UA / RU
Поддержать ZN.ua

Укрупнение металла

Начало XXI века войдет в историю металлургии как эпоха концентрации. Если еще несколько лет назад м...

Автор: Георгий Малинский

Начало XXI века войдет в историю металлургии как эпоха концентрации. Если еще несколько лет назад мировая металлургия представляла собой конгломерат сотен относительно небольших предприятий, то теперь не проходит и несколько месяцев, чтобы те или иные компании не объявили о слиянии. Иногда это мегасделки, как в прошлом году у Мittal и Аrcelor, но обычно масштаб слияний помельче. Только суть происходящего одна: компании становятся больше. И, как надеются стороны, лучше.

По оценкам Международного института по железу и стали (IISI), если в 2002 году пять крупнейших игроков на рынке контролировали около трети мирового производства стали, то в прошлом году их доля уже составляла более половины. А к концу текущего десятилетия доля ведущих глобальных игроков превысит две трети. Речь идет о четырех крупнейших сталелитейных корпорациях и о по-прежнему сильно директивно управляемой китайской металлургической промышленности, которая в последние годы сделала грандиозный рывок…

Фактически именно от них зависит формирование цен на мировых рынках. Ну, а мелкие игроки отныне будут играть по чужим правилам. Причем под понятие «мелкий игрок» сейчас попадает любой производитель с годовым объемом менее 10 млн. тонн (т.е. примерно 1% мировой выплавки)…

Поскольку как минимум три четверти украинского металла идет на мировой рынок, все эти тенденции касаются нас напрямую. Посему выбор у украинских металлургов прост: либо укрупниться самим, либо быть поглощенными более крупными игроками со стороны. Здесь стоит отметить, что если в пределах одной страны практически всегда существуют ограничения на концентрацию, то подобных ограничений в глобальном масштабе нет. Равно как и нет антимонопольного комитета, скажем, при ВТО. Потому-то транснациональные корпорации и скупают активы по всему миру, в том числе и металлургические. А украинские компании для них — завидная цель, за которую не жаль даже переплатить, как показала продажа «Криворожстали».

«Свободных» металлургических активов на мировом рынке осталось не так уж много, зато приток транснационального капитала к нам возрастет уже скоро, после вступления в ВТО. Так что времени для реализации первого варианта выбора у украинских компаний совсем мало.

К чести наших металлургов, вызов был принят, и в последние несколько лет начались процессы укрупнения бизнеса. Правда, в основном за счет расширения производства и покупки новых активов, иногда даже в соседних странах...

Вместе с тем слияний независимых компаний на нашем металлургическом рынке не происходило. Мешали как амбиции, так и разные подходы к ведению бизнеса. На слуху были больше проекты создания международных объединений, вроде предложений Алишера Усманова о создании горнорудного консорциума.

Однако недавно первое слияние все-таки произошло. Причем свои активы объединили две именно украинские группы. Это «СКМ» Рината Ахметова и «Смарт-холдинг» Вадима Новинского…

Вначале стороны намеревались совместно проводить модернизацию Макеевского металлургического завода. Сработались. И в результате решили перейти к более глубокой интеграции.

Собственно, об этом говорится и в их совместном заявлении: «В ходе переговоров о совместной модернизации Макеевского металлургического завода было принято решение о расширении сотрудничества «СКМ» и «Смарт-холдинга» в области горно-металлургического бизнеса».

Итак, сейчас готовится объединение горно-металлургических активов «СКМ» и трех предприятий «Смарт-холдинга». В результате объединения группа Новинского станет вторым собственником «Метинвеста», взамен передав ему контрольный пакет в Макеевском металлургическом заводе и Ингулецком ГОКе, а также свою долю в прокатном заводе Promet Steel (Болгария). Планируется, что объединение будет завершено до конца 2007 года.

Сколько получит Новинский в «Метинвесте», официально не заявлялось, но эксперты в один голос утверждают, что речь идет о блокирующем пакете… Понятны и выигрыши сторон. Объединение повысит рыночную стоимость компании, что немаловажно на фоне давно разрабатываемого проекта по выходу на международные рынки капитала.

В самом «Метинвесте» прямо заявили, что «реализация новых возможностей позволит увеличить стоимость совместного бизнеса». Генеральный директор «СКМ» Олег Попов уже отметил, что «интеграция новых предприятий в «Метинвест» совпадает со стратегией развития нашего горно-металлургического бизнеса и открывает новые возможности для роста холдинга. В результате, возрастут объемы производства чугуна и стали, что позволит эффективнее использовать наши сырьевые ресурсы».

Объединение дает возможность получить дополнительные прокатные мощности на территории Евросоюза, облегчив доступ на этот крупнейший рынок. По словам директора по стратегии и корпоративному развитию «Смарт-холдинга» Алексея Пертина, «создается игрок мирового масштаба, который станет одной из лидирующих горно-металлургических компаний в мире. Это позволит повысить глобальную конкурентоспособность нашего бизнеса и одновременно всего украинского ГМК».

Стоимость новой компании аналитики оценивают в 20—25 млрд. долл., что явно больше, чем по отдельности. Причем с хорошими перспективами на дальнейшее развитие.

Анонсированы и стратегические задачи по развитию производства. По завершении интеграции Ингулецкого ГОКа в «Метинвест» группа начнет наращивать объемы выпуска продукции — как для экспорта, так и для новых производственных металлургических мощностей, которые будут созданы на его базе.

До объединения предприятия «Метинвеста» производили более 5 млн. тонн кокса и свыше 16 млн. тонн железорудного сырья в год. Это не только полностью обеспечивало собственные потребности, но и позволяло быть ключевым поставщиком для других украинских металлургов. В будущем потребление сырья для собственных нужд увеличится. В частности, в десятилетней перспективе производство стали предприятиями «Метинвест» удвоится.

В деталях это будет выглядеть так: «Метинвест» продолжает ранее анонсированные инвестиционные программы на «старых» предприятиях группы плюс вкладывает ресурсы в новые. В сталелитейном дивизионе — это прежде всего Макеевский металлургический завод. За счет инвестиций в модернизацию производства его планируется глобально реконструировать. Еще недавно практически «убитое» предприятие вполне может стать одним из основных бриллиантов группы.

За последние годы «Смарт-холдинг» (кажется, восьмой по счету инвестор многострадального ММЗ) провел на заводе, к всеобщему удивлению, успешную антикризисную программу. В итоге остановленное ранее производство возродилось и в прошлом году достигло объема продаж в 2,9 млрд. грн., выпустив 1,57 млн. тонн стали (на 52% больше, чем в 2005-м). Да и в этом году прирост производства не ниже.

Впрочем, для дальнейшего развития ММЗ требуются масштабные инвестиции. Проект модернизации Макеевки предполагает резкий рост производства чугуна и стали интегрированным способом, строительство конверторного цеха, создание собственной аглофабрики и многое другое, для чего планируется инвестировать более 3 млрд. долл. Для модернизации будут привлечены ведущие мировые инжиниринговые компании. В результате уже через несколько лет завод станет одним из самых эффективных предприятий в украинской металлургии, а его продукция будет соответствовать стандартам качества Евросоюза.

Вторым передаваемым в совместное пользование активом стал крупнейший в стране Ингулецкий ГОК. Из кризиса он вышел еще на рубеже веков и вполне успешно развивается. В первом полугодии 2007 года объем инвестиций в ИнГОК превысил 150 млн. грн. Затраты на оборудование выросли в 2,7 раза. Суммарно минимально необходимая инвестиционная программа ИнГОКа на ближайшие три года составляет 2,3 млрд. грн., в том числе 755 млн. грн. — на будущий год.

Проекты объединенного «Метинвеста» тянут на миллиарды долларов. Инвестобязательства такого объема частным бизнесом в Украине еще не осваивались. Проблем будет предостаточно и, кроме роз, будет немало шипов.

В целом для страны явление положительное: на мировом рынке наконец появился украинский участник с большими амбициями и перспективами. И, даст Бог, не последний. А значит, страна, выплавляющая 4% мировой стали, получит возможность влиять на происходящие на этом рынке процессы.