UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дети капитана Флинта

Пока происходила пересменка руководящих кадров после победы Виктора Януковича, все заинтересованные лица замерли в ожидании...

Автор: Евгений Шибалов

Пока происходила пересменка руководящих кадров после победы Виктора Януковича, все заинтересованные лица замерли в ожидании. С одной, проигравшей, стороны — жутковатое предчувствие надвигающейся беды: «Ну, сейчас начнется…» С другой — нетерпеливое пританцовывание: «Заживем, братцы!» Однако «покращення свого життя вже сьогодні» победители начали с драки за лакомые куски госсобственности.

Авторы романов о пиратах и флибустьерах, описывающие жестокие схватки разных Флинтов и Морганов за взятый на абордаж корабль или выкопанный клад, таки знали, о чем пишут. Сухопутные их собратья, в общем-то, ничем не отличаются.

Конечно, многие знают или догадываются, что победившая на выборах команда Виктора Януковича отнюдь не так монолитна, как пытается выглядеть. Разумеется, прогнозировались определенные трения между разными группами влияния во время раздачи «слонов» и пряников. Но никто даже подумать не мог, что победители сцепятся между собой безо всякой паузы, прямо в день назначения нового правительства. События, связанные со сменой руководства крупнейших угольных объединений «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит», руководители Луганской области немедленно сами назвали рейдерским захватом этих госпредприятий, на которые приходится почти 80% добычи антрацита в Украине.

Каждое из них добывает ежегодно около 6 млн. тонн антрацита (в Ровеньках раньше было более 8 млн. тонн, но потом темпы добычи несколько снизились) — в основном для теплоэлектростанций. Рыночная стоимость антрацита сегодня, в зависимости от марки, колеблется в пределах 100—130 долл. за тонну, а себестоимость значительно меньше...

Поскольку приказ о назначении новых «генералов» подписан «Юлиным» министром угольной промышленности Виктором Полтавцом в его последние часы пребывания на этой должности, то неудивительно, что кадровые ротации связали с интересами Юлии Тимошенко. Луганские власти отреагировали так, как должны были бы реагировать, если бы это действительно была Тимошенко…

«С целью недопущения дестабилизации в работе крупных государственных угледобывающих предприятий, обусловленной незаконными действиями бывшего правительства, просим Вас, уважаемый Юрий Петрович, немедленно вмешаться в ситуацию, которая сложилась, и отменить незаконные назначения», — писали уже новому министру углепрома Юрию Ященко луганский губернатор Александр Антипов (уже бывший) и председатель облсовета Валерий Голенко (теперь уже — губернатор). С подачи первых лиц региона местные СМИ запестрели заголовками на тему недобитых «юльков», пытающихся прихватить на память горсть родной земли, а точнее — недр.

В тот же день, когда процитированное выше обращение было отправлено телеграммой Николаю Азарову и профильному министру, в самих Ровеньках и Свердловске проходили митинги, на которых выдвигалось требование отправить «варягов» туда, откуда они приехали. На этих митингах были замечены и чиновники из областной администрации, вплоть до первого заместителя губернатора Юрия Арефьева. Официальные лица возмущались тем, что с ними новые назначения не согласовали, и все произошедшее явилось для них возмутительной неожиданностью.

Никто не обратил внимания, что новые руководители сменили как раз самых активных местных «фанатов» Юлии Владимировны. Напомним, гендиректор «Ровенькиантрацита» Юрий Зюков и функционер угольного профсоюза Николай Полухин за бело-сердечный уклон были исключены из Партии регионов и из числа депутатов Донецкого областного совета. Экс-регионалы, попавшие в ходе избирательной кампании в орбиту влияния полпреда несостоявшегося президента Натальи Королевской, были все это время ортодоксальнее ортодоксов. Политическая версия двух последних назначений, предложенная общественности, изначально выглядела шитой белыми нитками.

Любые попытки встроить события в Луганской области в привычную парадигму вечной борьбы ЮВТ и ВФЯ не выдерживают критики, тем более после изучения биографий тех, кто пришел на смену промахнувшимся со ставками «генералам». Такое впечатление, что на краю премьерских полномочий Юлия Тимошенко за уже оказанную или предстоящую услугу сказала богатое «спасибо»… Ринату Ахметову!

ГП «Ровенькиантрацит» возглавил Александр Богданов, «Свердловантрацит» — Александр Коваль. Кроме того, что оба топ-менеджера — тезки, их роднит еще и то, что оба они — стопроцентно «донецкие», причем не только в географическом смысле. Коваль ранее возглавлял шахту «Западно-Донбасскую» объединения «Павлоградуголь», ставшего сатисфакцией Ринату Ахметову за отказ от претензий на «Криворожсталь». Потом руководил «Донецкой угольной энергетической компанией» — гособъединением, в которое со словами «не пригодилось» донецкие магнаты собрали все убыточные шахты Донецка, предварительно разобрав то, что представляло интерес и ценность для финансово-промышленных групп. Александр Богданов пришел на пост генерального директора «Ровенькиантрацита», оставив директорское кресло шахты «Красноармейская-Западная №1», а до того поработал на разных должностях в Минтопэнерго и Минуглепроме.

Таким образом, конфликт на самом деле находится в плоскости донецко-луганских отношений, запутанных, как в бразильском сериале, но тщательно скрываемых, чтобы не портить реноме «монолитной команды». Единственная тема, вокруг которой «донецкие» и «луганские» сцепились совсем громко, — это судьба луганского футбольного клуба «Заря», поскольку среди и тех и других азартных болельщиков хватает. Однако подробности затяжных позиционных боев на бизнес-фронтах мало кому известны и вряд ли станут известны полностью.

Продолжая аналогию, можно сказать, что в данном случае «донецким» удался блицкриг, в результате которого друзья-оппоненты из соседней области оказались оттертыми от привлекательных активов. В Луганске в качестве авторов комбинации со сменой руководства угольных ГП, не колеблясь, называют Донбасскую топливно-энергетическую компанию (ДТЭК), в которую объединены все горнодобывающие активы Рината Ахметова, включая и «Павлоградуголь». Энергетический монстр продолжает экспансию и пытается распространить свое влияние на все привлекательные предприятия украинского топливно-энергетического комплекса.

Косвенно такую картину событий подтверждает и тот факт, что профильные министры и вице-премьеры нового кабинета деликатно, но настойчиво посоветовали луганскому нардепу Александру Ефремову не касаться этой темы, когда тот пытался добиться справедливости от Юрия Ященко и других правительственных функционеров. Как бы то ни было, приказ прежнего министра углепрома новым не отменен до сих пор, несмотря на требования местной элиты.

Для тех «луганских», которые во главе с Наталией Королевской поддержали Юлию Тимошенко, эта история может иметь неприятное продолжение. Vae victis. Еще перед вторым туром выборов Виктор Янукович обещал «поставить на место продажных шахтерских баронов». По словам народного депутата Владимира Ландика, курирующего округ, где находятся оба названных объединения, в парламенте уже сформирована временная следственная комиссия, которая намерена провести аудит в Ровеньках и Свердловске. Депутаты и аудиторы очень хотят выяснить, почему после выделения 280 млн. грн. на развитие «Ровенькиантрацита» никакого увеличения добычи и других положительных результатов не последовало.

Появились даже сведения, что по этому поводу уже возбуждено уголовное дело Службой безопасности, однако в управлении СБУ Луганской области эту информацию опровергли.

Луганчанин Владимир Ландик также признал, что новые назначения можно рассматривать как поражение местной элиты. «Вся проблема в том, что мы разобщены и не смогли создать свою мощную финансово-промышленную группу, как в Донецке, где такая группа не одна. Я, когда еще начинал заниматься предпринимательством, говорил: луганчанам нужно объединяться. Но наши чиновники действовали по принципу «разводи и властвуй». В оригинале «разделяй и властвуй», но у нас, вы же понимаете, все по-своему», — сказал он.

Заложниками этого столкновения амбиций в стане победителей могут оказаться в первую очередь коллективы «Ровенькиантрацита» и «Свердловантрацита» — около 40 тыс. человек. Во время кризиса менеджеры Ахметова неоднократно демонстрировали жесткую бизнес-логику и без колебаний уменьшали затраты за счет таких статей, как зарплата и соцпакет. На госпредприятии это не так просто, но было бы желание. В Павлограде после смены владельца угольного объединения заработная плата урезалась простым волевым решением руководства. Всякая медаль, как известно, свою оборотную сторону имеет, рыночный прагматизм — тем более.

Обозначившийся передел госсобственности между группами влияния в новой властной команде фактически ставит под сомнение способность этой команды проводить реальные реформы в экономике. Недавно, пусть и по другому поводу, один из ведущих экономистов НАН Украины совершенно справедливо заметил, что пока у бизнесменов есть возможность решать свои проблемы за счет доступа к государственным ресурсам и безостановочной экспансии, по-другому они их решать не будут. Хотя бы потому, что не все способны сказать себе простое слово «хватит».