UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кременчугский «прорыв»

В течение нескольких месяцев вокруг флагмана отечественной нефтеперерабатывающей промышленност...

Автор: Максим Смирнов

В течение нескольких месяцев вокруг флагмана отечественной нефтеперерабатывающей промышленности — совместного российско-украинского ЗАО «Укртатнафта» (созданного на производственной базе Кременчугского нефтеперерабатывающего завода) — разворачивался корпоративный конфликт с применением рейдерских методов получения контроля над предприятием. Однако менеджмент нефтеперерабатывающего завода долгое время успешно противостоял попыткам захвата.

Воспользовавшись текущей политической ситуацией в Украине, заинтересованные лица, тем не менее, сформировали псевдоюридические основания для установления контроля над заводом. Ситуация тревожная. Она может стать катализатором обострения российско-украинских отношений в преддверии заключения договора поставок газа в Украину на 2008 год и спровоцировать очередной кризис на рынке нефтепродуктов.

Двери с петель — и в кресло главы правления

…Утром 19 октября 2007 года из Кременчуга стали поступать тревожные новости. Очевидцы утверждают, что к проходной стратегического объекта — ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) — подъехали автобусы с людьми, одетыми в камуфляжную форму. Неизвестные, вооружившись заранее заготовленными инструментами, оперативно срезали замки с ворот, освободив путь вооруженным бойцам и группе лиц в гражданском. В результате на территорию предприятия проникло более 50 вооруженных людей, которые избили охрану, ворвались в кабинет председателя правления, завладели документацией и печатью предприятия.

Персоналу предприятия было приказано оставаться на своих местах. Члены правления компании, в числе которых были и российские граждане, были принудительно собраны и закрыты в одном из кабинетов.

После таких вопиющих действий на место происшествия прибыли милиция, группа захвата и ГАИ, однако так ничего и не предприняли. Ближе к обеду должностным лицам кременчугского предприятия были предъявлены судебные документы о восстановлении в должности бывшего председателя правления «Укртатнафты» Павла Овчаренко, уволенного наблюдательным советом компании еще в сентябре 2004 года.

Хотелось бы обратить внимание, что г-н Овчаренко при осуществлении захвата предприятия, как ни странно, воспользовался услугами днепропетровской охранной фирмы «Бук»; позднее ее бойцы препятствовали попыткам милиции попасть на предприятие для проведения следственных действий. Об этом сообщил начальник городского управления милиции Кременчуга Василий Овчаренко. «Наших представителей не впустили для проведения следственных действий. Охрану осуществляет фирма «Бук», представители которой 19 октября предприняли заход на завод, а потом мы их вывели. Сейчас представители этой структуры заявляют, что с ними оформлен договор на охрану. Мы пытаемся это проверить», — сказал он.

Наш суд — самый гуманный суд в мире!

По словам Павла Овчаренко, он восстановлен в должности председателя правления ЗАО «Укртатнафта» еще в конце августа Сумским апелляционным судом. «Сумской апелляционный суд, действующий в качестве кассационной инстанции по решению Верховного суда Украины, своим определением от 29 августа 2007 года оставил без изменения решение Автозаводского районного суда Кременчуга от 10 ноября 2004 года о восстановлении Павла Владимировича в должности главы правления «Укртатнафты», — так комментирует ситуацию адвокат Павла Овчаренко Юрий Почепцов.

При этом остается без ответа небезынтересный вопрос: почему же Павел Владимирович не воспользовался своим правом вернуться на предприятие сразу, еще в августе, а ждал (чего?) практически два месяца? Может, все дело в том, что на тот момент выборы в Украине еще не состоялись и стоящие за П.Овчаренко люди не так серьезно были уверены в своих силах?

В то же время в своем большинстве эксперты, участники рынка, аналитики и юристы уверены, что предъявленные г-ном Овчаренко судебные и исполнительные документы, послужившие «основанием» для доступа на территорию завода, к печати и документации этого предприятия, свидетельствуют об организации им недобросовестного судебного процесса. В частности, их мнение основывается на том, что в рамках процесса Павел Владимирович сознательно скрыл от суда информацию о решении, принятом собранием акционеров «Укртатнафты» 12 ноября 2004 года, которое в полном соответствии со своей компетенцией прекратило его полномочия как председателя правления и избрало правление в новом составе.

В этом убеждены и татарстанские акционеры предприятия. «Представление данной информации суду со стороны ответчика — «Укртатнафты» — было преднамеренно заблокировано: в нарушение всех процессуальных норм указанные процессы велись без уведомления «Укртатнафты» как ответчика — в режиме негласного получения «нужных» решений», — говорится в совместном заявлении Кабинета министров Республики Татарстан и «Татнефти».

Эксперты констатируют, что такой способ ведения судебных процессов широко применяется рейдерами в целях получения любого — пусть даже заведомо несостоятельного в юридическом смысле — документа, на основании которого можно быстро получить доступ к активам предприятия. Более того, именно как рейдерский захват расценивают события 19 октября высокопоставленные чиновники Украины — первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров и вице-премьер Андрей Клюев. Об этом они неоднократно заявляли в своих официальных комментариях.

Три орешка для Золушки

Несмотря на более чем знакомое имя нового старого главы «Укртатнафты» и историю его первого восхождения к вершинам руководства Кременчугского НПЗ, многие до сих пор интересуются: кто на сей раз стоит за Павлом Владимировичем? Ведь абсолютно ясно, что самостоятельно осуществить кременчугский «прорыв» г-н Овчаренко не в состоянии. Среди потенциальных «хозяев» Овчаренко наблюдатели рынка склонны рассматривать три основные кандидатуры: НАК «Нафтогаз Украины» под непосредственным патронатом министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко, украинского бизнесмена Александра Ярославского и группу «Приват».

Однако с учетом массы фактов и в сложившейся политической ситуации наблюдатели считают, что за Овчаренко, вероятнее всего, стоит союз группы «Приват» и г-на Бойко. Во-первых, татарстанская сторона неоднократно заявляла, что г-н Ярославский предлагал ей приобрести чуть более 1% акций ЗАО по завышенной цене в 40 млн. долл. Однако представители Татарстана были вынуждены отказаться из-за недостаточной мотивации. В итоге, по данным участников рынка, обладателем этого пакета стала одна из компаний, близких к «Привату».

Во-вторых, ОАО «Укрнафта», крупнейшая нефтедобывающая компания Украины, подконтрольная этой группе, неоднократно пыталась договориться с «Укртатнафтой» о переработке своей нефти на ее мощностях. Но поскольку предложения были невыгодны, они отвергались. В свою очередь, эта компания постоянно искусственно завышала на торгах стоимость нефти собственной добычи, в которой нуждался Кременчугский НПЗ, за что подвергалась острой критике со стороны предприятия. И в-третьих, именно этой группе общественность склонна приписывать славу и звание «Рейдера №1 в Украине».

Кроме того, есть у «Привата» и высокие покровители, без которых трудно было бы замахнуться на стратегический объект в Кременчуге. Не стоит забывать, что несколько видных покровителей «Привата» попали в парламент по списку «Нашей Украины», среди них фигурирует и нынешний глава «Укрнафты» Игорь Палица.

Эксперты отмечают, что все эти действия также не могли бы проходить без молчаливого согласия главы Минтопэнерго Юрия Бойко, у которого с «Приватом» в последнее время наблюдается «медовый месяц». Косвенно эти предположения подтвердил и сам г-н Овчаренко, отдав свои первые распоряжения после восстановления в должности.

Хорошими делами прославиться нельзя

Как сообщил отстраненный от работы глава правления «Укртатнафты» Сергей Глушко, первое, что сделал Павел Овча­ренко, приступив к работе, — это распорядился продать принадлежащие компании 3% акций ОАО «Финансовая компания «Укрнафтогаз»… ей же.

Примечательно, что «Финансовую компанию «Укрнафто­газ» наблюдатели также относят к сфере влияния группы «Приват». И именно с ее подачи в мае текущего года между акционерами «Укртатнафты» возобновился конфликт по поводу 18,296% акций, перешедших от компаний Amruz Trading A.G. и Sea Grоup International Inc дружественным татарстанским акционерам.

Такая передача к тому времени уже была признана правомерной — по решению высшего судебного органа Украины, Верховного суда, от 18 апреля 2006 года. Однако в конце мая «Укрнафтогаз» списывает со счетов АБ «ИНГ банк Украина» 271,006 млн. простых именных акций ЗАО «Укртатнафта» в пользу «Нафтогаза Украины». Хотя не имел на это никакого права.

Действительно, «Укрнафтогаз» некогда выступал регистраторам ЗАО, но «Укртатнафта» отказалась от его услуг и была вынуждена обратиться в суд, поскольку регистратор отказывался возвращать реестр. Верховный суд Украины встал на сторону ЗАО, но, вопреки его решению, реестр на предприятие так и не был возвращен. Татарстанские акционеры неоднократно заявляли о вопиющих фактах нарушения законодательства. В итоге эти дела сегодня рассматриваются судами.

В свою очередь, распорядившись продать акции «Укртатнафты» «Укрнафтогазу», а также подписав отказ от иска по делу с «Укрнафтогазом», г-н Овчаренко предпринял отчаянную попытку узаконить незаконные действия этого регистратора и вернуть его на предприятие. Кроме того, по словам Сергея Глушко, г-н Овчаренко, пользуясь своими псевдополномочиями, уже подписал отказы от ряда других важнейших для предприятия исков. Кроме того, 21 октября он попытался перевести средства, предназначенные для оплаты российской нефти, со счетов предприятия на счета дружественного ему банка.

«По нашей информации, Павел Овчаренко уже дал распоряжение перевести на счета дружественного ему банка 130 млн. долл., которые завод был обязан заплатить за российскую нефть», — сообщил глава торгового представительства Республики Татарстан в Украине Ростислав Вахитов. Он отметил, что в связи с этим 21 октября представители Татарстана обратились в Генеральную прокуратуру Украины.

В свою очередь, по словам Сергея Николаевича, в результате оперативных действий 120 млн. долл. остались на счетах компа­нии, в то время как 10 млн. долл. были переведены на счет в «Райф­файзен Банк Аваль». И это — лишь малая толика того, что за этот непро­должительный период успел предпринять псевдоруководитель.

Виновны все, кроме меня

В то же время Павел Владимирович на каждом шагу не перестает обвинять законный топ-менеджмент предприятия в ухудшении финансовых показателей работы «Укртатнафты» и ведении ее к банкротству. По его словам, завод убыточен, и к концу года его потери будут составлять 400 млн. грн. Вместе с тем кредиторская задолженность НПЗ составляет свыше 3,5 млрд. грн. «Судя по всему, готовилась схема доведения предприятия до банкротства, и потом либо ликвидации, либо дополнительной эмиссией акций размыть долю остальных акционеров, включая доли государств Украина и Татарстан, и передать основной пакет акций в руки третьих структур. Тех, которые непосредственно и создавали эту кредиторскую задолженность», — сказал Овчаренко на одной из своих пресс-конференций.

Впрочем, эта его карта легко бьется. Во-первых, за последнее время, после открытия правительством Юлии Тимошенко границ для безболезненного импорта, ситуация в нефтеперерабатывающей отрасли значительно ухудшилась. Нелегкие времена переживают все предприятия. И на уровне общего падения отрасли Кременчугский НПЗ достаточно крепко держится на плаву и показывает стабильные результаты, которым может позавидовать даже приводимый в качестве образца Павлом Владимировичем Лисичанский НПЗ.

Что же касается кредиторской задолженности, то, по словам Сергея Глушко, ее сумма полностью соответствует сумме, необходимой предприятию для контрактовки нефти на месяц. Почему же г-н Овчаренко не рассказывает, какое тяжелое наследие он оставил после своего ухода в виде невыгодных банковских кредитов и многого другого?

Одним из ярких примеров является многими уже забытое судебное разбирательство «Укртатнафты» с ООО «ТД «Нефтетрейд» — компанией, близкой к г-ну Овчаренко. Между Кременчугским НПЗ и этой компанией 1 июля 2004 года был заключен договор на поставку российской нефти. «Укртатнафта» перечислила на счет трейдера предоплату в размере 37 млн. долл. Однако нефть была поставлена всего на сумму 20 млн. долл. Еще около 7 млн. долл. вернулись на предприятие после обращения ЗАО в Генпрокуротуру. А 10 млн. долл. так и не были возвращены: ТД «Нефтетрейд» был ликвидирован…

У «Татнефти» не было выхода

Узнав о том, что на предприятии — объекте повышенной опасности — появились вооруженные люди, не являющиеся представителями правоохранительных органов, и отстранили законно назначенное правление ЗАО, что уже само по себе несет серьезную угрозу нормальной работе предприятия, «Татнефть» была вынуждена остановить поставки нефти в Кременчуг. В результате чего предприятию пришлось снизить объемы ее переработки.

По мнению экспертов, этот фактор в ближайшее время может оказать негативное влияние на функционирование топливного рынка Украины. Здесь уже сегодня наблюдается дефицит по всем позициям нефтепродуктов, так что потеря Кременчугского НПЗ, занимающего долю порядка 40%, может стать критической. В свете этого, если конфликт не будет разрешен в ближайшее время, Украина может столкнуться с глубоким осенним кризисом на рынке. И винить в этом можно будет только г-на Овчаренко и стоящих за ним людей.

Между тем, татарстанская сторона в который раз призывает руководство Украины вмешаться в сложившуюся ситуацию и наказать виновных. Глава наблюдательного совета «Укртатнафты» Шафагат Тахаутдинов заявляет, что единственным легитимным председателем правления ЗАО «Укртатнафта», имеющим право без доверенности представлять интересы компании, является Сергей Глушко. «Все приказы, распоряжения, письменные или устные, а также и иные документы, договоры, заявления и т.п., выданные, озвученные или подписанные С.Глушко, являются обязательными для исполнения всеми сотрудниками, должностными лицами, работниками и иными лицами, которые связаны с ЗАО «Укртатнафта» трудовыми правоотношениями», — сказал он.

В то же время глава наблюдательного совета отмечает, что любые действия, совершенные Павлом Овчаренко от имени ЗАО «Укртатнафта», начиная с 19 октября, являются неправомерными и не ведут к возникновению прав и обязанностей для ЗАО, а также не подлежат выполнению работниками компании. Кроме того, иски, письма, заявления, обращения П.Овчаренко от имени «Укртатнафты» к третьим лицам, органам и организациям после 19 октября также не могут рассматриваться как сделанные от имени ЗАО.

Как бы то ни было, сложившаяся вокруг «Укртатнафты» ситуация играет не на руку прежде всего Украине. Во-первых, ущемление прав иностранных инвесторов в который раз может отпугнуть их от ведения бизнеса в нашей стране. Во-вторых, подобные действия со стороны вышеупомянутых компаний и должностных лиц ведут к ухудшению отношений со стратегическим партнером — Россией. Тем более в преддверии переговоров о поставках газа в страну на 2008 год.