UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗИМА БУДЕТ ДОЛГОЙ?

События в политической жизни Украины происходят так быстро, что подводить итоги приходится не раз в год, а посезонно...

Автор: Юлия Мостовая

События в политической жизни Украины происходят так быстро, что подводить итоги приходится не раз в год, а посезонно. Не то чтобы эта осень что-то изменила в нашей жизни: мы никуда не продвинулись, мы просто прыгали на месте — кто выше подскочит, кто глубже погрузится. Но повод для разговора, тем не менее, есть, ибо к зиме Украина заморозила очередной шанс измениться.

В середине лета «Зеркало недели» опубликовало статью «Смерть мертвого сезона», в которой анализировались возможности оппозиции и власти, а также два варианта последствий акций: в том случае, если они достигнут успеха и если окажутся неэффективными. Да простит читатель нас за нижеприведенную цитату, однако без нее не обойтись, ибо на санях, сконструированных летом, мы въезжаем в зиму: «В случае проигрыша оппозиция, конечно, обогатит свой опыт проведения массовых акций, еще раз напомнит о своем существовании. Возможно, научится эффективнее строить партнерские отношения. Однако самый большой риск состоит даже не в возможной дискредитации организаторов акции в глазах населения. Самый большой риск в случае проигрыша состоит в высокой вероятности беззастенчивого и бесповоротного перехода власти к глобальному тоталитаризму. Если ничего не менять сейчас, то мы придем к этому состоянию максимум за год до президентских выборов. Если акция провалится, все свершится уже этой осенью, и в оставшееся до выборов время горстка людей, заинтересованная в сохранении статус-кво и его переходе по наследству, вытянет из страны последние соки. Не стоит даже говорить о том, что в будущих выборах при таких условиях практическое значение показателей популярности кандидатов не будет играть никакой роли. Админресурс из экстенсивного превратится в интенсивный. Разницу в рейтингах заменят решения Центризбиркома и судов. Эффективность подобной технологии доказали последние довыборы в парламент. Кто сказал, что на президентской войне эту «песню» нужно бросить? Подобное положение дел не устраивает не только оппозицию реальную, но и оппозицию потенциальную. А точнее, тех в украинской элите, у кого во имя победы будут экспроприировать собственность для того, чтобы потом по талонам выдавать перспективы».

Вести с фронтов

По завершении очередного этапа украинской истории можно задаться вопросом: а был ли шанс у страны провести быстрые кадровые изменения на высшем уровне и, по возможности, изменить правила игры? В принципе, ответ на него может быть утвердительным, поскольку в сентябре—октябре в стране сложился ряд важных предпосылок и векторов, консолидация которых вполне могла привести к быстрым изменениям. Упомянем о трех основных.

Во-первых, акции протеста, которыми оппозиция открыла личный, антипрезидентский фронт. Несмотря на слаженные и циничные действия власти, коммунисты, социалисты и бютовцы продемонстрировали единение и достаточно высокий уровень организации и массовости. Последнее было сделать достаточно непросто, поскольку ожидаемых средств оппозиция не смогла собрать и близко, и, как следствие, оказалась не в состоянии оплатить дорогу демонстрантам в Киев и элементарные условия жизнеобеспечения выступивших масс в столице. О заслонах на дорогах, запугивании на местах и прочих действиях власти мы не говорим. Нет сомнений в том, что если бы «Наша Украина» принимала участие в подготовке акции протеста, а капиталы, поддерживающие Ющенко, сделали бы отчисления в кассу «Повстань, Україно!», то представительский, качественный и организационный уровень мероприятия был бы намного выше и как результат — эффективнее. Но Виктор Андреевич не счел правильным серьезно относиться к акции, поскольку не верил в активность населения, не видел явного повода для этой активности и не хотел вступать в затратную и рискованную игру на поле Юлии Тимошенко, невыгодно оттеняющей своим радикализмом «поміркованість» лидера «Нашей Украины».

Вместе с тем первые проведенные акции не только вызвали осторожный социальный оптимизм, но и создали условия, при которых Леонид Кучма впоследствии мог столкнуться со вторым, не публичным, а партизанским фронтом. Речь идет о том, что методика и эффективность локализации акции оппозиции возвысила в глазах гаранта Виктора Медведчука. Вследствие этой и ряда других причин Виктор Владимирович на определенный период, о длительности которого в тот момент никто не подозревал, стал практически монопольным фактором влияния на Президента. Люди из ближайшего окружения Леонида Даниловича вполне серьезно говорили мне следующее: «Если вы надумаете рисовать очередные орбиты, то было бы правильным в их центре изобразить солнечное затмение, потому что планета Медведчука закрыла звезду Президента». Кадровые назначения в регионах от СДПУ(о), дело Григоришина, выступление Президента на шестилетии налоговой администрации заставили сильных мира сего кучковаться по антимедведчуковскому признаку. Впрочем, отлученные и утратившие свою привычную часть влияния представители власти и элиты отдавали себе отчет в том, что Медведчук — это следствие, причина — в Президенте. Зачем боярам царь, на которого они не могут влиять? Элита и ее административные лидеры стали осторожно нащупывать варианты, при которых ситуацию в стране можно было бы качественно изменить, сохранив при этом свои позиции и капиталы. Для этого им нужен был носитель, ледокол. Взоры традиционно обернулись все в ту же сторону, в сторону Виктора Ющенко. Виктор Андреевич с неудовлетворенными небожителями встречался, общался, но реального плана действий не предложил и не воспользовался ситуацией, созданной страдающей от потери президентского внимания элиты.

В настоящий момент элитный фактор рассосался, поскольку назначением Януковича Президент превратил монополярный мир Медведчука в би-, а возможно, в трехполярный, поскольку в нынешнем Кабинете министров Николай Азаров получил карт-бланш на сотворение государства в государстве исполнительной власти. Напряжение снято, все сестры получили по серьгам и не из рук оппозиции или Ющенко, а из рук все того же Президента.

И наконец, третий момент, который мог сыграть свою роль, но не сыграл. Речь о внешнеполитическом фронте Леонида Кучмы. «Кольчужный» скандал с последующей изоляцией главы государства и четкими сигналами Запада о дифференцированном отношении к Украине и к ее Президенту, мог бы сыграть свою не ключевую, но все же роль в деле оздоровления рыбы Украинского государства. Ведь если она, рыба, гниет с головы, то и лечить ее надо, начиная с того же места. Президент избирается населением не в последнюю очередь ради достойного представления интересов государства на международной арене. Совершенно очевидно, что после скандала Леониду Даниловичу будет сложно вести эффективные переговоры в интересах Украины с рядом ведущих стран мира. Вместе с тем украинское общество не в состоянии адекватно реагировать на подобные нарушения социально-президентского контракта. Народ старается держаться подальше и активно не определяться со своим отношением даже к внутриполитическим кульбитам. Отношение же к внешнему миру в широконародном понимании за годы независимости не ушло далеко от восторга по поводу десятирублевых кулечков с аппетитным филеем в джинсах Rifle и осуждения «ястребов американского империализма» или «израильской военщины». А тут еще злую шутку и с Президентом, и с оппозицией сыграла мания величия. Первый посчитал, что скандал с «Кольчугой» американцами затеян с одной единственной целью — убрать его с поста главы государства. А оппозиция, по крайней мере ее часть, все еще пребывала в иллюзии, что Украина по-прежнему имеет важное и реальное геополитическое значение для Запада, и поэтому американцы помогут Украине выбраться из азиатской зоны путем создания реальных условий для досрочных президентских выборов. Но ни у американцев, ни у британцев, ни тем более у всех остальных натовцев (чьи самолеты, как можно уже сейчас понять, не будут бороздить иракские просторы, а значит, не имеют гипотетического шанса стать жертвами всевидящей «Кольчуги»), не было и нет продуманной политики в отношении Украины и многоходовой комбинации против Л.Д.Кучмы, частью которой мог бы стать «кольчужный» скандал. Не представляет Украина для Запада серьезного интереса. По крайней мере такого, который заставил бы задуматься в западных столицах о том, что в результате иракгейта пострадал не Кучма и не его государство, а страна, которую нереально отделить от Президента с монаршими полномочиями. А также немногочисленная прогрессивная часть элиты, которую Президент и глава его администрации стали воспринимать не только как личных и политических врагов, но и как агентов тлетворного влияния Запада.

Таким образом, все три фронта: уличный, элитный и внешний сегодня не представляют для Президента опасности, ввиду арсенальных и интендантских проблем первого, перехода на сторону бывшего противника второго и мелких затяжных боев на линии третьего. Виктор Медведчук хоть и серьезный человек, но насмешил людей, сказав, что украинская власть как никогда крепка на международной арене. Но он не покривил душой, сказав, что украинская власть, как никогда крепка во внутренней политике. Безусловно, Виктор Владимирович имел в виду азиатские стандарты сильной власти, власти, которой внутри страны ничто в данный момент серьезно не угрожает и которая способна подавить любые поползновения. О европейских критериях подобной оценки мы говорить не станем, поскольку в цивилизованных странах сильная власть — это та, что пользуется поддержкой населения, имеет высокие рейтинги, эффективно отстаивает национальные интересы и имеет шансы в любой момент на демократических выборах быть переизбранной. Поскольку же мы в Европе находимся географически и медленно отползаем от нее с точки зрения державного контента, то самое время поразмыслить о том, чего нам стоит ожидать от сильной украинской власти.

Цели ясны? Задачи определены?

На момент написания данной статьи указ Президента с полным кадровым составом Кабинета министров еще не стал достоянием гласности. Однако уже имеющиеся назначения позволяют считать действующий Кабинет одним из самых сильных. Конечно, обзывать действующее правительство «самым реформаторским», как это сделал Президент, оснований нет. Но на вице-премьерском этаже собрались люди знающие, способные к принятию решений и в своем большинстве умеющие эти решения реализовывать.

Ключевым вопросом на сегодняшний день является точка приложения возможностей нового правительства. Вариант первый: энергия, опыт и знания могут быть потрачены в мирных целях, а именно — на принятие решений, качественно меняющих экономическую ситуацию в стране. Иными словами, правительство работает на национальный ресурс. Вариант второй: правительство работает на ресурс административный, цель концентрации которого — решение проблемы приведения к власти преемника Леонида Кучмы. Как видим, оба варианта не являются возможными в параллельном исполнении. Более того, эти задачи, скорее, перпендикулярны. И тем не менее Кабинет и его глава должны определиться с приоритетами. На самом деле основных задач может быть четыре: выплата внешнего долга; удовлетворение личных интересов и интересов команд, делегировавших своих представителей в потребительскую коалицию под названием «Кабинет министров Украины»; действия по реформированию, оздоровлению экономики государства и повышению в канун президентских выборов жизненного уровня граждан и наконец наполнение предвыборного фонда преемника, позволяющего задолго до самих выборов быть уверенным в необходимом для победы количестве средств.

Каждая из этих задач в отдельности нынешним правительством может быть качественно выполнена. Решить же их одновременно не представляется возможным в силу скудности бюджета. Но все же кратко пробежимся по перспективам каждой из них. Конец марта для премьера Януковича — первый, и нельзя исключать, что последний контрольный пункт. Последним он окажется в том случае, если Виктор Федорович не сможет решить проблему выплаты международным структурам львиной части от 2 млрд. 200 млн. внешнего долга. Теоретически действующий премьер может выкрутиться за счет предоставления Украине новых займов. Что для этого нужно сделать? Принять реальный бюджет, который по чистой случайности в четверг не то моль трахнула, не то вирус компьютерный съел. А также навести порядок с проблемой НДС да и вообще изменить налоговое законодательство. Наряду с принятым законом об отмывании грязных денег, выполнение этих условий может стать достаточным для возобновления кредитных линий Украине. А дальше все просто: из одной трубы вытекает, в другую затекает. Если же премьеру и его правительству не удастся по внутренним либо внешним политическим причинам наладить поступление кредитов, то придется платить из бюджета. А это обвал, дефолт и смена правительства. Именно поэтому кажется не лишенной смысла версия, согласно которой кандидат в премьеры Виктор Янукович обещал Президенту изыскать необходимую для погашения актуального внешнего долга сумму во внебюджетных закромах. Остается только догадываться, где Виктор Федорович может взять такие деньги, а также как он сможет завести их в бюджет для проведения официальных расчетов с донорами. Впрочем, последнее, как утверждают источники, его проблема и дело техники. В любом случае понятно, что от решения проблемы внешнего долга зависит будущее премьера Януковича. Ну и государства в целом.

Теперь о святом, об интересах личных. Они есть и они не могут не есть. Другой вопрос — кто и сколько. У одного СНГовского премьера с младых ногтей кличка «Миша — два процента». Хорошая кличка, реформаторская, поскольку на оставшиеся 98% можно проводить в стране реформы, после которых 75 процентов украинцев считают, что уровень жизни в той стране, где он, собственно, и руководит, лучше, чем в Украине. Поэтому, почему бы Украине, традиционно заимствующей все интеллектуальные наработки и технологии сопредельного государства, не внедрить еще и эту. Тем более что премьер пообещал повести тотальную борьбу против коррупции. Но даже несмотря на это грозное заявление, сохраняется ничтожная возможность того, что все останется, как и прежде. Более того, отвечающие на требования времени и достающие из собственных карманов и общаков значительные средства представители элиты, должны будут каким-то образом их отбить. Станет ли это непреодолимым испытанием для бюджета страны, или же личностное обогащение больших будет происходить за счет поедания друг друга и меньших братьев по бизнесовому разуму. Второй вариант для страны тактически более предпочтителен, но стратегически обязательно приведет к доминанте популяции суперхищников. Впрочем, всевидящее око Николая Яновича Азарова вряд ли это допустит. Особенно, если в качестве жертвы будет намечен бюджет. Ведь в каждом лесу должен быть свой санитар.

Работа действующего правительства на государство теоретически представляется возможной. Во-первых, потому что в Кабмине для этого существует необходимый концентрат политической воли. Другой вопрос, что концентрация политической конъюнктуры может направить волю правительства, как мы уже говорили, в иное русло. Но даже при этом кандидату в президенты от власти необходим позитивный фон. В связи с чем правительство просто-таки обязано часть усилий направлять на реализацию интересов общества (читай — электората). Шаги, возможные в этом направлении, практически все известны. Мозговыми центрами, уцелевшими во власти и за ее пределами, уже давно произведена инвентаризация проблем, существующих в различных сферах: экономике, армии, здравоохранении, образовании, энергетике, налогообложении, промышленности и т.д. и т.п. Более того, наработаны реальные варианты решения существующих проблем. И сила данного Кабинета может заключаться в способности системно внедрить в жизнь уже давно наработанные решения. Станет ли эта задача приоритетной либо, утопая в текучке междоусобных войн и выполнении иных задач, Кабмин Януковича так и войдет в историю как самый автократичный и конъюнктурный?

Теперь о предвыборном фонде. На самом деле еще не ясно, кто именно будет ответственным за обеспечение материально-технических тылов кандидата в президенты от власти. Будет ли это Янукович, будет ли это Медведчук, будет ли это Азаров либо казначеем Президент назначит стороннего человека, а уж там дальше, кто чем может. Драка за казначейство еще впереди. С большей или меньшей степенью вероятности можно лишь говорить о запланированных тратах. По различным данным эта сумма колеблется от четырех до шести миллиардов надежных денег. Огромные деньги. За них президентом Украины можно избрать пять-шесть Волковых и два-три Суркиса. Но ведь полагается же какая-то компенсация для тех, кто будет трудиться над сбором средств, а также для тех, кто в поте чела будет их тратить! Впрочем, нельзя исключать, что в смету проекта «Преемник» входит двухмесячное повышение зарплат в Украине до европейского уровня. Тогда никаких претензий. Ибо налицо комплексное решение задач.

Войны не будет. Но будет такая борьба за мир...

Вереница «джипов» с донецкими номерами, нарезая круги вокруг Бессарабского рынка и оглушая киевлян воющими сиренами, по всей видимости, должна была символизировать победоносную радость земляков по случаю утверждения парламентом премьер-министра. Радоваться Виктору Федоровичу и его сподвижникам, безусловно, есть чему. Но для того чтобы эмоции не захлестнули представителей донецкого региона, Президент решил предпринять ряд мер, направленных на ускорение стыковки планов и реальности. Первым и главным шагом к этому стало назначение Николая Азарова на пост первого вице-премьера. На самом деле об объединении усилий Янукович и Азаров вели предметные переговоры до вынесения фамилии нынешнего премьера в парламентский зал. У каждого для этого были свои резоны. Ряд наблюдателей предполагают, что прохладные отношения между Януковичем и Азаровым не станут преградой для создания антимедведчуковского альянса. Однако большинство убеждено в том, что Николай Янович, несомненно, будет играть соло, стараясь находиться на расстоянии вытянутой руки как от премьера, так и от главы администрации. Оказавшись по совместительству министром финансов, Азаров будет контролировать на законных основаниях и налоговую, и таможню, сконцентрировав в своих руках мощный финансово-репрессивный аппарат. Кое-кто уже успел назвать Януковича премьером, работающим в правительстве Азарова. Одно сегодня ясно: никому, кроме Президента, Азаров подчиняться не будет и ни на кого работать не станет. Его роль, роль финансового цензора Кабмина и всей системы бизнесотношений в стране, сложно переоценить. И главное — чтобы ее правильно оценили в окружении Президента все включая премьера, поскольку никаких моральных обязательств у Николая Яновича ни перед кем нет и быть не может. Достаточно для иллюстрации лишь одного момента: Сергей Медведчук ни первый раз претендует на пост главы налоговой администрации Украины. Первый бой за это кресло он повел еще в конце 90-х годов. Пленки Мельниченко выразительно свидетельствуют о том, как Николай Янович в беседе с Президентом подрывал финансовую стабильность структур, связанных с человеком, спасшим в тот период Азарова от отставки. Впрочем, Николая Яновича не останавливали ни собственные обязательства перед друзьями, ни привязанность Президента к Волкову, ни родственные отношения Леонида Кучмы с Виктором Пинчуком — информация доставлялась исправно. Не стоит обольщаться и Виктору Федоровичу. Если кого-то в окружении Президента сейчас можно назвать «человеком Кучмы», то Азаров более других приблизился к эталону.

Человеком Президента с легкостью и уверенностью можно назвать и госсекретаря Кабинета министров Владимира Яцубу. Паркетная неопытность нового премьера дала первые негативные результаты. В течение двух недель, не таясь, он пытался поставить на место Яцубы своего человека. Не получилось. А теперь и многое не получится, поскольку Владимир Григорьевич не считается в политических кругах самым отходчивым человеком. И, кстати, любая бумажка, выходящая из Кабмина, приобретает силу лишь в том случае, если на ней стоят две подписи — премьера и госсекретаря.

Не так все просто у Виктора Януковича и с новоназначенными вице-премьерами. Каждый из них — и вышеупомянутый Николай Азаров, и Виталий Гайдук, и Дмитрий Табачник, и Иван Кириленко в большей или меньшей степени связаны с Донецком. Кто происхождением, кто некоторыми обязательствами, кто бизнесом, кто материальной поддержкой его партии. Однако не всем из них будет просто работать с действующим премьером. Не всех он хотел. Более того, не все хотели его.

Безусловно, Гайдуку по вкусу больше бы пришелся на посту премьера Николай Янович. С Виктором Федоровичем у них существует давний конфликт, обусловленный различными культурным, интеллектуальным и иерархическим уровнями. Последнее связано с тем, что в свое время в донецкой иерархии Гайдук находился выше Януковича. Вместе с тем на сегодняшний момент оснований для открытого конфликта между земляками нет и ширмовое прохождение через квоту СДПУ(о) не может свидетельствовать ни о чем, кроме возможной адресной передачи госпакетов ряда облэнерго и облгазов.

Иван Кириленко, которому вместо социал-демократически преданного Козаченко достался руль от аграрного сектора, являет примеры живучести. И это связано не только с тем, что Иван Григорьевич крепкий профессионал. Надо полагать, что он останется в обойме украинской власти даже тогда, когда к власти придет примерно восьмой президент независимой Украины. Однако в данной ситуации получить высокий пост в правительстве ему помогли влиятельные не донецкие, но крупные партнеры Рината Ахметова, давно присматривающиеся к Аграрной партии.

О Дмитрии Табачнике Президент отозвался несколько снисходительно, упомянув о проведенной работе над ошибками. Эффективность Табачника на посту вице-премьера может быть достаточно высока, поскольку его знания и интеллектуальный уровень могут давать основания надеяться на изменения в гуманитарной сфере. Однако если Табачник захочет играть в политику, то это, по мнению наблюдателей, может стать свидетельством ошибки уже не Табачника, а Президента, посчитавшего, что его бывший глава администрации сделал выводы из прошлого. Кроме того, архитекторы системы, направленной на решение проблемы преемника, считают Табачника не достаточно сильным менеджером для того, чтобы наладить в предвыборное время «правильную» работу подотчетного министерств образования, здравоохранения, культуры и труда. Тем более что на этих постах те же архитекторы с сожалением констатируют отсутствие технологов, способных принести большую пользу общему делу единогласного изъявления в пользу ставленника Кучмы. С нынешним премьером у вице-премьера по гуманитарным вопросам отношения давние и хорошие. Но то, что Табачник будет претендовать на живую изгородь вокруг своей территории, можно не сомневаться.

И наконец последний момент: основной темой бесед в кулуарах сегодня являются время начала войны между премьером и главой администрации, между премьером и Азаровым, между Азаровым и Медведчуком. Большинство не сомневается в том, что рано или поздно это произойдет. Политические интересы, амбиции и традиции кажутся эффективными катализаторами для начала взрывоопасной реакции в сосуде власти. О политической корриде говорят, как о неизбежном факте многие представители большинства. В то же время осмелимся предположить, что Президент постарается держать данный процесс под контролем, ибо сегодня как никогда заинтересован в том, чтобы весь имеющийся у него кадровый, а значит и политико-финансовый инструментарий, был подчинен одной цели и создавал эффективный механизм для ее достижения — приведения к власти преемника либо, если потребуется, переформатирования системы власти в стране. Задача которую он ставит сейчас как бы понятна: сначала уберите с дороги Ющенко, создайте механизм победы и потом я назову кому из вас я доверю страну. Президент постарается быть миротворцем, позволяющим кровопускания, но не кровотечения, поскольку знает, что усидеть на троне, ножки которого тузятся между собой, крайне сложно. Хотя, с другой стороны, говорят ведь: привычка — вторая натура. И если то, что говорят, правда, то новой революционной ситуации ждать осталось недолго.