UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мариупольский меткомбинат, 31 июня

«Ильичевский» социализм (речь идет о Мариупольском металлургическом комбинате им. Ильича) заверш...

Автор: Игорь Маскалевич

«Ильичевский» социализм (речь идет о Мариупольском металлургическом комбинате им. Ильича) завершился буднично, банальной строкой в повестке собрания акционеров — «принять решение об увеличении уставного капитала на 2,552 млрд. грн. для пополнения оборотных средств и обеспечения дальнейшего развития компании. Увеличение капитала будет производиться за счет собственных средств и инвесторов».

По факту это означало увеличение уставного фонда в 3,69 раза — для выкупа его компанией Metinvest B.V., принадлежащей, как и вся горно-металлургическая группа «Метинвест», Ринату Ахметову. Нидерландскую фирму специально включили «в перечень инвесторов, среди которых будут размещены акции дополнительной эмиссии».

Уже через месяц, 2 августа, новый совладелец ММК сможет выкупить эти акции, получив контроль как минимум над 75%. Комбинат сообщил, что еще примерно 23% будут находиться под контролем нынешнего гендиректора В.Бойко…

Имеются в виду акции ЗАО «Ильич-Сталь». Сейчас у него 90,4% акций ММК, после допэмиссии останется как раз около 23%.

Впрочем, в тот же день было принято решение об допэмиссии самого ЗАО, уставный фонд которого увеличат в четыре раза. Кто выкупит их, тоже известно.

В Антимонопольный комитет еще 25 июня поступило заявление от Metinvest B.V., ходатайствующей о разрешении «на установление контроля над ММК им. Ильича… и мажоритарным акционером меткомбината ЗАО «Ильич-Сталь».

Теперь оставшимся 17 тыс. акционеров (суммарно у них около 45% акций ЗАО) предложено продать свои доли по цене 5,9 номинала. Честно говоря, не слишком дорого…

Оное решение, естественно, было принято собранием в пятницу «подавляющим большинством голосов».

В общем, многолетняя сказка «о комбинате, принадлежащем многотысячному трудовому коллективу, собственность которого нельзя изменить без согласия огромного количества совладельцев», навсегда растаяла в плотной мариупольской дымке…

По иронии судьбы, последнее собрание открытого акционерного общества (теперь оно — публичное акционерное общество) «Мариупольский метзавод им. Ильича» проходило во Дворце культуры имени Карла Маркса.

После собрания Владимир Семенович и де-факто новый собственник Ринат Леонидович вышли на крылечко и накоротке пообщались с народом.

Ахметов лучился оптимизмом, заявляя, что «мы вместе с вами и Владимиром Семеновичем создаем вертикально интегрированную компанию. Это как раз тот случай, когда «1+1=3»… Украина получит крупнейшего налогоплательщика. И сильнейшего игрока на мировых рынках. Нашего игрока, национального, украинского игрока!

… Мы пришли с Ингулецким ГОК. Мы пришли с Авдеевским коксохимом. Мы пришли с «Краснодонуглем». Мы пришли с Харцызским трубным заводом. Мы пришли с 2 млрд. долл., которые будут направлены на реконструкцию предприятия.

Город получит налоги… значит, появятся новые школы, новые больницы, новые детские садики».

Было заявлено и об эффекте слияния: «У комбината Ильича… полный металлургический цикл, славная история, славные традиции, прекрасный трудовой коллектив…

Раньше «Азовсталь» (принадлежит г-ну Ахметову. — И.М.) хотела строить свою аглофабрику. А ММК — свой коксохим. Если все всё построят, вредных выбросов в атмосферу будет в разы больше, чем сегодня. А сегодня нам строить ничего не нужно. У нас все есть. И мы инвестируем 2 млрд. долл. в реконструкцию предприятия, в модернизацию производства, выбросов в атмосферу станет еще меньше».

Тут трудно спорить. Идея объединения ММК и «Азовстали» активно продвигалась в середине 90-х годов, когда они оба находились в аренде. Теперь идея объединения реализуется на новом уровне. Хотя официально «вопрос объединения «Азовстали» и ММК им. Ильича на повестке дня не стоит».

С присоединением Ильича «Метинвест» Рината Леонидовича становится крупнейшей по выплавке стали металлургической группой в СНГ. Что, несомненно, хорошо.

Правда, что в этом случае произойдет с мартеновским цехом Ильича? Целесообразность его сохранения и без того была спорной.

Вообще от вопросов, что будет с численностью трудового коллектива, Ринат Леонидович тактично уклонялся, заявляя, что главное — «выиграть чемпионат мира по себестоимости. По качеству. По продажам. Если мы выиграем эти три чемпионата, то мы обязательно выиграем чемпионат по заработной плате!»

Что ж, тема действительно щекотливая… Все прекрасно понимают, что сокращать придется очень многих. На «Азовстали» с аналогичным объемом выплавки работает около 16 тыс. народу, на ММК — 47 тыс., и еще до начала майских событий вокруг ЗАО «Ильич-Сталь» руководство Ильича заявляло о планах сокращения работников предприятия на 25—30 тыс. человек.

Настроение Бойко, которого переизбрали на должность председателя правления, несмотря на комплимент Рината Леонидовича о нем, как о лучшем металлурге страны, был заметно менее радостным. Теперь он — не практически единоличный хозяин, а всего лишь один из младших партнеров в группе. Более того, именно ему и придется заниматься оптимизацией (читай — увольнениями). Пока он сказал, что нынешний коллективный договор будет работать до конца 2011 года, но «реорганизацию проводить по любому надо. Потому что у нас сейчас 47 тыс. трудящихся… Будем работать над тем, чтобы выделять производства, не связанные с металлургическим циклом.

Вы помните позапрошлый год: еще тогда мы начали проводить реорганизацию и уменьшили численность на пять тысяч человек. Вопрос рационализации использования трудовых ресурсов будет на повестке еще не один год… У нас колоссальная социальная сфера, и мы будем определяться, что с ней делать дальше. Уверен, что будут приниматься взвешенные и обдуманные решения».

Заодно были нарисованы и причины «почетной капитуляции»: «По большому счету, с учетом того, что творится в стране, надо признать, что мы банкроты. И благодаря тому, что нам подали руку помощи, мы выживем… Кризис продолжается, поэтому я сегодня доволен, что в самое критическое время мы нашли решение и объединяемся с «Метинвестом».

Интересно, что если посмотреть на статистику, то все еще не так мрачно. Более того, фонд оплаты гигантского комбината на нынешний год (1,38 млрд. грн.) практически равен остаткам нераспределенной прибыли на счетах ЗАО «Ильич-Сталь» (1,3 млрд.
грн.).

Хотя главная названная причина слияния бесспорна — отсутствие у комбината сырьевой базы.

Еще в июне гендиректор говорил: «У нас нет концентрата, руды, кокса и угля… Надо думать, как выживать. Смогут выжить в этих условиях компании, которые располагают и производством, и сырьем, и стройной системой сбыта. Объективность говорит о том, что нам необходимо объединение с тем партнером, у кого есть сырьевая база. Поэтому сегодня мы ведем переговоры с «Метинвестом», потому что, во-первых, это украинская компания, во-вторых, у нее есть сырье: руда, концентрат, кокс. С нашей стороны — есть мощное предприятие и коллектив».

Это действительно так, и судьба всех комбинатов Украины без собственной сырьевой базы — предприятий «Индустриального союза Донбасса», «Запорожстали» — вполне стандартна. Их контрольные пакеты или уже проданы, или продаются. Попытки наладить снабжение из других источников оказались чересчур затратными.

Собственно, еще за неделю до собрания было заявлено, что с группой «Метинвест» заключен контракт на поставку железорудного концентрата, окатышей и кокса сроком на 25 лет. Тогда же Бойко заявлял, что контракт позволит предотвратить недружественное поглощение комбината.

В конце июня он говорил, что прошли переговоры с офшорками, в мае громко проанонсировавшими покупку 100% ЗАО «Ильич-Сталь».

По словам Бойко, «у нас «увели» акции, перечислив нам за них какие-то деньги. Мы вернем эти деньги, а акции вернутся их законному владельцу... Моя твердая позиция, реакция президента, правительства, Антимонопольного комитета, наличие нарушений в «оформлении сделки» сделали труднореализуемой перспективу достижения «покупателями» их цели — вступления в управление ЗАО «Ильич-Сталь».

Судя по полному отсутствию какой-то публичной реакции офшоров, все так и было. Вот только конечный адрес законного владельца контрольного пакета несколько изменится. Так что вопрос, кого представляли компании-загонщики, так и остался открытым.

Зато уже известен победитель. Социализм снова проиграл…