UA / RU
Поддержать ZN.ua

Считалка от премьера: найти крайнего?

Отечественные металлурги пали жертвой мирового кризиса ликвидности. Отказавшись от строительства ГОКов, ряд металлургических компаний понесли убытки на миллиарды долларов...

Автор: Владимир Рубцов

Отечественные металлурги пали жертвой мирового кризиса ликвидности. Отказавшись от строительства ГОКов, ряд металлургических компаний понесли убытки на миллиарды долларов. Теперь они хотят, чтобы Юлия Тимошенко компенсировала им недополученную прибыль.

За чужой счет...

Ждали-ждали и дождались. Заказы на продукцию ряда металлургических комбинатов катастрофически снижаются с каждым днем, тарифы на разные виды услуг растут невообразимыми темпами. Металлурги забили тревогу и отправились прямиком в Кабинет министров. Искать правды. Они надеялись на решение многих проблем, в частности, с железнодорожными тарифами, портовыми сборами, коксом и коксующимся углем, ценами на электроэнергию. Об этом и шла речь 28 августа на совещании в Кабинете министров по проблемам горно-металлургического комплекса Украины под председательством премьер-министра Юлии Тимошенко.

В частности, гендиректор ММК им. Ильича Владимир Бойко пожаловался, что завод вновь оказался на грани остановки. Тяжело приходится этому комбинату, так как подобные угрозы перед ним встают с периодичностью в три-четыре месяца.

По словам Владимира Семе­новича, меткомбинат может остановиться через два-три дня. «Я подчеркиваю, комбинат остановится полностью», — сказал Бойко. Он также отметил, что сегодня у предприятия полностью отсутствуют заказы на его продукцию.

Представители украинских меткомбинатов заявили, что в связи с падением цен металла на мировых биржах рентабельность их работы снизилась с 25—30 до 7—10% и в ближайшее время производство большинства видов продукции может стать убыточным.

В результате встречи, на которой присутствовали и представители металлургических, горно-обогатительных комбинатов, Минуглепрома, Минтранспорта, Минэкономики, Минтопэнерго, было решено пойти навстречу металлургам. В частности, планировалось принять распоряжение Кабмина, согласно которому на два месяца будет снижена финансовая нагрузка на металлургические комбинаты.

Поэтому на данном этапе специалистам отрасли и государственных ведомств необходимо произвести расчеты, которые лягут в основу распоряжения правительства. Обсуждались, в частности, возможность отмены на указанный срок целевой надбавки на газ, которая составляет 12%, осуществление расчетов за газ по курсу НБУ, вопрос об отмене аукционов по продаже угля в течение двух месяцев и реализации его государственными угольными предприятиями по фиксированной цене.

Кроме того, рассматривалась возможность приведения тарифов на железнодорожные перевозки в соответствие с российскими, которые, по словам Владимира Бойко, ниже украинских на 15—20%.

К лесу передом

В четверг, 28-го, Юлия Тимошенко согласилась с требованиями представителей меткомбинатов относительно тарифов на газ и железнодорожные перевозки, что является неслыханной щедростью с ее стороны.

Получалось, что государство готово пойти на жертвы ради отечественных металлургов. Такое случается нечасто.

Однако уже в пятницу переговоры зашли в тупик. Оказалось, что государство идти на жертвы все-таки не готово.

Железнодорожникам, по мнению чиновников, нет причины терять миллионы долларов в случае снижения тарифных ставок. В итоге, по словам заместителя гендиректора ММК им. Ильича Сергея Матвиенкова, все поручения были даны фактически в форме рекомендации, в том числе и Минтранссвязи — воздержаться от роста тарифов.

Между тем с начала года тариф на грузовые железнодорожные перевозки вырос на 37% и до конца года должен увеличиться еще на 3%, т.е. примерно вдвое превысив уровень инфляции.

Юлия Тимошенко заявила, что донором металлургов должны стать горно-обогатительные комбинаты. Именно от них металлурги вначале должны добиться снижения цены на железорудное сырье. А уже после этого следует рассматривать снижение железнодорожных тарифов и цен на газ.

В случае же, если ГОКи не пойдут навстречу, государство готово протянуть «руку помощи» металлургам, введя регулирование цен на ЖРС.

Проблема в том, что, по сути, идет перекладывание с больной головы на здоровую. Меткомбинаты вполне согласны с ценой на ЖРС и как раз в этом году впервые заключили контракты с ГОКами на поставку сырья сроком на три года. Поэтому присутствовавшие на совещании металлурги возразили: у них заключены долгосрочные договоры с ГОКами, и цены на эту продукцию, по их данным, и так на 20—25% ниже мировых.

В общем, в результате обсуждения ситуации на совещании было подписано протокольное решение не вмешиваться в вопросы цены и объемов поставок ЖРС на 2008 год.

Тем не менее в третьем пункте этого протокола ГОКи и металлурги пообещали обсудить с правительством возможность снижения цен на ЖРС еще раз.

Правда, сомнительно, что ГОКи пойдут на условия Кабмина. У них нет особого желания и возможностей еще больше дотировать металлургов.

К примеру, «Метинвест» сегодня продает концентрат по цене 115—125 долл. за тонну, в то же время металлурги Европы и Китая платят за ЖРС по 200—250 долл. Даже с учетом худших расходных коэффициентов, ввиду невысокого качества украинского сырья, и порядком устаревшего металлургического оборудования составляющая ЖРС в себестоимости украинского металла более чем в полтора раза ниже этого показателя в металле китайских или европейских производителей.

Тем более что даже после снижения цен на ЖРС ожидать снижения цен на газ не приходится. Да и железнодорожники снижать тарифы будут только в случае прямых директив, а не рекомендаций…

В будущем возможен поиск металлургами новых поставщиков сырья, а ГОКами — новых потребителей. Однако в этом случае выиграют ГОКи, так как на мировом рынке проблем со сбытом ЖРС сегодня не существует.

Металлургам же придется тяжелее: найти сырье по более приемлемым ценам на рынке становится все сложнее.

Что нам стоит ГОК построить?

Снижение объемов продаж и спроса на продукцию отечественных меткомбинатов во многом связано с тем, что продукция некоторых из них неконкурентоспособна. Не раз говорилось, что сталелитейные монстры нуждаются в существенных инвестициях в модернизацию производственных мощностей.

Однако если акционеры ГОКов вложили колоссальные средства в покупку и модернизацию комбинатов, то у металлургов все не так просто.

Фактически снижение цен на ЖРС лоббируется теми комбинатами, которые не имеют собственных ГОКов: ММК им. Ильича, «Запорожсталью», предприятиями «Индустриального союза Донбасса». Хотя ничто не мешало этим компаниям построить собственные ГОКи. Более того, такие планы непрерывно анонсировались.

Именно совладельцы ИСД уже не раз инициировали государственное регулирование цен на руду. В частности, вице-президент «Индустриальной группы» Александр Пилипенко заявил, что ИСД полностью поддерживает инициативу премьер-министра относительно снижения цен на ЖРС. Учитывая же, что совладелец группы Виталий Гайдук занимает и пост руководителя группы советников премьер-министра, его голос на Грушевского весьма весом.

В свое время ММК им. Ильича, «Запорожсталь» и корпорация ИСД, вопреки всем тенденциям рынка, отказались от строительства ГОКов. Они посчитали более выгодным покупать чужое сырье и временами выбивать дотацию от государства.

В случае с ИСД расчет получается следующий. Если принять во внимание минимальную цену на ЖРС в 115 долл. за тонну, то расходы на закупку на протяжении трех лет 21 млн. тонн сырья составляют 2,415 млрд. долл. А имей группа собственный ГОК (с себестоимостью добычи сырья максимум 40 долл. за тонну), ее расходы составили бы на протяжении трех лет лишь 1,575 млрд. долл.

На сегодняшний день корпорация «Индустриальный союз Донбасса» владеет лицензиями на разработку двух месторождений — Гуляйпольского (с содержанием железа примерно в 20%) и Васиновского. Однако по факту так и не приступала к строительству ни Гуляйпольского, ни Васиновского ГОКов.

Еще один претендент на льготы — ММК им. Ильича — владеет лицензией на разработку рудного месторождения совместно с «Запорожсталью». И судя по заявлениям, рыть в Приазовье карьер для добычи руды главный «ильичевец» Владимир Бойко собирался еще с 2002 года.

К слову, проект Приазовского ГОКа предполагает разработку четвертого по запасам в Украине Куксунгурского месторождения с проектной мощностью рудника в 10 млн. тонн. При этом балансовые запасы оцениваются в более чем 237 млн. тонн, а все предполагаемые — примерно в 2500 млн. тонн. Содержание железа в руде составляет 27—31%, что требует сооружения горно-обогатительной фабрики для производства концентрата.

Рудные пласты размещаются вблизи от поверхности, что позволяет разрабатывать их открытым способом. Само месторождение расположено достаточно удобно — относительно недалеко от железной дороги.

Нынче стоимость строительства Приазовского ГОКа составляет около 1 млрд. долл., хотя еще три года назад эта цифра не превышала 340 млн., еще двумя годами ранее — 200 млн. В результате на сегодняшний день «Запорожсталь» и ММК им. Ильича необходимо вложить по 500 млн. долл.

У «Запорожстали» расходы на ЖРС за вычетом себестоимости его добычи составляют 825 млн. долл. за три года. Вот из этой суммы и нужно вычесть необходимые затраты на строительство нового ГОКа. Получается, что, построив ГОК, комбинат остался бы в большом выигрыше.

Тут, конечно, следует учесть расходы на содержание комбината, но они обычно входят в себестоимость добычи ЖРС.

С другой стороны, если принять во внимание, что «Запорожсталь» и ММК им. Ильича могли запустить ГОК четыре года назад и при вложениях порядка 100 млн. долл. каждый, то преимущества строительства ГОКа очевидны.

Более того, совместный ГОК мог не только покрывать потребности комбинатов в сырье, но и часть его отправлять на продажу. Тогда как трехлетний контракт с «Метинвестом» заключен на неполный объем необходимого сырья, и часть требуемого ЖРС комбинаты приобретают у других поставщиков.

Что же мешало компаниям построить собственные ГОКи? Нехватка финансовых ресурсов не может быть причиной: эти предприятия демонстрировали хорошие финансовые показатели, а в неспособность такого гиганта, как ММК им. Ильича, взять кредит, просто не верится.

Выводы напрашиваются сами собой. Причины нынешней кризисной ситуации кроются, скорее всего, не в происках ГОКов, а в недостаточной квалификации собственного менеджмента, который ошибся с прогнозом роста цен на железорудное сырье.

Теперь металлургические компании рассчитывают, что государство поможет им компенсировать собственные ошибки за счет других участников рынка. Вопрос только — понравятся ли такие дотации другим? В частности, владельцы ГОКов —компании Evraz Group и «Метинвест холдинг» — намерены оспаривать данное решение в суде.

Хотя бы для того, чтобы выяснить — почему ГОКи сегодня должны за свои деньги исправлять прошлые ошибки чужого менеджмента.