередь государство недосчиталось 102 млн НДС, 19 млн налога на прибыль и 25 млн грн дивидендов.

Конечно, возражают эксперты, эти потери рассчитаны для идеальных условий и единой отпускной цены продукции в 134 грн за дал. "На самом деле в реальных производственных условиях показатели были бы меньше процентов на 12. И таким образом чистая прибыль составила бы не 105, а 91,7 млн грн", - считает доктор технических наук Леонид Левандовский.

Увы, поправка профессора уточняет показатели, но не меняет сути проблемы.

В то время как в Украине остро стоит проблема с топливом и энергоносителями, с наличием валюты на их приобретение, вдруг останавливается производство октаноповышающей присадки для бензина. К сведению читателя, по нынешним требования ГФС эта присадка получается дороже бензина, но согласно действующему закону об альтернативных видах топлива должна в количестве 5% присутствовать в любом бензине и способствовать его удешевлению. Биотопливо включает 30% такой присадки.

Таким образом, тема дешевого биотоплива закрывается в Украине из-за акцизной неразберихи. А для повышения октанового числа бензинов нефтяники вынуждены закупать метилтрибутиловый эфир (МТБЭ), который импортируется из России, Казахстана или Европы.

Блиц-интервью с нефтяником

Олег ЕФИМОВ, директор по финансовому контролю ПАО "Укртатнафта", Кременчугский НПЗ:

- Мы не можем нормально работать со спиртовыми присадками, пока вопрос кодов и акцизов не урегулирован. При акцизе 70 грн/л биобензин становится намного дороже, чем обычный, и в его производстве никакого смысла нет.

- Как обстоят дела в развитых странах?

- Акциза на добавки нет. У них выделяется топливный спирт, и ни у кого даже мысли нет, что из него можно произвести что-то для употребления внутрь. "Укрспирт" тоже пошел путем разделения. Там выделили 15 заводов и сказали, что на них будут производиться только топливные присадки. Технологически если убрать из цепочки часть оборудования, то на такой линии уже никак не произведешь пищевой спирт.

- Какая потребность Кременчугского НПЗ в КМПА?

- 2,2 тыс. т мы могли бы добавлять в обычный бензин, а из 1,5 тыс. делать альтернативку. То есть 4 тыс. т в месяц - это минимальная наша потребность. Ее могут обеспечить четыре спиртзавода, работающие на полную мощность.

- Что это дает Украине?

- В стране нет крупнотоннажного производства октаноповышающей добавки МТБЭ. Если бы отечественная КМПА была в достаточном количестве, то мы использовали бы ее и в производстве альтернативного топлива, и часть импортного МТБЭ заменили бы украинской присадкой. Это экономия валюты и увеличение поступлений в агросектор, потому что спиртовую присадку можно изготавливать из низкосортного зерна или отходов производства сахара.

Сегодня законодатель обязывает применять в бензине 5% биодобавки, но закон не работает. Нефтяники рады добавить, но из-за претензий фискальной службы "Укрспирт" сейчас не в состоянии обеспечить такого объема.

- Если бы присадка была в достаточном количестве, как изменилась бы цена бензина в стране?

- Альтернативный бензин, содержащий 30% добавки, был бы дешевле на 10--15% чем обычный.