1 сентября в украинских школах начнется новый учебный год. Родители первоклассников часто стремятся подготовить детей к началу учебы. Психолог Оксана Гомель в комментарии "УНН" поделилась рекомендациями, которые помогут сделать этот переход более легким для ребенка.
Психолог отметила, что отсутствие желания учиться часто происходит от родителей, полностью переводящих ответственность за образование на учителей и школу. Дети, которых не научили любви к обучению и открытию нового, которые не видели примера со стороны родителей, что это интересно и легко начинают бояться школы. Важно учить ребенка любить познавать новое с раннего возраста, и основой этого процесса должен стать личный пример родителей.
«Если родители не читают, то почему ребенка вынуждают читать? Даже если кто-то один из семьи покажет ребенку, что чтение - это интересно, будет результат, потому что они будут имитировать поведение взрослого. И обязательно ребенка нужно за это хвалить, ведь вы хвалите именно его стремление», - добавляет она.
Психолог также напомнила, что особого изменения распорядка дня у первоклассника не будет, но все же некоторые изменения произойдут.
«В первом классе домашнего задания нет, но я бы советовала приучать ребенка тратить 1-1,5 часа на любую работу. К примеру, на рисование. Неважно, что именно это будет, но ребенок должен привыкнуть к тому, что определенное время он должен сосредотачиваться на каком-нибудь деле», – объяснила она.
Если заниматься этим постоянно, то через год у ребенка точно сформируется полезная привычка, и он уже будет подготовлен к домашнему заданию во втором классе.
Психолог также подчеркивает, что после школы ребенку обязательно нужно отдохнуть, провести время с семьей и заняться тем, что ему нравится, в течение примерно 1-2 часов.
По ее словам, основная задача школы – не изучить все, что дают, а уметь искать и обрабатывать информацию, критически мыслить, уметь ставить цель и добиваться ее.
Также психолог напомнила о мотивации, что также является важным элементом достижения успеха и избегания неудач. Она может проявляться по-разному:
Дети, стремящиеся избежать наказаний, часто могут лгать, не признаваться взрослым в своих ошибках или хоронить дневники. Они часто не верят в свои силы, не видят потребности в достижении успеха. Для таких детей важно создавать поддерживающую среду, где подчеркивается возможность исправления ошибок, а не наказывается их обнаружение.
Другая категория детей стремится добиться высоких результатов, делая все возможное для этого. Однако недостаточный результат может вызвать у них сильный стресс или страх перед поражением. С такими детьми важно подчеркивать значение их усилий, реалистично оценивать их достижения, анализировать, что можно улучшить и не завышать ожидания.
Мотивация является фундаментальной и будет влиять на все решения, которые человек будет принимать в жизни - от того, выбирать ли бегство от трудностей, или достигать поставленных целей.
«Обычно дети приходят в школу уже с определенной сложившейся мотивацией, но в этом возрасте она еще подвергается коррекции, поэтому важно работать над ее правильным развитием», - подчеркнула специалист.
Она говорит, что очень важно объяснить и обсудить с ребенком, что для него означает «школа», какую оценку он хочет иметь, как он будет чувствовать себя, когда чего-то не узнает.
Также специалист советует регулярно общаться с учителем и корректировать определенные моменты, если возникнут рекомендации, ведь дети дома и дети в другой среде – разные.
«Всегда после школы нужно спрашивать ребенка, что сегодня они изучали, что далось легко, а что нет, нужна ли ему помощь. Также очень важно, чтобы ребенка хвалили даже за малейшие успехи. Родителям следует обращать внимание на то, с какими эмоциями ребенок идет утром в школу и с которыми возвращается домой», - подчеркнула Гомель.
Когда у ребенка что-то не получается, стоит спросить: «Нужна ли тебе помощь?». Такой подход не только демонстрирует поддержку, но создает чувство безопасности. Зная, что в любой момент можно получить помощь, ребенку легче решиться самостоятельно справиться с задачей.
Эксперт отметила, что именно из-за таких вопросов ребенок учится рефлексировать и анализировать свои действия и чувства. Родителям следует понимать, чем руководствуется ребенок и какие решения он принимает, какие у него варианты решения той или иной задачи.
Правительство до конца года хочет вернуть в безопасное обучение офлайн 300 тысяч детей, но важным условием будет наличие укрытий, заявил премьер-министр Денис Шмигаль. Напомним, он рассказал, сколько школ планируют начать обучение офлайну уже в этом году.