UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бизнес вступился за Омеляна

Борьба с коррупцией и неэффективностью управления государственной собственностью объединила позиции представителей реального сектора экономики и министра инфраструктуры.

Автор: Олег Дубиняк

Борьба с коррупцией и неэффективностью управления государственной собственностью объединила позиции представителей реального сектора экономики и министра инфраструктуры.

Переподчинение "Укрзализныци" Министерству экономического развития и торговли породило широкое обсуждение проблемы коррупции в работе транспортного монополиста. Министр инфраструктуры Владимир Омелян, убедившись, что его регулярные доклады о масштабных злоупотреблениях на госпредприятии руководством Кабмина игнорируются, не побоялся вынести сор из избы. Команда польских менеджеров полностью провалила свою работу: реформы застопорились, корпоратизация компании остановлена, потери экономики от неэффективности составили до 50 млрд грн, заявил министр. В подтверждение своих слов Омелян передал премьер-министру Владимиру Гройсману пакет документов на 30 страницах.

И самое главное - все факты о коррупции на тендерах УЗ при закупке запчастей и комплектующих, о миллиардных переплатах за дизтопливо и электроэнергию, приведенные в журналистских расследованиях, по словам Владимира Омеляна, подтверждаются. Министр даже назвал несколько фамилий чиновников, причастных к коррупционным деяниям, а доказательства передал в НАБУ, СБУ, ГПУ и МВД.

"Мы имеем факты системной коррупции, которые, к сожалению, покрываются на высоком политическом уровне. Я считаю, что это недопустимо, если мы говорим о реформах и проводим их", - подчеркнул Омелян.

Обвинения серьезные. Среди фигурантов заявлений министра - не только член правления "Укрзализныци" Сергей Михальчук и глава транспортного комитета Верховной Рады Ярослав Дубневич. На госзакупках железнодорожного ведомства также "зарабатывают" многолетние лидеры рейтингов украинских олигархов. Но глава правления "Укрзализныци" Войцех Балчун не теряет спокойствия и рассказывает об успехах своей работы, всякий раз подчеркивая, что глава правительства - на его стороне. В союзниках польского менеджера и первый заместитель министра Евгений Кравцов, возглавляющий Наблюдательный совет "Укрзализныци". От имени Мининфраструктуры он рассказывает об отсутствии альтернативы подорожанию железнодорожных грузоперевозок на 25%, которое должно произойти уже в ближайшие месяцы. Иначе инвестпрограмму госмонополии не выполнить. Сам же министр абсолютно противоположного мнения: пока механизм расходов компании не станет прозрачным, о повышении тарифов не может быть и речи.

"Я буду выступать за неповышение тарифов до того, как "Укрзализныця" станет прозрачной", - заявил Владимир Омелян на встрече с представителями деловых кругов в Европейской бизнес-ассоциации.

В вопросе новых тарифов на грузоперевозки Войцех Бальчун, впрочем, может потерять своего союзника Евгения Кравцова - министр уже подал в Кабмин представление о его увольнении. А в защиту Владимир Омеляна, не побоявшегося выступить против системы круговой поруки и коррупции в "Укрзализныци", выступил украинский бизнес. Опрошенные отраслевики отмечают, что впервые за много лет руководитель министерства повернулся лицом к их проблемам.

"Мы разделяем позицию Владимира Омеляна, считающего повышение тарифов противоречащим интересам экономики страны. Министр прислушался к нашим обращениям. Он поддержал нас, мы поддерживаем его, - говорит директор Ассоциации "Укрцемент" Роман Скильский. - Если допустить повышение тарифов, автоматически раскрутится маховик инфляции: вырастет цена на перевозку, подорожает цемент, и далее, по цепочке, стройматериалы и т.п. Поэтому "Укрзализныци" сначала нужно показать результаты борьбы с коррупцией, чтобы вернуть доверие к государственной монополии со слишком длинной коррупционной историей. Оптимизация, повышение эффективности - как это ни называйте - все упирается в борьбу с коррупцией. С этого надо начинать".

По словам Романа Скильского, у производителей цемента сложились хорошие отношения с железнодорожниками на уровне взаимодействия департаментов. Но остается проблема стратегических отношений.

"Мы не можем понять, каким образом "Укрзализныця" реформируется. Пока есть один-единственный инструмент "реформ" - повышение тарифов на грузоперевозки. Все остальное - на уровне планов и презентаций. Но и в них мы не видим, например, намерений закупать специализированные вагоны для транспортировки цемента. Износ хопперов превышает 95%. Один ремонт проблемы не решит, поэтому уже в ближайшие годы нам не в чем будет возить продукцию", - говорит Скильский.

Поддерживают министра инфраструктуры и во Всеукраинском союзе производителей стройматериалов.

"Омелян - честный и смелый министр. Многие удивились его позиции. Хорошо, что общественность узнала о проблематике "Укрзализныци" и началось обсуждение. Министр формулирует правильные идеи и задачи, на которые следует обратить внимание и премьер-министру, и президенту. Уклоняться от вопроса "Укрзализныця" уже не имеет права", - говорит президент союза Иван Салий. По его словам, с приходом Войцеха Бальчуна на пост главы правления "Укрзализныця" стала работать намного хуже.

"Вагонов хронически не хватает, тарифы растут, а деньги уплывают непонятно куда. С появлением Бальчуна снова действует коррупционная система распределения вагонов, о которой стали уже забывать", - отмечает Салий.

Аграрии, перевозки продукции которых наиболее пострадали во время осеннего логистического кризиса, отмечают улучшения в автодорожной инфраструктуре. А вот работой железнодорожного перевозчика недовольны.

"Надо справедливо оценивать деятельность министра. Нельзя не отметить качественный сдвиг в ремонте и строительстве новых автомобильных дорог, - говорит президент Ассоциации фермеров и землевладельцев Иван Томич. - Как страна, экспортирующая более 40 млн тонн зерна, мы очень много потеряем от удорожания перевозок железнодорожным транспортом. В первую очередь - в плане продажи зерна по конкурентной цене. Но вагоны все равно в дефиците. А если нет вагонов - невозможно выполнить контракт, приходится платить штрафы".

Схожие мнения высказывают и другие представители реального сектора экономики.

"Мы каждый год слышим: "Укрзализныця" в плохом состоянии, новый менеджмент не будет воровать. Проходит год - крупных инвестиций нет, износ вагонов критический, давайте снова поднимать тарифы, - говорит глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький. По его словам, у "Укрзализныци" есть достаточный ресурс для выполнения инвестпрограммы - Кабмин уже выделил на эти цели 16,5 млрд гривен.

"Еще 10 млрд хотят получить от повышения тарифов. Да столько же можно получить, если разобраться с коррупцией и внутренней эффективностью. Зачем тогда приглашать иностранного менеджера, если вся реформа состоит в повышениях тарифов?" - спрашивает Сергей Беленький.

"Уберите коррупционную составляющую, хотя бы ее половину - и найдете 5 миллиардов, - вторит президент Союза химиков Украины Алексей Голубов. - Но никто ничего не делает. Повышение тарифов - это "хотелка" "Укрзализныци", которую нам приходится удовлетворять, но состояние перевозок не меняется. Сейчас говорят, что направят полученные деньги на инвестиции. На 1 января 2017 года на счетах "Укрзализныци" осталось более 5 млрд грн. Так где же инвестиции?"

Конфликт вокруг "Укрзализныци" уже вышел за пределы Украины и выплеснулся на страницы европейской прессы. Обозреватель EUReporter Колин Стивенс в статье "Реформы в Украине: начало или конец истории?" отмечает, что железнодорожное предприятие сохранило старые коррупционные схемы и непрозрачные правила игры, а другие направления транспортной отрасли оказались более успешными даже без изменения тарифной политики.

"В сфере воздушного транспорта, управления морскими портами и развития дорожной инфраструктуры, в настоящее время находящихся под контролем Министерства инфраструктуры, ситуация с реформами и результатами хозяйственной деятельности гораздо лучше, чем в "Укрзализныци", - пишет Стивенс.

Похоже, уже и на Западе понимают, что против министра Омеляна ополчились те, кто не желает терять контроль над финансовыми потоками "Укрзализныци" и свою долю в коррупционной составляющей деятельности госмонополии. Впрочем, эта же причина объясняет вялый темп реформ и в других отраслях.