Украинские порты всегда были лакомыми объектами. И желающих откусить от них кусочек хватало. Какое-то время после Майдана была надежда, что ситуацию вокруг портовых активов удастся ввести в конструктивное русло, но, судя по всему, все надеждами и ограничилось.
Конфликты следуют один за другим: Одесса, Мариуполь. Теперь вот — Ильичевский морской торговый порт (ИМПТ). Трудовой коллектив предприятия даже обратился с открытым письмом к президенту Виктору Ющенко и премьеру Юлии Тимошенко с просьбой предотвратить отчуждение имущества порта.
Работники, конечно, слышали о нюансах взаимоотношений между адресатами, но надеются, что президент и премьер просто исполнят свои конституционные обязанности.
«Мы имеем дело с очень тщательно подготовленной рейдерской атакой, целью которой является захват части имущества порта, доведения предприятия до банкротства и установления над ним коммерческого контроля», — утверждают авторы обращения.
Претендовать и в самом деле есть на что. Ильичевский порт — один из лучших в регионе и входит в четверку крупнейших в стране. Он может принимать суда с осадкой до 13 метров и грузоподъемностью до 100 тыс. тонн. В текущем году за 11 месяцев объемы перевалки грузов выросли на 22% — до 17,6 млн. тонн.
Впрочем, на производственные успехи государство отреагировало весьма своеобразно: порт начали интенсивно проверять. Причем практически не скрывается, чей это будет «коммерческий контроль».
Еще предыдущее руководство порта в 2005 году подписало договор №435-о о совместной деятельности с частным предприятием «Укртрансконтейнер» (УТК). Согласно ему, совместная деятельность включает три этапа.
На первом этапе «Укртрансконтейнеру» передают третий-шестой причалы. На втором этапе — первый и второй. На третьем, самом дорогостоящем и самом далеком по срокам, — намытую в лимане территорию в тылу первого и второго причалов.
Взнос порта — недвижимое имущество, взнос УТК — оборудование и частично денежные средства на реконструкцию третьего и четвертого причалов.
В рамках первого этапа сотрудничества порт полностью внес оговоренное имущество, а УТК свои обязательства выполнил не полностью. Тем не менее, в 2006 году, в бытность начальником порта Руслана Родзяховского, были подтверждены планы передачи «Укртрансконтейнеру» первого и второго причалов.
С приходом в августе 2006 года нового начальника порта Геннадия Скворцова это намерение подверглось пересмотру. Основанием послужил тот факт, что еще 13 декабря 2005 года президент Украины заявил о необходимости расторжения договора между портом и УТК. Президент мотивировал это тем, что «договор заключен на неприемлемых и не выгодных для государства условиях».
Договор и в самом деле странный. Так, все находящееся на четырех причалах имущество, а также складские площади передаются за вполне символическую сумму — 17,6 млн. долл. США. Вообще-то бывают портальные краны подороже...
Любопытно, что, по данным порта, «у инвестора нет своих денег, но он обещает …внести инвестиции на сумму 495 млн. долл. США». Однако условием внесения этой суммы является передача портом частному предприятию намытой территорию в тылу первого и второго причалов.
Реализации этот пункт не подлежал изначально: данная территория вообще не является собственностью порта. Ее владелец — город. Т.е. договор составлялся так, чтобы освободить инвестора от выполнения основной части обязательств.
Интересно, что, по данным трудового коллектива порта, компания «Укртрансконтейнер» контролируется Виталием Южилиным. А дружественная ему компания Nasdor в 1999—2000 годах вывела из-под контроля ОАО «Морской порт» Санкт-Петербурга наиболее прибыльные дочерние компании. И позже перепродала иностранному инвестору как сами компании, так и свой пакет акций «Морского порта». Юридически получилось вполне законно и очень прибыльно. В Ильчевске опасаются, что подобную операцию могут провести и у них.
При Геннадии Скворцове началась борьба за пересмотр наиболее кабальных пунктов договора. Порт предложил переоценить взносы, принять на работу в УТК не некоторых, а всех работников первого и второго причалов с полным сохранением трудовых и социальных гарантий. Плюс выполнение УТК всех обязательств в рамках первого этапа.
Параллельно были задействованы и другие механизмы. В частности, порт заключил договора с другими компаниями о строительстве на пустующих площадях зон таможенного досмотра. Часть складских территорий была передана в управление компании «Портовик Сервис», благодаря чему в порт пришли операторы мирового уровня, а доход от обработки клиентов на одном причале для порта превысил его долю в доходе от совместной деятельности с УТК на четырех причалах.
На первом причале уже ведется совместная деятельность с ООО «Метекс», которая была создана еще до подписания договора с УТК.
Порт привлек кредит ЕБРР для самостоятельного развития своих производственных мощностей. Банк поставил условие: передача в совместную деятельность или аренду первого и второго причалов — только на конкурсной основе. Минтранс принимает решение о пересмотре условий договора между УТК и ИМТП, президент Украины это решение поддерживает.
Даже сам УТК тогда заявлял, что готов пересмотреть статьи договора. Об этом уведомляется ЕБРР, и путь для выделения кредита под гарантии государства открыт. Источником погашения кредита является доход от самостоятельной эксплуатации портом первого и второго причалов.
Фактически же УТК от переговоров уклоняется. Протокол о возврате к переговорам по пересмотру договора подписан только в октябре 2008 года.
Зато в нарушение принятых на себя обязательств УТК начинает планомерно освобождать под себя площадки. Так, через суд расторгается договор о совместной деятельности между ООО «Метекс» и портом. Еще в одном иске УТК от порта требуется передать «целостный имущественный комплекс контейнерного терминала первого причала» в совместную деятельность.
Однако договор о совместной деятельности не содержит обязанности порта передавать какой-либо терминал. Он предусматривает лишь проведение переговоров и получение разрешений от Минтранса, ФГИ на дальнейшее развитие совместной деятельности. И только после получения такого разрешения и согласования взноса порта можно говорить о какой-либо передаче имущества в качестве взноса.
Кстати, в порту вообще нет такого понятия, как «контейнерный терминал первого причала».
Как ни удивительно, украинские судьи напрочь игнорируют вышеперечисленные несуразности. Как и то, что УТК не выполнил все свои обязательства в рамках первого этапа.
Часть имущества уже используется портом и арендаторами для хозяйственной деятельности. Оценка 2007 года уже не соответствует фактическому состоянию имущества, которое там находится в 2008-м.
Тем не менее, 19 сентября 2008 года государственные исполнители совместно с УТК составляют бумагу о том, что имущество у порта изъято и передано УТК. Остальные хозяйствующие субъекты, работающие в районе первого и второго причалов, с удивлением узнают, что «по ходу» забрано и их имущество. У самого порта оригинала этого акта приема-передачи нет до сих пор.
«Портовик Сервис» обращается в административный суд. Но мудрый суд утверждает, что права ООО «Портовик Сервис» не нарушены (хотя с 19 сентября 2008 года у него юридически забрали площадку), и прекращает производство по делу.
Министерство, несмотря на прямое распоряжение президента Украины, самоустранилось от борьбы за интересы государства. В связи с этим можно говорить, что министр саботирует выполнение распоряжения Ющенко о пересмотре договора с УТК.
Ну а суды «признают» все права частной структуры. Даже те, о которых в договоре и речи не было. Только сопротивление коллектива порта и активная позиция профсоюзов не позволили завершить реализацию плана захвата контроля над портом.
Между тем вопрос совершенно не абстрактен: передача имущества в частную собственность приведет к увольнению 750 человек, работающих в районе первого и второго причалов.
Недавно губернатор Одесской области Николай Сердюк высказал надежду, что к массовым увольнениям работников с предприятий области кризис не приведет. Интересно, а 750 — это массовое? Что на сей счет думают на Печерске?