В Николаеве маленький праздник — с ЧСЗ убрали наконец семейство Чуркиных. А значит, перед заводом начали вырисовываться хоть какие-то перспективы. Правда, тот факт, что для смены откровенно «убивающих» холдинг «инвесторов» понадобилось четыре года, ни приватизационные, ни судебные органы Украины не красит.
В городе оценка последних четырех лет существования Черноморского судостроительного завода потрясающе единодушна. Мэрия считает, что в итоге был «получен жуткий удар по рабочим местам и бюджету».
Это тот редкий случай, когда с ней согласны все политические силы города.
Естественно, отставленное семейство с данным определением не согласно и сейчас бьет во все колокола, рассказывая о своих инвестиционных страданиях. Причем, делается это в основном в Киеве. В Николаеве это делать бесполезно: город с удовольствием забыл бы об этих инвесторах, как о страшном сне.
Итоги правления в первом приближении выглядят так. На момент приватизации на предприятии работало 5500 человек, на территории площадью 300 гектаров размещалось почти 200 производственных объектов.
Из пятитысячного персонала за период 2003—2007 годов осталось около тысячи. За два последних года заводом переработано всего 10 тыс. тонн стали — в 12 раз меньше, чем должно было быть по инвестиционным обязательствам…
При этом был сдан один (!) буксир водоизмещением около 600 тонн. С предприятия целенаправленно выводились активы, чтобы превратить его в банальную «пустышку».
Все началось с приватизационного конкурса, который имел на диво специфический характер. О специфике этого характера говорит тот факт, что соответствующее уголовное дело в прокуратуре достигло по объему 85 томов.
Еще в начале 2005 года прокуратура требовала расторжения инвестиционного договора по причине грубых нарушений в процессе приватизации. А именно: «Умышленное введение в заблуждение ФГИУ в ходе подачи сведений о происхождении средств, за которые приватизировали госсобственность».
Когда состоялась злосчастная продажа, в ней участвовало два покупателя — ОАО «Николаевская малотоннажная верфь» и российский «Костромской судостроительный завод». Костромская судоверфь раньше специализировалась на постройке небольших понтонов, бункеровочных баз и барж для речного судоходства.
Но в период кризиса Костромской завод работу остановил и долгое время не подавал признаков жизни. Порядка 40 человек персонала кормились за счет сдачи в аренду части производственных и бытовых помещений, продажи материалов и оборудования.
Естественно, никаких денег у предприятия не было. Тем не менее оно вышло на приватизационный конкурс в Украине, перечислив в качестве гарантии 2,24 млн. долл. Правда, и это было сделано с недельным опозданием, что вообще-то означает, что процедура была грубо нарушена. Тем не менее, несмотря на существование всего лишь одного легитимного участника — ОАО «НМВ», конкурс все же начался.
Впрочем, назвать это конкурсом было трудно. За обоими претендентами стояла одна и та же компания, зарегистрированная в Канаде. Судя по банковским документам, это была связанная с братьями Чуркиными корпорация «Шиппинг Текнолоджи Лимитед», владеющая контрольным пакетом акций ЗАО «Черноморская судостроительная компания». А та, в свою очередь, — владелец Николаевской малотоннажной верфи. Которую позже, для солидности, переименовали в ОАО «Судмашпром».
Так вот, именно канадцы и перечислили костромским «конкурентам» недостающие доллары для оплаты конкурсной гарантии. При этом конкурсные предложения, которые подавались в Фонд госимущества от «победителя» и «побежденного», не только аналогичны по содержанию, но даже идентичны по форматированию и орфографическим ошибкам.
Потом была долгая комедия с оплатой за приобретенный пакет. Но и это еще не все. Едва закрепившись на предприятии, семейство Чуркиных немедленно стало превращать его в «призрак».
Новые хозяева решили увеличить уставный фонд ГАХК «ЧСЗ» на 150 млн. грн. путем выпуска дополнительных акций, что было утверждено общим собранием акционеров в конце мая 2004 года. В этот момент на горизонте возникло некое киевское ООО «Центр развития проектов», которое, несмотря на запрет суда, приобрело акций ЧСЗ, в том числе и дополнительной эмиссии, на сумму 195 млн. грн.
Таким образом, это ООО получило право собственности на 780 млн. простых именных акций ГАХК «ЧСЗ», что составляет более 60% уставного фонда холдинга. Однако самое интересное, что средством платежа за них стали не «живые» деньги, а акции ОАО «Укрресурсобеспечение» и ОАО «Укрэнерготранссервис». Причем по цене, которая превышает их рыночную стоимость более чем в тысячу раз.
Идея был простейшей: купленный у государства пакет акций холдинга сокращался втрое, и возвращать потом по сути было нечего.
Затем началось стремительное создание дочерних «компашек», на которые записывались самые ценные активы. В общем, в создании весьма запутанной структуры собственности Чуркины преуспели на порядок больше, чем в производстве. Попытки государства разобраться, что происходит на заводе, пресекались судами.
В Николаеве широко известна история с продажей санатория «Судостроитель» под Ялтой. В «Вечернем Николаеве» освещались подробности его продажи фирме ООО «Будтрансгаз».
Читатели узнали, что одним из учредителей «Будтрансгаза» является мать собственников ЧСЗ Олега и Игоря Чуркиных. Чуть позже «Будтрансгаз» перепродал санаторий другой фирме, «Туризмтехнобуд», в учредителях которого числится уже отец братьев, Анатолий Чуркин. Такой себе милый семейный междусобойчик. Даром что это имущество было запрещено к отчуждению….
Что, собственно, в конце мая суд и подтвердил, обязав дружное семейство вернуть санаторий заводу.
В других созданных вокруг ЧСЗ компаниях — типа «Наваль», «Меридиан» и проч. — также кипела бурная деятельность по перепродаже, перерегистрации и смене номинальных собственников. В итоге среди новых владельцев появилось множество фирмочек, не имеющих отношения к ЧСЗ, зато крайне дружественных Чуркиным. Чем хуже шли дела на производстве, тем активнее шел такой процесс в фирмах, на которые были выведены активы. А завод на глазах умирал…
Потом «стратегические инвесторы» подали в суд на ФГИ с дивным требованием — обязать его внести изменения в договор купли-продажи, согласно которому их инвестиционные обязательства по загрузке завода переработкой металла снижаются в… шесть раз! Т.е. восстанавливать производство они вообще не собирались.
Сейчас ЧСЗ, по сути, — растащенное по кускам предприятие, которое требует значительных инвестиций в восстановление. Пока сделаны только первые шаги к этому. Летом 2007 года в судебном порядке восстановлено старое руководство, а приватизация ЧСЗ растащившими его «инвесторами» признана недействительной. 26 июня Хозяйственный суд Киева по иску Фонда госимущества признал договор купли-продажи недействительным и обязал собственников вернуть акции государству.
Естественно, те не согласились. К тому же, имея опыт «работы» с судами и пользуясь предвыборной неразберихой, они пытаются максимально затормозить возрождение ЧСЗ.
Поэтому Киевский апелляционный хозяйственный суд Киева 28 августа приостановил апелляционное производство по делу о расторжении приватизационного договора купли-продажи 90,25% акций Государственной акционерной холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод» в связи с передачей рассмотрения дела в Высший хозяйственный суд. По этому поводу бывшее руководство начало радостно извещать, что суд 28 августа восстановил в правах собственности на ЧСЗ Чуркиных…
К счастью для завода, это не так. Суд не рассматривал вопрос расторжения договора купли-продажи ЧСЗ и лишь передал дело в другую инстанцию. Впрочем, мотивация суда не бесспорна… Жалобы, в связи с которыми дело передано в Высший хозяйственный суд, были поданы не на решение суда первой инстанции, а на определения суда первой инстанции. Однако по законодательству такие определения обжалованию не подлежат.
В Фонде государственного имущества Украины считают, что такие действия суда являются «незаконными, пренебрегающими действующим процессуальным законодательством, недостойными профессиональной этики судей».
По мнению фонда, затягивание дела выгодно только российским бизнесменам братьям Игорю и Олегу Чуркиным, «предпринимающим любые шаги, чтобы ЧСЗ не вернулся в государственную собственность».
В общем, говорить, что все закончилось хорошо, — рано. Завод — лакомый кусочек, и на нем, несмотря на все старания «инвесторов», осталось еще много ценного. Вот только ценность эта разная. Стране и Николаеву нужно работающее производство. Тогда как кое-кого устроит и куча металлолома.