UA / RU
Поддержать ZN.ua

Удар током-2. Продолжение следует?…

В минувший вторник работники ПАО «Запорожский завод ферросплавов» пикетировали Кабмин.

Автор: Олег Константиновский

Настойчивость, с которой наши чиновники топят базовые отрасли, могла бы поражать. Но, к сожалению, за два десятка лет, похоже, выработалась привычка. Списки «убитых» отечественной промышленной политикой предприятий все растут. И, собственно говоря, очень похоже, что никого, кроме работников самих предприятий, это не волнует.

В минувший вторник работники ПАО «Запорожский завод ферросплавов» пикетировали Кабмин. Причина - начавшиеся массовые сокращения персонала. Предприятие теряет рынок и вынуждено сокращать людей. Существует реальная перспектива, что на заводе из еще недавно работавших 3,5 тыс. человек останется чуть более двух тысяч. Это при том, что уже существенно - примерно на четверть - снизились зарплаты у оставшихся.

Списывать все на волны мирового кризиса достаточно просто. Собственно, это чиновники в основном и делают. Это куда проще, чем заниматься реальной поддержкой. Для того же Запорожского ферросплавного необходимо урегулировать вопрос с тарифами на электроэнергию. Предприятие оказалось в совершенно абсурдной ситуации, когда его по классу приравняли к киоску…

Напомним, в Украине все электричество реализуется на Оптовом рынке, при этом потребители делятся на два класса. Первый класс - это те, кто напрямую подключен к высоковольтным сетям. К нему же относятся и крупные промышленные предприятия со среднемесячным объемом потребления на технологические потребности от 150 млн. кВт•час электроэнергии. Второй класс - население и небольшие предприятия, киоски и др. Для них стоимость электричества выше на 30-35%.

Запорожский завод ферросплавов всегда относился к первой категории. Это предприятие с огромным объемом потребления электроэнергии. Однако с началом кризиса среднемесячные объемы упали и в прошлом году аж на 1,3% не дотянули до установленного уровня. Рента­бельность производства месяцами была отрицательной. Начались вынужденные сокращения, многих перевели на трех-четырех­дневную рабочую неделю. Потом производство все же приподнялось, и загрузка в декаб­ре прошлого года вышла на уровень 70% от номинальной. Казалось, самое плохое позади…

Но с 1 января ЗЗФ перевели на второй класс потребления электротока.. т.е. на уровень упомянутого ларька с пивом. Формализм в действиях НКРЭ взял верх.

Электро­энергия сразу же подорожала на 30%. Это вызвало рост затрат на электроэнергию, доля которой в себестоимости продукции достигла 42-47%, что сразу же сказалось на конкурентоспособности продукции. Загрузка мощностей ЗЗФ снова упала до 40%. В начале года на заводе простаивали 15 электропечей.

Более того, одновременно продолжался ускоренный рост цен на электроэнергию для крупных промышленных потребителей.

А страну буквально захлестнул импорт зарубежных ферросплавов. По данным Украинской ассоциации производителей ферросплавов, в январе-июле наши заводы снизили производство на 16,6%. А вот импорт увеличивался прямо на глазах. Согласно информации указанной ассоциации, за первое полугодие импорт вырос по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 210%. И если в прошлом году доля импорта составляла 24,8% объема внутреннего рынка, то в январе-июне 2011-го тоннаж ввезенной продукции достиг 51,4%.

То есть отечественный рынок был слит быстро и «с огоньком». Эксперты единодушно отмечают, что экспансия импортеров уже представляет опасность для отрасли. При этом импортеры ферросплавов создали и дополнительный спрос на валюту. Думается, Нацбанк не раз вспоминал их «незлым тихим словом».

При этом одной из причин успеха зарубежных трейдеров стала цена тамошней электро­энергии. Когда на ЗЗФ провели анализ цен на электроэнергию конкурентов, то с удивлением обнаружили, что покупают для производства ферросплавов едва ли не самую дорогую электроэнергию в мире. Даже при переводе на первый класс они будут платить 7,8 цента за 1 кВт•час, то есть в полтора раза больше, чем в Евросоюзе. А уж работая по 2 классу потребления…

При таком отношении чиновников и регулирующих органов к национальному производителю Запорожский ферросплавный не может составить конкуренцию своим зарубежным коллегам. Председатель правления ПАО «ЗЗФ» Павел Кравченко отметил: «Рост затрат на электро­энергию привел к настолько существенному снижению конкурентоспособности продукции, что мы вынуждены были закрывать цеха уже по итогам первого полугодия. А сейчас, пос­ле падения цен на металлы на мировом рынке, конкурентоспособность предприятия такова, что вся продукция августа и минимум половины сентября уходит на склад».

Зато у нас очень гордятся успехами в экспорте электроэнергии. Маленькая деталь: ее продают по цене… на 40% ниже, чем для промышленных предприятий Украины. Это к вопросу, что реально делается для громко декларируемой «поддержки отечественного производителя».

Вдобавок завод годами не может решить еще одну проблему. Когда-то специально для обеспечения ЗЗФ электроэнергией построили две мощные электрические подстанции. Они были включены в технологическую цепочку. Но, несмотря на это, при реформировании энергосистемы их не передали предприятию, а включили в состав облэнерго. В итоге заводу пришлось одну из них арендовать. Через эту подстанцию ЗЗФ получал примерно 40% необходимой электро­энергии, причем по первому классу. Это помогало хотя бы частично сгладить проблему доступа к поставкам электроэнергии. Однако с начала года «Запо­рожье­облэнерго» (контроль­ный пакет акций принадлежит государству) не продлило договор на аренду подстанции, еще более осложнив ситуацию.

На неоднократные обращения предприятия и в «Запорожье­облэнерго», и в НАК «Энерге­тическая компания Украины», и в НКРЭ, и в Минэнергоугольпром был получен отказ. Интересно, чем же руководствуется регулятор рынка, ответственный за тарифы на электроэнергию? В НКРЭ предположили, что из-за перевода ЗЗФ на второй класс потребления возрастут платежи в энергорынок.

В действительности ситуация получилась прямо противоположной:предприятие сократило потребление электротка. По расчетам экспертов, «в результате перевода предприятия на второй класс потребления элект­роэнергии и падения производств государство уже недополучит около 675 млн. грн.» Город и бюджет тоже ежемесячно теряют деньги. Это и снижение отчислений в городской бюджет (налог с дохода физлиц), и скачкообразный рост (более чем на порядок) выплат по фонду занятости, т.е. дополнительные расходы из госбюджета.

Суммарно только по этим статьям ущерб за год превысит сотню миллионов. Кто ответит за такие просчеты госорганов?

Фактически все, кто пытается найти выход из ситуации, - это работники самого предприятия. Они уже обращались с письмами к президенту Украины Виктору Яну­ковичу, обладминистрации, народным депутатам Украины с просьбой вмешаться в ситуацию с тарифами для ферросплавных предприятий. Вместе с работниками других предприятий они провели митинг в Запорожье. Представители трудовых коллективов летом ездили в Киев на встречу с госструктурами - им пообещали рассмотреть проблемы, связанные с переводом завода на второй класс потребления и с постоянным ростом тарифов на электроэнергию. Премьер-министр Украины обещал разобраться. Проводились заседания комитетов Верховной Рады (по промполитике, по соцполитике) о необходимости реального решения проблемы завода. Было подготовлено обращение Верховной Рады к президенту с просьбой о содействии.

Но вот на выходе - никаких реальных действий по предотвращению ухудшения ситуации. Это при том, что существует несколько способов выхода из тупика. При наличии воли можно быстро решить вопрос передачи заводу в аренду подстанции или пересмотреть в сторону снижения норматива НКРЭ по определению класса потребления. В более отдаленной перспективе - введение «нулевого» класса потребителей электроэнергии для энергоемких предприятий и приобретение электроэнергии по прямым двусторонним договорам с энергогенерирующими компаниями (тем более что рядом находится Запорожская АЭС, которая часто ограничивает производства электроэнергии из-за недостатка спроса).

Если же власть предпочтет продолжать бездействовать, то результатом будет либо банкротство государственной национальной промышленной политики, либо «размен карт» в большой политической игре. Трудящимся ЗЗФ, которые лишаются средств к существованию, это уже надоело. И в одном из открытых писем высокопоставленному госчиновнику они прямо написали: «Примите, наконец, решение! Не ограничивайтесь пустыми отговорками с тем, чтобы «замять» и «затереть» решение данной проблемы!» Может, хоть так дойдет. Или будем ждать остановки заводов? Стабильность в регионе, да и в стране это точно не улучшит.