UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как Украине вернуться в клуб промышленно развитых стран

Украине стоит сосредоточиться на нескольких ключевых сферах машиностроения.

Автор: Богдан Данилишин

К моменту обретения независимости Украина обладала развитой, по меркам конца XX ст., промышленностью - от добычи полезных ископаемых и производства из них сырья до высокотехнологичных отраслей, таких, как космическая, авиационная, машиностроительная.

Если говорить о масштабах, они были относительно скромными: по итогам 1991 г., удельный вес Украины в мировом производстве промышленной продукции составлял 0,57%, но страна, безусловно, относилась к промышленно развитым. К сожалению, с тех пор наблюдается нисходящая динамика, ускорившаяся в последние несколько лет: в 2013 г. доля Украины в мировом производстве промышленных товаров составляла 0,2%, в 2016-м - 0,16%. Падает и удельный вес украинской экономики в мире: в 1991 г. - 0,36%, в 2013 г. - 0,17, в 2016-м - 0,12%. И можно долго анализировать причины деградации украинской промышленности, но куда продуктивнее предложить элементы, на которых стоит сконцентрировать усилия для возврата Украины в число индустриально развитых стран.

Зарубежный опыт

Чтобы формировать адекватную вызовам времени национальную промышленную политику, нужно верно оценивать реиндустриализацию в развитых странах. После начала информационной революции и наступления постиндустриальной эпохи одни страны, например США и Великобритания, пошли по пути снижения роли традиционной индустрии, сделав акцент на развитии наукоемких технологий и финансовых услуг, выведя часть традиционной промышленности в аутсорсинг, главным образом в страны Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Другие государства, такие, как Германия и Япония, сохранили свой промышленный потенциал, работающий преимущественно на экспорт. Когда наступил мировой финансово-экономический коллапс 2008 г., многие ожидали, что информационные технологии и услуги не вытянут из кризиса экономики постиндустриальных стран. Но США быстрее других вышли из рецессии, развивая экономику с новой силой, поражая мир научными открытиями и технологическими инновациями. Великобритания, в том числе из-за чрезмерной бюджетной консолидации, долго выходила из кризиса, но, несмотря на это, продолжает занимать лидирующие позиции по уровню промышленного развития и размеру ВВП. От США не отстает и один из лидеров мирового научно-технологического развития - Израиль.

При этом нельзя говорить о США и Великобритании как о деиндустриализованных странах. Наоборот, ведь программное обеспечение (soft) не может существовать в вакууме, если в стране нет промпроизводства, нет в ней и необходимости разрабатывать программные продукты. Программное обеспечение и так называемое железо (hard) тесно взаимосвязаны. С.Джобс говорил, что вчерашнее программное обеспечение - это сегодняшнее "железо". В США много компаний, производящих современнейшие промышленные товары при помощи высококлассного программного обеспечения. В конце концов, сначала iPhone были выпущены в США, и только через некоторое время их массовое производство было развернуто в Китае и Тайване.

Лидеры мировой экономики, кто в большей мере (Германия и Япония), кто в меньшей (США и Великобритания), как и наиболее динамичные в плане экономики развивающиеся страны (Китай, Индия, Тайвань) придают ключевое значение развитию национальной промышленности. Это должно быть примером для Украины. Но что конкретно мы должны делать, учитывая исходное положение и прогнозируя развитие мировой экономики и технологические новации в будущем?

"Базовые" отрасли промышленности

Некоторые специалисты утверждают, что выйти из жесткого структурного кризиса Украина может, только возродив промышленность, которую в значительной мере утратила за четверть века вне структуры директивно модернизировавшейся в прошлом советской империи. Верно ли это?

О восстановлении промышленности времен УССР говорить не стоит, она осталась в прошлом вместе с промышленным укладом середины XX ст. Не хочу выглядеть недружественно настроенным по отношению к так называемым базовым отраслям промышленности, но будущее украинских предприятий из отраслей полусырьевого производственного сегмента (устаревших металлургии, химической промышленности, примитивного машиностроения) представляется малоперспективным. В этих отраслях в мире существует такой переизбыток производственных мощностей, причем гораздо более производительных и эффективных, чем украинские, что вряд ли наши предприятия смогут завоевать большую долю рынка, чем та, которая есть у них сейчас. Им и нынешнюю долю рынка удержать будет сложно. Усугубляет ситуацию непроизводительность и неэффективность вследствие высокой изношенности основных фондов.

Но эти предприятия дают работу сотням тысяч человек, платят налоги, от их экспортной деятельности поступает валютная выручка, которая сейчас важна для стабильности гривни. Государство не должно абстрагироваться от проблем "базовых" отраслей промышленности. Но учитывая, что большинство предприятий находятся в частной собственности, Украина должна создавать механизмы, побуждающие владельцев компаний к модернизации и техническому перевооружению. Акцент на слово "побуждающие", иначе владельцы этих предприятий продолжат выжимать последние соки из доставшегося ими задешево советского промышленного наследства.

Показательный пример: если сравнить данные 2011-го и 2016 г., то в металлургии наибольшее падение производства зафиксировано в подгруппе "трубы и профили из стали" - на 58,3% (в натуральном выражении), которые являются наиболее высокотехнологичной продукцией черной металлургии. То есть в отраслях, где мы выпускаем полуфабрикаты, ускоренными темпами снижается производство продукции с более высокой долей добавленной стоимости. Это свидетельствует о примитивизации структуры выпускаемой продукции. Думаю, нет смысла делать долгосрочную перспективную ставку на "базовые" отрасли промышленности.

Впрочем, нет правил без исключений. В Украине есть современные небольшие металлургические заводы, использующие, как правило, прогрессивную электродуговую технологию и потребляющие в качестве сырья металлолом. Они являются перспективными предприятиями, отвечающими современным требованиям к производительности труда и экологии. Создание условий для развития именно таких предприятий - правильный путь поддержки "базовых" отраслей промышленности.

Отверточная сборка и промышленный аутсорсинг

Это перспективный путь развития национальной промышленности, которым успешно идут многие страны - от Китая и Тайваня до Чехии и Словакии. Промышленный аутсорсинг в сочетании с отверточной сборкой дает возможность привлекать технологии, пройти обучение, приобрести производственный опыт, финансовые и квалификационные ресурсы, которые могут быть использованы для расширения имеющегося и налаживания дополнительного производства. Чем технологичнее деятельность, тем она более капиталоемкая и имеет больший экономически эффективный масштаб, более прибыльна. К примеру, сборка автомобилей позволяет работать на рынке десяткам небольших национальных компаний-аутсорсеров.

Но размещение сборочных площадок, использующих дешевый труд, не является достаточной мерой для возрождения украинской промышленности. К примеру, отверточная сборка продукции иностранных компаний, даже если речь идет о высокотехнологичной продукции, - это вид деятельности со средним экономическим эффектом и высокой конкуренцией, который не развивает принципиально новые компетенции у инженеров и рабочих. Есть еще несколько нюансов. Первый: государство, которое размещает у себя площадки для отверточной сборки, получает предприятия, работающие с невысокой прибылью, так как большая часть дохода достается корпорациям, производящим детали и комплектующие.

П.Марш, один из ведущих промышленных обозревателей мира, в книге "Новая промышленная революция" приводит показательный пример. В 2009 г. из 179 долл. заводской цены iPhone компании Apple лишь 6,5 долл., или 3,6%, приходилось на окончательную физическую сборку изделия, осуществленную в Китае. Оставшиеся 172,5 долл. приходились на стоимость деталей, изготовленных не в Китае, а в других странах - в основном в Японии, Южной Корее и Германии. Но наибольшая часть прибыли достается не производителям деталей и комплектующих, а компаниям, занятым R&D-деятельностью (от английского термина Research&Developmet, что близко привычному нам НИОКР), разрабатывающим базовые технологии, а также тем, кто владеет торговыми марками.

Второй нюанс: существует риск роботизации сборочных производств. Третий: главным преимуществом нашей страны пока является дешевая рабочая сила. Но преимущество дешевой рабочей силы может привести к консервации проблем: если заработную плату работникам увеличить, это преимущество будет сведено на нет, и западные компании прекратят собирать продукцию у нас, а если поддерживать уровень заработной платы на низком уровне, то как повышать рост благосостояния украинцев?

Так нужно ли содействовать созданию в Украине предприятий, ориентированных на отверточную сборку и промышленный аутсорсинг? Обязательно нужно! Но делать ставку на это как на единственную меру, которая самостоятельно возродит отечественную промышленность, не стоит.

Качество и масштаб экономики государства в современных условиях определяются не размером ВВП или экспорта, а объемом добавленной стоимости, создаваемой в промышленности, а также местом страны в глобальных цепочках добавленной стоимости. Украинской промышленности необходимо включаться в эти цепочки, но делать это не с сырьем (здесь мы встроены в цепочки добавленной стоимости, но находимся в их самой низкомаржинальной точке), а с продукцией, в которой есть серьезная доля добавленной стоимости, созданная украинскими предприятиями. То есть в отверточной сборке и промышленном аутсорсинге нужно делать акцент на максимально возможное вовлечение в него украинских производителей деталей и комплектующих.

Мы должны подняться по той же технологической лестнице, по которой в свое время взобрались развитые страны, двигаясь шаг за шагом от простейших технологий к передовым рубежам инноваций, используя низкую стоимость рабочей силы для сохранения конкурентоспособности до тех пор, пока не будут созданы передовые технологии и не накопится необходимый капитал, включая человеческий.

Отверточная сборка и промышленный аутсорсинг - важные звенья в этой стратегии. Но их недостаточно для того, чтобы Украина встала на путь возвращения в клуб индустриально развитых стран. На что стоит сделать ставку вместе с промышленным аутсорсингом и отверточной сборкой? Прежде чем сформулировать предложения, хочу заметить: основатель и главный редактор журнала China Economic Quarterly
Д.Стадвелл писал, что Пак Чон Хи, превративший Южную Корею из отсталой страны в развитую, проигнорировал отчет Всемирного банка 1974 г., в котором высказывалась серьезная озабоченность насчет практичности целей по экспорту продукции тяжелого машиностроения и который рекомендовал Южной Корее сконцентрироваться на текстиле. Так же, как и в Японии, Пак Чон Хи сначала отдавал приоритет производству стали, а потом судостроению, станкостроению, автомобилестроению и производству полупроводников.

Машиностроение

Учитывая сохранившийся потенциал, а также ограниченность ресурсов, Украине стоит сосредоточиться на нескольких ключевых сферах машиностроения.

Авиационное и ракетно-космическое машиностроение.

Чтобы эффективно использовать сохранившийся потенциал в наукоемких отраслях, например в авиационной и ракетно-космической, нужно работать в кооперации с глобальными международными разработчиками и производителями, занимая ниши в тех сегментах, где по соотношению цены и качества украинские производители конкурентоспособны. Например, ракетоносители, вертолетные двигатели, транспортные самолеты средней и большой грузоподъемности. Во-первых, Украина входит в узкий круг государств, поставляющих свои ракетоносители для NASA и не только, - ракетоносители "Зенит", "Циклон", "Днепр", "Антарес", "Вега" используются разными странами для запуска в космос спутников и космических аппаратов. Во-вторых, по оценкам экспертов, емкость мирового рынка средних транспортных самолетов в ближайшие 15 лет оценивается в 900 единиц, и госпредприятие "Антонов" планирует поставить в течение пяти лет 20 лайнеров Ан-178 заказчикам из стран СНГ, Азии и Африки. Это немного, но для начала неплохо.

Нужно поддерживать высокую репутацию украинского авиационного и ракетно-космического машиностроения. Одним из факторов, который может это обеспечить, является качество инженерных кадров, что должно стать точкой приложения усилий государства. Как и в случае с отверточной сборкой и промышленным аутсорсингом, нужно строить цепочки научно-технической и производственной кооперации крупных отечественных концернов с украинскими смежниками. Это даст кросс-эффект в сегментах украинской промышленности, производящих детали и комплектующие для авиационной и ракетно-космической продукции.

Военно-промышленный комплекс.

Украинский оборонпром не только в значительной мере сохранил потенциал, оставшийся с советских времен, но и вынужден динамично развиваться для отпора военной агрессии. Думаю, ВПК может стать одним из драйверов роста украинской экономики. Особенно важна ценность ВПК из-за перспектив спроса на его продукцию в среднесрочной перспективе: постоянно увеличивающееся количество "военных конфликтов малой интенсивности" ждет человечество в ближайшем будущем. Следовательно, производство оружия есть и будет привлекательным бизнесом. Здесь важен эффект вовлеченности в создание конечной продукции малых и средних отечественных компаний, производящих детали и комплектующие для крупных госпредприятий оборонпрома. Кстати, известный венчурный предприниматель С.Бланк говорил в лекции "Тайная история Кремниевой долины", что этот самый успешный технологический кластер мира в значимой мере состоялся благодаря военным заказам американского правительства. Украинский ВПК должен содействовать инновационной трансформации экономики страны.

По отношению к предприятиям этих двух отраслей меры финансовой поддержки важны, но в первую очередь необходим эффективный политический протекционизм со стороны государства.

Транспортное машиностроение.

Украина до недавнего времени была крупнейшим на постсоветском пространстве и одним из значимых по мировым меркам экспортером грузовых вагонов. В 2011 г. за рубеж было реализовано почти 75% общего объема произведенных в стране вагонов, в 2012-м - 87%. Но именно экспортная ориентация стала причиной нынешних проблем. Россия с целью поддержки своих производителей в 2011–2013 гг. ввела ограничительные меры на ввоз продукции украинского транспортного машиностроения. А в последние несколько лет и вовсе отказалась от покупки украинской продукции. Что делать? Обратить внимание на внутренний рынок, поскольку парк вагонов (грузовых и пассажирских) изношен, а темпы его обновления низкие. Например, парк грузовых вагонов интенсивно не обновлялся, его износ составляет более 85%, динамика старения превышает динамику восстановления. А учитывая растущие объемы выращивания и экспорта зерновых культур, необходимо налаживать обеспеченность крупных агрокомпаний вагонами-зерновозами. Тем более что около 15% таких вагонов исчерпали срок эксплуатационной пригодности (30 лет), а 60% имеют возраст, превышающий 25 лет.

Постепенно отечественное транспортное машиностроение восстанавливается, однако для существенной активизации нужен платежеспособный спрос. Государство может поддержать эту отрасль мерами, среди них - структурное рефинансирование Нацбанком коммерческих банков, кредитующих "Укрзалізницю" и зернотрейдеров, которые будут заказывать продукцию у предприятий отечественного транспортного машиностроения.

Сельскохозяйственное машиностроение.

Можно иронизировать над фразой бывшего американского посла о том, что Украина должна стать аграрной сверхдержавой. Но стоит посмотреть на статистические данные: в 2016 г. удельный вес сельского хозяйства в ВВП Украины составил 11,7%, из нашей страны было экспортировано сельхозпродукции на 15,5 млрд долл. Странно, что при этом в стране практически остановилось производство тракторов и комбайнов. Если в плане самоходных сельхозмашин перспективы для наших производителей состоят в кооперации с ведущими мировыми производителями, то в отношении прицепной сельхозтехники в некоторых сегментах рынка украинские сельхозмашиностроители имеют хорошие самостоятельные позиции. У нас около двух десятков стабильно работающих предприятий, которые не только продают продукцию внутри Украины, но и экспортируют ее в десятки стран мира. Эти предприятия способны самостоятельно развивать производство, но государству стоит создавать условия для развития новых производственных мощностей, возможно, с привлечением западных инвесторов. Важной составляющей может стать программа компенсации стоимости украинской сельхозтехники и оборудования. Сумма компенсации по каждому из видов сельхозтехники должна быть дифференцирована в зависимости от уровня локализации производства.

Станкостроение.

Реально оценивая ситуацию, понимаю, что серийное производство фрезерных, агрегатных, шлифовальных, деревообрабатывающих станков возродить вряд ли удастся. Поэтому предлагаю сконцентрировать усилия на таких направлениях, как предоставление услуг по высокоточной механообработке и создание сборочно-сварочного производства по производству конструкционных элементов для ветровых энергоустановок. Последнее направление не только обладает экспортным потенциалом, но и способно удовлетворить внутренний спрос - перспективность альтернативной энергетики очевидна, к тому же она способна внести вклад в повышение энергетической независимости Украины.

В качестве одной из мер содействия развитию транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и станкостроения можно рассмотреть специальный режим налогообложения, при котором ставка налога для предприятий этих отраслей будет зависеть от суммы инвестиций в новое оборудование и НИОКР. А промежуточными критериями оценки эффективности господдержки должны быть увеличение внедрения научных разработок и увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

Украинским предприятиям нужно брать на вооружение и лучшие бизнес-модели для выхода на экспортные рынки. Например, японская компания Honda для проникновения на емкий рынок мотоциклов в США сначала продвигала на нем малолитражные мопеды. Далее, используя хорошо отработанные технологии в разработке двигателей и уже сформированную в США дистрибьюторскую сеть, Honda смогла занять нишу рынка бюджетных мотоциклов, на которую не особо претендовал производитель престижных мотоциклов Harley-Davidson. На этом японский производитель не остановился. Уловив возникший вследствие подорожания топлива тренд на приобретение малолитражных автомобилей, Honda смогла занять достойное место в этом сегменте американского рынка. А после этого сумела вклиниться и в нишу автомобилей класса "люкс". Конечно, Honda воспользовалась имеющимися мощностями, технологиями и опытом, который был успешно отработан на внутреннем рынке Японии. Это показательный пример эффективной стратегии клиновидного проникновения на сформировавшиеся рынки, к которому нужно присмотреться украинским предпринимателям.

Не претендуя на полный охват отраслей, восстановление работы которых позволит Украине вернуться в число промышленно развитых стран, я постарался сделать акцент на тех отраслях, где мы в состоянии производить продукцию с высокой долей добавленной стоимости и имеем перспективы увеличивать объемы выпуска.

Как писал Д.Стадвелл, если бы сначала Япония, а затем Корея, Тайвань и Китай развивались исходя из теорий Смита и Рикардо, мировая экономика получила бы четырех крупных производителей риса, а не высокотехнологичных индустриальных игроков. Сначала страна должна осуществить внутреннюю индустриализацию, а затем атаковать экспортные рынки.

Несмотря на дискуссии о постиндустриальном развитии и сервисах как о новой панацее от отставания, основой успеха азиатских "тигров" является собственная промышленность. В странах неэндогенного капитализма, к которым относятся не только азиатские "тигры", но и Украина, ускоренное догоняющее технологическое развитие возможно лишь при условии реализации современной промполитики при эффективном участии государства, сосредоточенного на наиболее перспективных секторах промышленности. Капиталоемкие отрасли промышленности, ставку на которые представляется целесообразным делать, не могут обойтись без господдержки. Проактивная государственная экономическая политика нужна как воздух. Это единственная возможность придать импульс развитию украинской экономики. Украине нужна промполитика, которая позволит раскрыться потенциально сильным отраслям индустрии. Уход от сырьевой модели экономики, наращивание производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, импорт и трансфер технологий, их освоение украинскими инженерно-техническими специалистами, копирование лучших западных технологий и создание собственных технологий - вот путь к возрождению Украины. Мы должны искать и использовать шансы, открывающие дорогу в клуб лидеров промышленного мира, в котором наша страна (в формате УССР) была на протяжении половины XX ст.