Какая государственная структура в нашей стране контролирует качество винодельческой продукции и как именно должен быть организован контроль, понимают и знают немногие.
На сегодняшний день Кадастр виноградных насаждений Украины в действительности отсутствует.
Расхождения в 40–60 тыс. т в объеме винограда, собираемого в год (теоретически 290 тыс. т) и декларируемого Минагрополитики (350 тыс. т), невозможно объяснить.
Соотношение произрастающих красных сортов винограда к белым декларируется органами госстатистики, как 20:80. Однако в торговых сетях отечественные вина представлены в соотношении 45:55 (красные к белым), и это несоответствие также не объясняется и не обсуждается.
В стране не производят и не импортируют концентрированный виноградный сок, а выпуск популярных полусухих и полусладких столовых вин по купажной схеме - с его добавлением, по сравнению с сухими винами вырос в несколько раз.
Нарушение санитарной и технологической дисциплины производства вин и коньяков приводит к появлению в них болезней и пороков. Заболевание отечественных вин "мышиным тоном" наблюдается при производстве ординарной продукции, вследствие чего в них накапливаются продукты жизнедеятельности микроорганизмов - канцерогены.
Парадоксальная ситуация, сложившаяся за последние годы всеобщего кризиса, свидетельствует о ежегодном росте объемов розлива коньяка Украины на 12–16% и в основном из импортного сырья. С 1998 г. производство коньяков увеличилось в 5,3 раза, а площади виноградников сократилось в 1,8 раза.
Импорт сырья
для виноделия
Пять лет назад в Украине в год разливали до 24 млн дал, сегодня - 16–14 млн дал виноградного вина и до 4,3 млн дал коньяка. Для их производства в среднем необходимо до 36 млн дал виноматериалов, или 586 тыс. т винограда. Разница в сырье -
250 тыс. т - компенсируется за счет импорта виноматериалов (50–60%) и коньячных спиртов (90–93%).
Угрозу экономике страны и здоровью потребителей представляют в большей степени вина и коньяки, произведенные из импортируемых виноматериалов и коньячных спиртов.
Закупая огромное количество виноматериалов, коньячных спиртов и вспомогательных материалов в Молдове, Грузии, Азербайджане, Армении, Франции, Испании, Балканских странах и на Кипре, мы развиваем их отрасли. При этом разрушаем свою экономику и науку, а потребитель получает продукцию неизвестного происхождения и сомнительного качества.
За последние 20 лет производители из разных стран с большим интересом экспортируют в Украину полуфабрикаты: виноматериалы и винные дистилляты (коньячные спирты), что чрезвычайно выгодно обеим сторонам.
(Справочно: минимальная стоимость 1 л молодого коньячного спирта без выдержки в бочке составляет не менее 4 евро и в Европе, и у нас. При этом стоимость 1 л зернового или тростникового спирта-ректификата - около 0,8 евро. Цена 1 л импортируемого в Украину коньячного спирта составляет 2–3,4 евро, чем и объясняется стремительный рост объемов производства и потребления популярного "коньяка Украины".)
На некоторых наших предприятиях, не имеющих своих виноградников, производство "коньяков Украины", кроме названия, ничего общего с коньяком не имеет, а из искусства виноделов превращено в бизнес.
Большая часть поставщиков винодельческой продукции в Украину абсолютно уверена, что аутентичность (подлинность) вин и их дистиллятов здесь не контролируется, а входной контроль осуществляется формально - на соответствие ее физико-химическим показателям государственных стандартов Украины (ГСТУ). Такие показатели в современных условиях производства можно легко корректировать и "подгонять" под требования этих действующих ГСТУ, скопированных и переведенных на украинский язык с советских ГОСТов, неприемлемых для современного производства и контроля.
Оснащенные современными лабораторными инструментами и методами анализа, европейские виноделы и коньячные мастера под заказ могут с помощью добавления ингредиентов и продуктов переработки винограда моделировать физико-химические и органолептические показатели вин и их дистиллятов, "отвечающие" требованиям ГСТУ. Особенно подвержены моделированию импортируемые коньячные спирты.
Отечественные производители, импортируя виноматериалы и их дистилляты, из-за несоответствия нормативных документов европейскому перечню показателей вынуждены признавать сопроводительные документы и, в случае их сомнительного качества, не могут аргументированно возражать, пропуская подделки. В этом случае виноделы и потребители не защищены государством от ввоза и производства некачественных вин и коньяков.
Украинские виноделы могут только догадываться о том, что их вводят в заблуждение импортеры вин и дистиллятов, но не могут с помощью измерений и цифр проверить и доказать подлинность продукта.
При экспорте же в Европу все украинские вина и дистилляты подвергаются жесткому контролю и в случае малейших отклонений от стандартов ЕС не допускаются на рынок.
Односторонность в торговых отношениях между европейскими и украинскими партнерами сводится к тому, что проверяют на аутентичность только украинскую продукцию, а мы не можем проверить их.
А в это время большинство производителей вин и "коньяков Украины" из неконтролируемого импортного сырья воспитывают у потребителя недоверие к качеству отечественной продукции. При этом покупатель лишен уверенности в ее подлинности.
Государственное регулирование виноградарско-винодельческой отрасли
В Украине существует, на первый взгляд, простая и недорогая (780 грн) лицензия на право производства вин, коньяков. Правила получения лицензии одинаковы как для малых, так и для крупных производителей, что можно считать ошибкой, поскольку правила стимулируют развитие только крупных производителей, т.е. собственников, имеющих большие средства или доступ к ним.
Во Франции на 840 тыс. га виноградников насчитывается около 80 тыс. производителей вин и бренди, в Англии на 1,5 тыс. га виноградников - 500 производителей, в Украине на 70 тыс. га - до 190 соответственно, что свидетельствует о монополизации отрасли.
Возникает вопрос: какова роль Антимонопольного комитета Украины в поддержании свободной конкуренции в производстве и продаже товаров и услуг и недопущении установления монополии на рынке вина?
Заслуживают уважения производители вин нескольких компаний, в т.ч. торговые марки "Колонист", "Винодельческое хозяйство князя П.Н.Трубецкаго", "Вина Гулиевых", производящие вина хорошего европейского уровня из собственного винограда, однако их доля в общем объеме не улучшает положения дел в отрасли.
Из-за несовершенства отечественной законодательной базы, коррупции, отсутствия упрощенной разрешительной системы получить лицензию на право производства вин и дистиллятов малым производителям, фермерам и "простым смертным" ни теоретически, ни практически невозможно. Это могут позволить себе как хобби или как бизнес только богатые или имеющие отношение к власти люди.
Счастливчик, получивший лицензию на право производства вин и коньяков, пройдя необоснованно сложный путь в разрешительных органах, может выпускать продукцию низкого качества.
Парадокс состоит в том, что в стране существует механизм выдачи лицензии на право производства вин и коньяков, а механизм лишения этой лицензии мошенников и недобросовестных производителей отсутствует. Следовательно, если государство не может наказать мошенников, то грош цена всем его законам, стандартам и инструкциям…
Законом Украины "О винограде и виноградном вине" (№3427-15 от 9 февраля 2006 г.) роль организации, контролирующей состояние и качественный состав сырьевой базы виноделия, соблюдение правил производства вин и коньяков с целью предотвращения фальсификации, закреплена заГосударственной инспекцией по виноделию и виноградарству (Госвининспекцией), которая, однако, так и не была создана. Указанный закон не защищает ни вино, ни коньяк от подделки, ни производителей от произвола чиновников.
За последние 25 лет реформ в АПК виноградарство и виноделие Украины отброшены назад. Поэтому утверждения некоторых находящихся у власти отечественных виноделов и ученых о том, что у нас существует некое "уникальное украинское виноделие" (использование зернового спирта-ректификата при креплении вин), не имеющее аналогов в мире, а следовательно, у нас должна быть и уникальная, отличающаяся от мирового и европейского виноделия, система контроля качества, являются утопическими.
Возникает вопрос: почему за 20 лет "уникальность" украинских крепленых вин и методов контроля их качества чиновниками и учеными не была защищена и признана ЕС и Международной организацией винограда и вина (OIV)?
Законы физики, химии и биохимии вина одинаковы для всех вин и стран, следовательно, и контроль качества должен базироваться на основных стабильных показателях качества по единым общепринятым методам.
Мысль А.Чехова "национальной науки нет, как и нет национальной таблицы умножения" следует дополнить, по мнению профессора В.Косюры, такими словами "и национальной науки о вине тоже нет". Не может быть технологии вина украинского, французского или португальского. Есть виноделие и вина Украины, Франции, Португалии и т.д.
В странах СНГ лидерами в виноделии и контроле качества вин и коньяков являются Молдова и Грузия. Виноделие - их национальная гордость. Контроль качества здесь закреплен законом и осуществляется в специализированных центрах. В Российской Федерации также созданы центры, контролирующие качество вин и коньяков. Но, к сожалению, даже в этих странах на рынке появляется некачественная продукция.
Следовательно, оборудовать лаборатории и центры современным инструментарием еще недостаточно для того, чтобы в стране сократилась контрафактная продукция виноделия.
В развитых странах многое зависит от жесткости закона и от культуры потребления. Обмануть покупателя, предлагая некачественные вина и бренди, здесь очень сложно или даже невозможно. В этих странах между покупателем и производителем
стоит мощный продавец - торговые сети, дорожащие своей репутацией. Высокий уровень культуры потребления вин у населения не позволяет им покупать некачественную продукцию.
Наши торговые сети никакой ответственности перед покупателем за качество не несут, а сами покупатели к выбору вин и коньяков еще не готовы по причине низкой культуры потребления. Кроме этого, большая часть предприятий отрасли работает на морально и физически устаревшем технологическом и лабораторном оборудовании, применяет несовершенные методы анализов в производственных и контролирующих лабораториях, разработанные в 50–60-е годы прошлого столетия.
Большой внутренний рынок потребления вин и коньяков, бедность большинства населения и, как следствие, их низкая покупательная способность служат у некоторых производителей объяснением выпуска продукции так называемого экономкласса из недорогого сырья, чего не должно быть. При наличии большого количества государственных учреждений, контролирующих отрасль, в стране не контролируется главное в виноделии - подлинность, что искушает недобросовестных производителей.
Алкогольная инспекция Министерства торговли Украины, контролировавшая вина, коньяки и водку, была ликвидирована в 2001 г. решением правительства, а ее функции были упрощены и переданы в ведение Госпотребстандарта и Таможенной службы Украины. На самом делеэти государственные структуры сегодня осуществляют неэффективный контроль качества полуфабрикатов, самих вин и коньяков, фактически измеряя только физико-химические показатели и показатели безопасности продукции в соответствии с требованиями ГСТУ.
Центральная лаборатория винодельческой промышленности (ЦЛВП), созданная в 1944 г., работает при Минагрополитики Украины.Основные функции лаборатории - содействие развитию и совершенствованию виноделия. В 2011 г. ЦЛВП была передана во вновь созданную Государственную инспекцию сельского хозяйства (Госсельхозинспекцию) Украины для осуществления контроля качества вин и коньяков, а в 2012 г. распоряжением КМУ была возвращена обратно в ведение Минагрополитики.
Госсельхозинспекция Украины,получившая полномочия, ранее возложенные на Госвининспекцию, создана в апреле 2011 г. для контроля за соблюдением правил производства сельскохозяйственной продукции, в т.ч. винограда, вин и коньяков, а также для контроля экспорта и импорта сырья и товарной продукции виноделия, соблюдения требований ГОСТов. Она имеет развитую сеть филиалов по всей стране, но пока еще только по вопросам контроля качества зерновых продуктов.
Из-за отсутствия законодательного механизма обязательного контроля, необходимого лабораторного инструментария и квалифицированных специалистов по виноградарству и виноделию, а также в силу инертности Госсельхозинспекция пока еще не выполняет возложенные на нее контролирующие функции в виноделии и находится в стадии организации.
Поскольку Госсельхозинспекция и ЦЛВП - структурные подразделения Минагрополитики, куда входят виноградарско-винодельческие предприятия, результаты их заключений не всегда могут быть объективными.
Контролировать подлинность вин, коньяков, виноградного дистиллята, зернового спирта-ректификата, глюкозы и фенольных веществ виноградного или невиноградного происхождения, а также идентифицировать больное вино или коньяк, имеющий пороки, с помощью микробиологических исследований в вышеупомянутых государственных ведомствах технически невозможно из-за отсутствия в них специальных приборов.
Центральная отраслевая дегустационная комиссия винодельческой промышленности (ЦОДК)создана приказом Минагрополитики Украины от 22 января 2013 г. №28 для выполнения функций контроля качества вин и их дистиллятов на основе органолептических показателей, зависящих от опыта и сенсорных способностей ее членов. При этом физико-химические измерения показателей ГСТУ проводятся в ЦЛВП.
Основные задачи ЦОДК - выдача заключений о качестве винодельческой продукции, внешнего оформления вин, импорта виноматериалов и дистиллятов, разработка предложений по освоению или снятия с производства марок вин и коньяков, поставки их на экспорт.
В последние годы, по моему убеждению, в отечественном виноделии появилось ошибочное утверждение, что аутентичность, а также качество вин и их дистиллятов можно определить только органолептически - и только членами ЦОДК Минагрополитики.
Действительно, ЦОДК Минагрополитики является единственным профессиональным органом в стране по определению качества винопродукции. Сенсорная оценка вин и коньяков - очень важный метод контроля качества и обязательный инструмент в виноделии на всех этапах производства, но субъективный. Поэтому в мировой практике считается второстепенным инструментом, дополняющим официальные методы EC и OIV по определению аутентичности. Заключение ЦОДК Минагрополитики носит рекомендательный характер и не может признаваться в судебных и арбитражных расследованиях.
К сожалению, за последние 20 лет в Национальной академии аграрных наук (НААН) и в Минагрополитики не создана система профессиональной подготовки и аттестации дегустаторов-виноделов из числа работников лабораторий, технологов, а также членов ЦОДК.
По моему убеждению, большинство членов ЦОДК и виноделов предприятий нуждаются в специальном дополнительном тренинге по сенсорному анализу и идентификации компонентов, образующих аромат, букет и вкус отечественных и зарубежных вин и коньяков, что принято во всех цивилизованных странах.
Курсы дегустаторов при Союзе виноделов Крыма в Национальном институте винограда и вина (НИВВ) "Магарач" НААН чрезвычайно важны для повышения уровня культуры потребления вин, но в большей мере носят просветительский характер. За пять дней обучения такие курсы дают общие представления о дегустации, при этом не развивают сенсорных способностей идентификации ароматов вин, коньяков и дуба, а слушатели по окончании получают удостоверение профессионального дегустатора, что вызывает сомнения.
Существующие методы сенсорного анализа, регламентированные международными стандартами ISO, не используются на этих курсах дегустаторов, представителями ЦОДК и в органах государственного контроля.
Национальная академия аграрных наук
В системе НААН в НИВВ "Магарач" (Ялта) и в Институте виноградарства и виноделия (ИВВ) им. В.Таирова (Одесса) есть аттестованные подразделения с высококвалифицированными учеными - виноградарями и виноделами, компетентными в вопросах производства и контроля качества винограда, вин и их дистиллятов. Однако определить аутентичность и натуральность винодельческой продукции официальными методами EC и OIV эти учреждения не могут по техническим причинам. У этих институтов нет сети филиалов по Украине, за ними законодательно не закреплено право обязательного контроля производства и импорта сырья, полуфабрикатов для виноделия, а также контроля продукции в торговых сетях.
Как ни парадоксально, но в Украине на 70 тыс. га виноградников в НААН существуют два профильных института, а кандидатов и докторов наук по виноградарству и виноделию больше, чем у лидеров мирового виноделия - Франции и Испании, вместе взятых. Кроме этого, странно, но в НААН существуют две отдельные научно-исследовательские программы: "Виноградарство" с головной организацией - ИВВ им. В.Таирова, находящейся в подчинении отделения растениеводства, и "Виноделие" с головной организацией - НИВВ "Магарач", находящейся в ведении другого отделения - экономики и продовольствия(!?). Это разъединяет ученых - виноградарей и виноделов, науку и производство и по этой, а также некоторым другим причинам не способствует научному прогрессу отрасли и делает невозможным организацию контроля качества вин и коньяков в системе НААН.
Забраковать некачественные вина или коньяки Украины, а значит, предъявить претензии производителю по качеству, с точки зрения закона, можно только при нарушении им (производителем) физико-химических показателей и требований ГСТУ, что с годами становится все труднее. Юридически органолептическая оценка не принимается во внимание.
Из проведенного анализа существующих институтов следует, что ни одна государственная контролирующая структура в Украине, в т.ч. и ученые-виноделы НААН и вузов, технически не могут осуществлять должный контроль подлинности импортируемых и производимых вин, дистиллятов и коньяков. Какая бы авторитетная дегустационная комиссия из числа начальников-чиновников, ученых или специалистов винодельческой отрасли не была бы создана, ее результаты относительно подлинности всегда будут субъективными и не до конца достоверными.
Контроль качества вин и их дистиллятов в развитых странах базируется на следующем:
- реальных данных кадастра виноградных насаждений - основополагающего документа отрасли;
- декларации и отчете производителей винограда и вин в регистре виноградных насаждений и винодельческих предприятий;
- государственном контроле аутентичности вин и их дистиллятов признанными в ЕС и OIV методами;
- контроле качества вин и их дистиллятов общественными профессиональными организациями.
В Украине все четыре пункта такой системы контроля качества отсутствуют.
Какая система контроля качества вин
и их дистиллятов
нужна Украине?
В 2013 г. учеными НИВВ "Магарач" предложена "Национальная система контроля качества вин и коньяков", являющаяся, на мой взгляд, неконкретной, носящей декларативный характер. При этом авторы предложенной украинской системы умалчивают о международном опыте контроля качества вин и их дистиллятов в развитых странах, существующем многие десятилетия, чем и была вызвана подготовка данной публикации.
На протяжении более 20 лет в НИВВ "Магарач" разработаны методы идентификации фальсифицированных вин и коньяков, определения географического происхождения, аутентичности вин и их дистиллятов в качестве арбитражных, определения статуса вин контролируемых наименований по происхождению - Appellation d'Origine Controlee (AOC). Но не все эти методы аттестованы в ГП "Укрметртестстандарт" и получили официальное признание в нашей стране и в ЕС, а в основном используются в научно-исследовательских и диссертационных работах.
В соответствии с требованиями ЕС вышеуказанные методы должны иметь хорошую повторяемость, воспроизводимость, научное обоснование и признание их учреждениями Европейской комиссии по стандартизации (European Commission for Normalization, CEN) и Ассоциации официальных химиков-аналитиков (AOAC).
В ЕС и OIV в процедуре анализа и контроля аутентичности и географического происхождения вин и их дистиллятов организациями CEN и AOAC официально признаны методы стабильных изотопов IRMS и ядерного магнитного резонанса (ЯМР) SNIF-NMR. Эти методы дают научное объяснение изменению соотношений изотопа в естественных веществах:
- метод определения природы воды в винах и соках по изотопу 18O/16O;
- метод определения этанола виноградного или невиноградного происхождения по изотопу 13C/12C;
- метод определения углекислого газа экзогенного или эндогенного происхождения по изотопу 13C/12C;
- метод ЯМР(SNIF-NMR) обнаружения сахара невиноградного происхождения, внесенного в виноградное сусло и вино по изотопам 2Н и 13С.
Метод ЯМР применяется при контроле качества в виноделии для идентификации и исследовании химической структуры фенольных соединений, природы биополимеров вин.
По рекомендациям норм ЕС, именно этиловый спирт является тем веществом-маркером, изотопное соотношение атомов в котором определяет происхождение продукта.
Исследования IRMS в странах ЕС и в мире проводят на масс-спектрометре соотношения стабильных изотопов Isoprime-100 производства компании ELEMENTAR.
В Украине контроль качества вин и их дистиллятов методами стабильных изотопов (IRMS) и ЯМР, а также эти приборы отсутствуют.
Создание лаборатории контроля качества вин и бренди методом стабильных изотопов (IRMS) является обязательным условием при вступлении любой страны в ЕС (сейчас эти процедуры проходят Болгария и Турция).
Организацию контроля качества вин и их дистиллятов в мире рассмотрим на примере двух стран, где высокое качество вин и их дистиллятов всегда гарантировано и контролируется государством, но в одном примере научным учреждением - Национальным институтом винограда и вина Аргентины, а в другом - структурой, подчиненной министерствам финансов, экономики и таможенной службы Франции. И первый, и второй примеры могут быть заимствованы при организации национальной системы контроля качества в Украине.
Законом Аргентины "Общий закон о винах и других напитках" от 6 ноября 1959 г. №14.878 главная роль при контроле за качественным развитием виноградарства и виноделия закреплена за Национальным институтом винограда и вина (Instituto Nacional de Vitivinicultura, INV) с головным офисом в г. Мендоса и
42 филиалами по стране.
Миссия INV - систематизация и упрощение существующих правил, оптимизация организационной структуры промышленности, включая технологии и сертификации международных стандартов качества для процессов, - возведены в ранг государственной политики в винодельческой отрасли. Акцент сделан на участии страны в международных форумах и дегустациях вин с целью поддержания высокого уровня мотивации сотрудников и специалистов для обучения и управления информацией виноградарями и виноделами всех форм собственности, крупных, средних и мелких сообществ, в соответствии с потребностями рынка как локально, так и на международном уровне.
Основные функции:
1. Научные исследования, технологические и экономические, в виноградарстве и виноделии, подготовка научных кадров.
2. Сфера надзора: контроль всех процессов виноградарско-винодельческого сектора - от сорта винограда до готовых продуктов. Экспертизу проводят на всех этапах процесса виноделия в целях обеспечения достоверности и пригодности для потребления вин и дистиллятов. INV осуществляет проверки и в спиртовой промышленности. Контролируются гидролизованные и негидролизованные винные дистилляты.
3. Учет: создание и поддержка базы данных о всех производителях винограда и вина, декларации о сборе урожая, о запасах вина в бодегах (заводах), данных по экспорту, публикации ежегодника о статистике виноградарства и виноделия, их распространение.
4. Контролькачества вин, полуфабрикатов и всех вспомогательных материалов, применяемых в виноделии, выдача официальных сертификатов качества, опыты по технологической оценке сортов, различных технологий и продуктов, борьба с фальсификациями (разбавление, подсахаривание, добавление спирта-ректификата, в т.ч. и невиноградного происхождения), разработка новой продукции.
5. Продвижение экспорта: участие в мероприятиях по продвижению аргентинских вин на экспорт, сопровождение выставок, международных конкурсов вин OIV.
Система качества вин и дистиллятов Франциисосредоточенав Национальной службе министерства экономики, промышленности и занятости, министерства бюджета, государственных счетов и реформ и представлена Совместной лабораторной службой - Service Commun des Laboratoires (SCL).
До 1993 г. служба SCL входила в состав Министерства сельского хозяйства, а 20 лет назад правительством Франции была выведена из этого ведомства, в котором находятся винодельческие предприятия. Совместная лабораторная службасотрудничает с генеральным директоратом по конкуренции, предотвращению мошенничества (DGCCRF) и главным управлением таможни и акцизов (DGDDI).
На территории Франции создан блок управления 11 лабораториями SCL с 430 агентами, выполняющими анализы, испытания образцов продукции компаний, экспертизы, сертификацию и экспортный контроль вин.
Основные задачи службы SCL:защита внутреннего и внешнего рынков Франции от некачественных пищевых и непищевых продуктов, регулирование честной конкуренции производителей, защита потребителей от некачественной продукции.
Отделение контроля пищевых продуктовразделено на секции по типам продукции: напитки, молокопродукты, зерно, фрукты и овощи, растительные масла, мед, яйца, полуфабрикаты и готовая пищевая продукция.Отдельно каждая секция подразделяется на лаборатории по типу выполняемых анализов.
Секция контроля напитков включает лаборатории физико-химических, хроматографических, спектральных и изотопных методов исследований. Основные задачи:определение географического происхождения продуктов переработки винограда (АОС); определение фальсификации соков и количества добавленных в него сахара, воды, кислот, а также сока, полученного прессованием или разбавлением концентрата водой; определение внесения ароматических добавок в соки и вина, подлинности сидров и игристых вин (естественное брожение или добавление СО2); определение происхождения сахара (свекловичный, тростниковый, виноградный).
Служба SCL выполняет систему анализов контроля качества пищевых напитков, отобранных эмиссарами. Сотрудники лаборатории не участвуют в отборе проб, оставаясь в тени, а заключение о качестве продукции предоставляют агентства. Проведение отбора и экспертизы пищевых продуктов (вин и бренди) для производителей бесплатное, а все расходы на экспертизу осуществляются за бюджетные средства.
В работу независимых агентов по проверке предприятий и готовой продукции никто не может вмешиваться и влиять на их деятельность. Престижность работы, ответственность и достойная оплата труда всех сотрудников этого учреждения исключают коррупцию в их деятельности.
Появление эмиссара SCL на французском предприятии - признак негативных последствий для его собственника. На основании результатов физико-химических анализов вин, сидров и бренди методами стабильных изотопов (IRMS), хроматографии и дегустации, в случае нарушения их качества, автоматически принимается решение о наказании виновных в производстве контрафактной продукции, подтвержденное законом.
В Аргентине импорт виноградных виноматериалов и их дистиллятов запрещен законом, во Франции виноматериалы наливом не импортируют. В неурожайные 2011-й и 2012 г. Франция и Испания закупали винные дистилляты в Грузии, Молдове и Азербайджане, с обязательным ввозным контролем спиртов изотопным методом IRMS на предмет их аутентичности.
Заключение
Большинство украинских производителей нельзя обвинять в выпуске низкокачественной продукции. На самом деле они хотели бы иметь прозрачный бизнес и рынок, выпускать качественные вина и коньяки. Однако ситуация, сложившаяся в законодательной, кредитно-финансовой и регуляторной системах страны, не способствует этому. И бизнес вынужден проводить двойственную политику: декларировать хорошее качество, а фактически искать пути минимизации затрат и способы снижения себестоимости продукции, не обращая внимания на качество.
Исходя из вышеизложенного, государственный контроль аутентичности и натуральности производимых и импортируемых вин и дистиллятов в Украине должен быть обязательным. Логичным было бы принятие закона об осуществлении профессионального контроля качества вин и их дистиллятов НИВВ "Магарач" и ИВВ им. В.Таирова по примеру Аргентины, однако эта возможность была упущена еще в начале 90-х годов прошлого столетия по причине недальновидности руководства институтов и НААН.
Создание национальной системы контроля качества должно начинаться с разработки учреждениями НААН Кадастра реальных виноградных насаждений, а также с внесения изменений в существующий Закон Украины "О винограде и виноградном вине", который должен носить межгосударственный, а не узковедомственный характер. В документе должно содержаться положение о правах и обязанностях производителя, а также должно быть определено, кто и какими методами будет осуществлять действенный контроль по обнаружению подделок, какие конкретные меры наказания будут применены к нарушителям, вплоть до лишения их лицензии.
Необходимо упростить разрешительную систему создания производства вин и коньяков малыми предприятиями и фермерскими хозяйствами и ужесточить контроль их качества и количества, с лишением мошенников права работы в виноделии.
Главными методами контроля качества вин, коньяков и бренди должны быть общепризнанные в ЕС методы анализа их подлинности. В случае создания отличных от общепринятых в ЕС методов анализа ученые НААН должны добиться признания этих методов в Европе.
Правительству Украины необходимо изыскать возможности для создания в структуре Госсельхозинспекции Национального центра контроля качества вин и дистиллятов, а также выделить средства для приобретения приборов изотопных методов анализа по примеру Франции.
Оснащение Госсельхозинспекции совершенными инструментами, методами анализа и профессиональными кадрами должно происходить совместно с учеными НААН. В своих действиях эта инспекция должна быть независимой от ведомства, в которое входят винодельческие предприятия. И самым правильным было бы переподчинить ее Министерству доходов и сборов.
В Украине также есть огромный потенциал производства перспективных не крепленых спиртом плодовых, ягодных вин и их дистиллятов высокого качества, а также медовых вин - медов, несправедливо забытых в отрасли и авторами Закона "О винограде и виноградном вине".
Повышение культуры потребления вин у населения лишит мошенников рынка сбыта их продукции.
Миссия Госсельхозинспекции не должна быть только карательной. Ведомство должно защищать производителя от недобросовестной конкуренции и некачественного импорта, а потребителя - от некачественной продукции.
Отечественная виноградарско-винодельческая наука, сама отрасль и учреждения, ее контролирующие, нуждаются в коренном реформировании. Они не готовы к сотрудничеству и вступлению в ЕС, а требуют защиты со стороны государства, отсутствие которой может привести к дальнейшему разрушению отрасли.