UA / RU
Поддержать ZN.ua

Удар по судоремонту, или Против кого санкции?

Судоремонтные заводы Украины могут остаться без выгодных заказов и недосчитаться валютной выручки, что отразится на зарплатах и отчислениях в казну. И все из-за приказа Минэкономразвития и торговли от 2 марта 2017 г. о применении санкций к ЧАО "Морской регистр судоходства в Украине", под техническим надзором которого иностранные судовладельцы размещают на украинских предприятиях заказы на ремонт своих судов.

Автор: Нина Перстнёва

Судоремонтные заводы Украины могут остаться без выгодных заказов и недосчитаться валютной выручки, что отразится на зарплатах и отчислениях в казну. И все из-за приказа 3 и торговли от 2 марта 2017 г. о применении санкций к ЧАО "Морской регистр судоходства в Украине", под техническим надзором которого иностранные судовладельцы размещают на украинских предприятиях заказы на ремонт своих судов. К такому неутешительному выводу пришли руководители предприятий отрасли.

Санкции введены по требованию военной прокуратуры Южного региона и вступят в силу 11 апреля. Появление приказа, который несет реальные риски срыва графиков ремонта судов, стало полной неожиданностью для рынка судоремонта. Санкции могут негативно повлиять и на украинских металлургов, продукцию которых сертифицирует регистр, - это обязательное требование иностранных покупателей.

Судоремонтные заводы уже обратились к чиновникам с просьбой не рубить и без того хрупкий сук, на котором сидит данная отрасль. И надеются, что здравый смысл восторжествует.

В чем же провинился морской регистр?

Военная прокуратура в своем представлении в адрес Министерства экономического развития и торговли ссылается на факты, установленные в ходе досудебного следствия, но на какие именно, неизвестно. В ответ на запрос адвоката Весты Тищенко прокуратура предоставила копию представления, но информация о фактах изъята. Стражи закона отмечают, что речь идет "о достоверно подтвержденных многочисленных фактах систематических и длительных поставок на временно оккупированную территорию Украины в Крыму и вывоза с нее грузов через закрытые органами власти Украины морские порты, в частности через порт Севастополь, в обход установленных запретов…".

Однако какое отношение к поставкам груза имеет регистр судоходства? Это все равно что обвинять МРЭО в факте незаконного пересечения границы автомобилем, на который данный отдел выдал документы. К тому же, как утверждает руководство ЧАО "Морской регистр судоходства в Украине" (ЧАО "РС в Украине"), их предприятие с момента аннексии Крыма не выдало ни одного документа судам, заходившим в крымские порты, о чем чиновники были проинформированы руководством данного предприятия.

Но военная прокуратура ссылается и на возможную причастность регистра к открытию порта Севастополь. "Эксплуатация порта Севастополь как морехозяйственного комплекса для захода в него судов под флагом других, кроме РФ, государств и осуществления соответствующих операций была бы невозможна без его незаконного открытия оккупационной властью РФ путем отработки и выдачи распоряжения правительства РФ от 29.09.2014 г. №1912-р. Такое противоправное открытие и дальнейшая незаконная эксплуатация порта Севастополь осуществляются в соответствии с незаконно проведенной технической сертификацией указанного объекта, который имеет в оккупационной юрисдикции статус "Государственного унитарного предприятия "Севастопольский морской порт". Далее прокуратура отмечает, что "единственной организацией, которая осуществляет сертификацию морских портов под юрисдикцией Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ, является Федеральное автономное учреждение "Российский морской регистр судоходства" (ФАУ "РМРС").

Отметим, санкции применены одновременно и к этому российскому предприятию. И как видно из преставления прокуратуры, она свои требования как раз и обосновывает фактами нарушения украинского законодательства российским предприятием.

Но, как отмечает руководство ЧАО "РС в Украине", прокуратура решила заодно наказать и украинскую компанию фактически за действия учредителя, выдававшего документы на портовые объекты в закрытых крымских портах.

Однако ЧАО "РС в Украине", как сказано в ходатайстве этого предприятия в адрес Минэкономразвития и торговли относительно отмены санкций, "является отдельным юридическим лицом, которое зарегистрировано в Украине и ведет свою деятельность с 1991 г. в соответствии с украинским законом. Согласно уставу ЧАО "РС в Украине" и Гражданскому кодексу Украины, общество не несет ответственности за действия учредителя и не может отвечать по его обязательствам, тем более на территории, неподконтрольной Украине. Но самое главное, что российский регистр в Украине не имеет никакого отношения к деятельности российского регистра в Крыму, за исключением разве что общего учредителя - ФАУ "РМРС".

Как поясняет директор ЧАО "РС в Украине" Александр Паниот, никто из их специалистов не направлялся в служебную командировку в закрытые порты Крыма. Поэтому к сертификации порта Севастополь или какого-либо другого крымского порта их предприятие не причастно. Более того, оно вообще не оказывает услуги по сертификации портовых сооружений ввиду отсутствия нормативной базы и персонала. Тем более что в Севастополе создано и работает подразделение ФАУ "РМРС" - ЗАО "Морской регистр судоходства".

Да и, надо сказать, сама прокуратура в своем представлении о применении санкций не приводит подобных фактов. Она лишь с помощью своей логики и аргументации пытается доказать, что ЧАО "РС в Украине" всецело подчинено россиянам. А потому, как говорится в представлении, "может навредить интересам национальной экономической безопасности Украины" путем "предоставления оплачиваемых услуг технического надзора незаконно созданным в иностранной юрисдикции субъектам". А именно - порту Севастополь как российскому госпредприятию. На этом основании к ЧАО "РС в Украине" должна быть применена санкция в виде приостановления внешнеэкономической деятельности. Что и было сделано Минэкономразвития.

Между тем, как видно из ответов, направленных ЧАО "РС в Украине" в адрес министерства и прокуратуры, санкции могут применяться за конкретное нарушение законодательства конкретным субъектом. А не за нарушения других лиц или за действия, которые могут быть совершены в будущем. Тем не менее приказ, подписанный заместителем министра Михаилом Титарчуком, вышел с формулировкой: применить санкции за совершение действий, которые могут навредить интересам национальной экономической безопасности. То есть за совершение действий, которые прокуратура вменяет ФАУ "РМРС". Второй приказ №286 от той же даты как раз и касается санкций в отношении ФАУ "РМРС", чья внешнеэкономическая деятельность на территории Украины с 11 апреля должна быть приостановлена.

Выбор регистра - это прерогатива судовладельца, или Как самих себя высечь?

Как пояснили в ЧАО "РС в Украине", деятельность классификационных обществ всегда была направлена на обеспечение безопасности мореплавания. Наличие у судна регистра или класса, то есть документов классификационного общества, свидетельствует о надлежащем техсостоянии судна. Это обязательное условие при регистрации судов в судовом реестре той или иной страны, определении страховой ставки, получении фрахта и прочих коммерческих операциях, связанных с морскими перевозками грузов и пассажиров. Смена классификационного общества может иметь место в случае многолетней эксплуатации судна, но поменять регистр - это не поменять АЗС или супермаркет! Изменение класса связано с дополнительными финансовыми расходами со стороны судовладельца, необходимостью вывода судна из эксплуатации для предоставления возможности новому классификационному обществу выполнить полный технический осмотр судна. В большинстве случаев изменение класса требует согласования и даже получения разрешения морской администрации флага судна. И не всегда благоприятно сказывается на страховых и фрахтовых ставках, особенно если новое классификационное общество имеет более низкий рейтинг, чем предыдущее. Поэтому судовладельцы прибегают к этой мере только при крайней необходимости.

Более того, для снижения их финансовых расходов классификационные общества создают загранпредставительства для предоставления широкого спектра услуг в любой точке мира. И судовладелец фактически выбирает судоремонтные заводы в тех странах, где есть постоянное представительство классификационного общества, ведущего технический надзор за его судном. Поэтому блокирование работы российского регистра - плохой сигнал для всех. И, прежде всего, для самой Украины и ее экономики.

Судоремонтные заводы Украины в своих письмах в адрес Минэкономразвития и Мининфраструктуры отмечают, что они на протяжении многих лет сотрудничают с судовладельцами, чьи суда работают под техническим надзором ЧАО "РС в Украине". За последние пять лет на заводах Херсона и Николаева было реализовано десятки контрактов на ремонт и строительство судов. Среди них - танкер, разработанный украинскими проектантами и построенный для группы мальтийских компаний SVL. На сегодняшний день заводы на основании заявок судовладельцев уже заключили с ЧАО "РС в Украине" ряд долгосрочных договоров на ремонт свыше 50 судов.

Как отмечают судоремонтники, любые работы на судне в обязательном порядке проводятся под постоянным надзором классификационного общества. То есть его представитель присутствует на заводе и полностью контролирует процесс ремонтных работ, проверяя качество материалов и соответствие технологических процессов требованиям своего классификационного общества и, где применимо, международным стандартам. Без этого судно не сможет получить судовые документы - технические сертификаты, дающие право на выход в море.

При этом заводчане еще и еще раз подчеркивали, что не могут влиять на выбор конкретного классификационного общества, так как это исключительная прерогатива судовладельца. Поэтому введение даже временных санкций к российскому регистру, под чьим надзором ведутся ремонтные работы, фактически блокирует оказание услуг иностранным судовладельцам, ибо они не смогут получить документы на судно от классификационного общества, деятельность которого остановлена на территории Украины.

Иными словами, планы на ремонт иностранных судов на украинских заводах могут быть пересмотрены. А это, повторимся, сокращение объемов валютной выручки со всеми вытекающими последствиями как по зарплатам, так и по отчислениям в бюджет.

Кто-то наверху подсчитывал потери?

Специалисты, знающие ситуацию на рынке, отмечают, что судоремонтные предприятия Турции, Румынии, Болгарии с удовольствием примут на ремонт суда с российским регистром, так как расположенные в этих странах загранпредставительства российского классификационного общества могут оказать весь спектр услуг технического надзора. При этом валютная выручка пойдет на укрепление не украинских, а иностранных предприятий, и напрямую в полном объеме - в доход РФ.

Между тем, по итогам 2016 г., к примеру, Ильичевский судоремонтный завод, где работают 837 человек, перечислил в бюджеты всех уровней 49,5 млн грн. "Смарт-Меритайм Групп", в которую входят Херсонский и Черноморский судостроительные заводы и в которой работают свыше 1000 штатных работников и около 400 человек в подрядных организациях, перечислила в казну 74,7 млн грн. Судоремонтное предприятие "Дунайсудосервис" (560 работников) внесло свыше 5,7 млн грн, "Дунайсудоремонт" (302 работника) - 8,2 млн.

Само ЧАО "РС в Украине" по итогам прошлого года перечислило в госбюджет более 40 млн грн. За три последних года - свыше 105 млн грн. На предприятии работают более 100 человек. Фонд оплаты труда составляет 3,5 млн грн. Только за февраль 2017-го в местную казну поступило налогов на доходы физических лиц в объеме 633 тыс. грн.

А сколько в нее поступит, если санкции не будут сняты? Сколько потеряет в целом судостроительная и судоремонтная отрасль Украины? Кто-то в министерстве считал?..

Зато посчитали на местах и пришли к неутешительному выводу: блокирование деятельности украинского предприятия российского классификационного общества ЧАО "РС в Украине" может нанести ущерб экономическим интересам государства. Ударная же работа военной прокуратуры может сделать вовсе не ударным труд сотен работников украинских предприятий в столь непростое для Украины время. А главное, может перенаправить валютные потоки мимо украинской казны, в закрома государства-агрессора.