UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уменьшение налога на прибыль: путь к параличу индустрии программного обеспечения

С момента вступления в силу закона №9744 у предприятий индустрии программного обеспечения будет парализована хозяйственная деятельность.

Автор: Владимир Коноваленко

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №9744 от 23 января 2012 года, в соответствии с которым ставка налога на прибыль для предприятий индустрии программного обеспечения должна быть установлена в размере 16%.

Все бы хорошо, да вот беда: с момента вступления в силу закона №9744 у предприятий этой сферы будет парализована хозяйственная деятельность.

Прежде чем разбираться в причинах, которые приведут к параличу, необходимо ответить на один важный вопрос: за счет чего производство программного обеспечения (ПО) является высокорентабельной сферой экономики любой страны мира? Главным образом благодаря наличию у предприятий нематериальных активов в виде исключительных имущественных прав на компьютерные программы и базы данных, а также возможности предоставлять лицензии на использование этих объектов авторского права и получать за осуществление этих операций вознаграждение в виде роялти.

Теперь перейдем непосредственно к сути вопроса. Дело в том, что при уплате ставки налога на прибыль, отличной от установленной в п. 151.1 ст. 151 Налогового кодекса Украины (в настоящее время ставка налога на прибыль составляет 21%), начинает действовать запрет на включение роялти, начисленного резиденту, в прочие расходы налогоплательщика (подпункт 2 п. 140.1.2 ст. 140 НКУ). Это значит, что юридические лица не будут заинтересованы в приобретении лицензий на использование компьютерных программ и баз данных у производителей программного обеспечения, так как не смогут включать роялти в прочие расходы предприятия. Необходимо отметить, что в прочие расходы налогоплательщика включается роялти, начисленное за использование компьютерных программ и баз данных, предназначенных для обслуживания предприятия и управления им. К таким программным продуктам относятся информационно-правовые системы, системы управления предприятием, программы для автоматизации бухгалтерских задач и другие. Таким образом, из-за действующего ограничения на включение роялти в прочие расходы налогоплательщика у разработчиков ПО резко сократятся возможности заработка, так как заказчики смогут оплачивать лицензии только за счет прибыли предприятия.

Конечно, можно предположить, что некоторые предприятия выживут в этих условиях, предоставляя услуги по настройке программного обеспечения и его тестированию, а также оказывая другие услуги в сфере информатизации предприятий. Однако только на этих услугах индустрию программного обеспечения не сделаешь ни высокорентабельной отраслью экономики Украины, ни точкой ее роста.

Так что если государство и законодатели действительно хотят создать преференции и дополнительные возможности для развития предприятий индустрии программного обеспечения, то одновременно с принятием законопроекта №9744 необходимо исключить из НКУ подпункт 2 п. 140.1.2 ст. 140.

Однако если из НКУ будет исключено это ограничение, то разработчики ПО смогут вместо ставки налога на прибыль в размере 16% применить нулевую ставку налога на прибыль (п. 154.6 ст. 154 НКУ). Дело в том, что ограничение на включение начисленного резиденту роялти в прочие расходы налогоплательщика распространяется и на предприятия, применяющие нулевую ставку налога на прибыль (см. ZN.UA №27 от 22 июля 2011 года, «Невероятно, но факт: в Украине запущены правовые механизмы технологического застоя»).

Для того чтобы применить нулевую ставку налога на прибыль, предприятие должно выполнять два условия:

- размер доходов каждого отчетного налогового периода нарастающим итогом с начала года не должен превышать 3 млн. грн.;

- размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы работникам, которые находятся с налогоплательщиком в трудовых отношениях, должен быть не меньше двух минимальных заработных плат.

Применить нулевую ставку налога на прибыль смогут как существующие малые предприятия, так и новые юридические лица, созданные путем выделения из крупных предприятий подразделений разработчиков программного обеспечения.

Необходимо отметить, что для создания благоприятных условий работы предприятий, применивших нулевую ставку на прибыль, необходимо снять еще одно имеющееся в НКУ ограничение. Дело в том, что в случае применения нулевой ставки налога на прибыль последняя должна направляться только на переоснащение материальной базы, на возврат кредитов, полученных на эти цели, а также на пополнение оборотных средств предприятия (п. 152.11 ст. 152 НКУ). В этой норме закона не хватает еще одного направления расходования средств, оставшихся в распоряжении предприятия: создание нематериальных активов, которыми могут быть исключительные имущественные права на компьютерные программы и базы данных. Наличие нематериальных активов позволяет их владельцу извлекать доход от предоставления лицензий на использование компьютерных программ и баз данных.

Таким образом, для создания благоприятных условий развития индустрии программного обеспечения и превращения ее в высокорентабельную отрасль экономики Украины необходимо внести в НКУ следующие изменения:

- исключить из НКУ подпункт 2 п. 140.1.2 ст. 140;

- разрешить суммы средств, которые освобождены от налогообложения, направлять на создание нематериальных активов, внеся соответствующие изменения в п. 152.11 ст. 152 НКУ.