UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАЖМУРЬТЕ ГЛАЗА И ОТКРОЙТЕ РОТ!..

Слово «тендер» вошло в наш обиход вместе с первыми ростками рыночных отношений. Правда, прижиться в наших условиях этому самому тендеру все никак не удается...

Автор: Александр Рожен

Слово «тендер» вошло в наш обиход вместе с первыми ростками рыночных отношений. Правда, прижиться в наших условиях этому самому тендеру все никак не удается. Одно утешение - и у них, на Западе, не все сразу получилось. Намаявшись со всякими проходимцами - красноречивыми авторами «проектов века», которые «наваривали» себе огромные состояния на реализации мыльных пузырей, а затем оставляли заказчиков наедине с недостроенными каналами, разваливающимися дворцами, тонущими кораблями, западные государственные деятели поняли, наконец, одно - в деле воплощения в жизнь всяческих дорогостоящих новаций нужен глаз да глаз. Необходимо на каждом этапе поставить барьер из независимых экспертов, то есть тендер, или конкурс. Иначе и оборудование не то подсунут, и за проект вдесятеро возьмут, и в конце концов в долгах будешь, как в шелках. Нельзя сказать, что с тех пор аферистов в западном мире поубавилось, но найденные способы противодействия им работают весьма четко. А у нас?

* * *

Начало у нашей истории самое радужное - после стольких лет сетований на то, что и крыша у ДК «Украина» течет, и трубы проржавели, и даже пол так истончился, что того и гляди зрители прямо на глазах у всех начнут проваливаться под пол, было найдено решение, обрадовавшее всех, - реставрировать и немедленно! Так, чтобы ко Дню независимости Украины показать товар лицом. И чтобы все было на самом что ни на есть высшем мировом уровне. В ДК «Украина» все должно быть прекрасно: и светотехника, и бары, и канализация.

Правда, закрадывались некоторые сомнения на тот счет, стоит ли затевать столь дорогостоящее мероприятие, когда и метро на Лукьяновку следовало бы провести в первую очередь, и пенсии поднять, и зарплату выплатить. Но победила точка зрения - не ограничиваться косметическим ремонтом. Сделать все необходимо на совесть, так как по опыту прошлых лет все эти времянки оборачивались бесконечным транжирством. В итоге последовало постановление правительства, и дальше все закрутилось, как в сказке. Вокруг ДК «Украина» появились траншеи и заборы - верный признак крупномасштабной реставрации. Не менее бурная деятельность развернулась и в самом дворце.

Директором работ по реконструкции была назначена Людмила Елфимова - главный инженер Дворца. Людмила Георгиевна в свою очередь выбрала «Гипрогражданпромстрой», возглавляемый Павлом Антонюком, в качестве генподрядчика - автора проекта. От него растеклись подряды на отдельные направления. Каждое из них необычайно интересно и достойно своего бытописателя. Но мы остановимся на одном - на проекте обеспечения дворца новейшим светотехническим оборудованием. Чтобы оценить важность этой задачи, нам придется немного отвлечься и спеть гимн профессии мастера по свету.

Это когда-то осветитель был простым рабочим, в задачу которого входило тупо переставлять «бэбики», куда покажет режиссер. Теперь не то - современная оптика, мощные светопушки (одна лампа стоит 600 долларов!), компьютерное оборудование, множество лазеров и прочие приспособы могут в миг превратить даже заурядную сцену в сияющий рай, а блеклую золушку в мечту миллионов. Стало очевидно и другое - без всего этого даже яркий талант не вызовет отклика у искушенного зрителя. Во многом именно этими обстоятельствами можно объяснить то, почему наши таланты бегут в Россию, где созданы условия для становления «звезд». Можно представить, с какой надеждой ждут наши артисты появления концертного зала, отвечающего высоким требованиям современного шоу-бизнеса.

Так вот руководителем проекта по светотехническому обустройству сцены был назначен Вильям Криц - сотрудник «Гипрограда». Однако, реальная роль руководителя проекта оказалась гораздо более многогранной. Это стало ясно несколько позже, а пока предстояло отобрать среди множества выпускаемых в мире светотехнических приборов те, которые позволили бы засверкать ДК «Украина» звездой первой величины.

Метод отбора лучшего оборудования известен - тендер, или конкурс. Для этого дают объявления в прессе и на телевидении, рассылают приглашения, подбирают независимых экспертов. Эта часть работы очень важна - нельзя ошибиться или дать провести себя недобросовестному поставщику. В случае с ДК «Украина» это было бы обидно вдвойне - наша страна фактически впервые выходит на крупные закупки светотехнического оборудования. Масштаб закупок велик даже по европейским меркам, так как нигде не закупают сразу все. У нас же не было иного выхода - прежнее оборудование начисто вышло из строя. Приходилось обновлять весь парк. Контракт только на это оборудование, по предварительным оценкам, тянул миллиона на два долларов.

Впрочем, объявление о конкурсе в газете не выглядело особенно броским. Когда нужно прорекламировать траст, «МММ», «Селенгу», умеем мы так поместить рекламу, что от нее не скроешься никуда - обязательно попадется на глаза, а здесь все прошло как-то скромно, без шума, незаметно. Но увы! Представители фирм не дремлют. Даже скромное объявление послужило началом раскрутки серьезных событий. Их лучше проследить строго хронологически.

Итак, 12 февраля закрылся ДК «Украина», чтобы начать реставрацию, а уже через день, 14 февраля, собралась рабочая группа, чтобы определить стратегию дальнейших дел. Среди прочего было намечено организовать выставку оборудования различных фирм на 6-м этаже «Украины» и сравнить, кому же отдать предпочтение.

Однако, еще не успела развернуться выставка, как на следующий день, 15 февраля, итальянская светотехническая фирма «Коемар» положила на стол Людмиле Елфимовой тщательно разработанное предложение. Поразительная оперативность! Далее события стали развиваться так, что у других соискателей начало все более укрепляться чувство, что они лишние на этом «празднике жизни», как отметил бы Великий комбинатор. Одному из представителей фирм дали понять, чтобы он не совался в этот «конкурс», другому грубо показали безнадежность его претензий, к более настойчивым и авторитетным применили прессинг по всему полю. Так, к примеру, поступили с признанным лидером на рынке светотехнического оборудования фирмой «Хай энд Систем» (США). Первоначально ее представитель не без веры в светлое будущее продемонстрировал возможности приборов своей фирмы, познакомил всех с теми высшими достижениями, которые принесли славу фирме, и решил, что время работает на него.

Но вскоре, поддавшись плохо объяснимому беспокойству, представитель все-таки обратился к проектанту Вильяму Крицу с просьбой прояснить ситуацию. Тот объяснил, что ситуация для фирмы покрыта мраком, так как ею не предоставлена развернутая информация. Конечно, можно было возмущаться, доказывать - ведь демонстрировали все с такой дотошностью. Но покупатель всегда прав. А когда речь идет о заказе такого масштаба, то он прав вдвойне. Немедленно из Нью-Йорка из штаб-квартиры фирмы передали факс с 16-ю страницами подробнейших разъяснений...

Читать разъяснения в Киеве отказались. Вильям Криц объяснил, что дальнейшие переговоры вести не будет, так как от фирмы «Коемар» в Киев приезжал президент фирмы, а тут, мол, ранг не тот. Лихой удар был, конечно, нанесен ниже пояса. После таких ударов не встают. Возможно, он и сразил бы коммерческого бойца с просторов СНГ, но тут был не тот случай...

В четверг Вильям Криц сделал свое нокаутирующее сообщение, а в понедельник, 18 марта, президент европейского отдела фирмы собственной персоной прилетел в Киев. На следующий день, вооруженный новейшими и исчерпывающими данными, которые могли бы убедить кого угодно, что лучше приборов фирмы «Хай энд Систем» не создано ничего на земле, он стоял перед высокой комиссией и с очаровательной улыбкой докладывал, отвечал на все вопросы. Казалось, перед таким американским напором рухнут любые преграды.

Не учли американские бизнесмены только одного - если украинскому заказчику захочется купить никудышнее оборудование у итальянской или любой другой фирмы, его в этом не переубедит никакая, самая убийственная логика и система доказательств. Решение Людмилы Елфимовой было однозначным: «Коемар», только «Коемар».

Почему?.. Может быть, наши инженеры в пылу реконструкции не разобрались, кто есть кто на международном рынке? Может, у них не было мнения независимых экспертов?.. Хотелось бы поверить в эту версию, но она трудно согласуется с фактами. По запросу зам. директора государственного предприятия «Укрпромвнешэкспертиза» С.Феофилова двое авторитетных украинских специалистов по светотехнике - декан КПИ, доктор технических наук профессор В.Абакумов и доцент, кандидат технических наук О.Янушевский скрупулезно сравнили технические параметры светотехнического оборудования претендующих фирм. В их экспертной оценке однозначно указывается, что «динамические приборы фирмы «Хай энд Систем» представляются нам наиболее совершенными среди аналогичных приборов других фирм».

Но и это еще не все! Читаем дальше - «с точки зрения стоимости для систем динамического освещения предпочтительнее является оборудование, предлагаемое фирмами: «Хай энд Систем» (США), «Селко» (Англия), «Клэй Паки» (Италия)». Опять сюда не попала фирма «Коемар». Более того, эксперты подчеркивают, что «благодаря современной технологии изготовления стоимость световых пультов на 80 - 100% ниже (при лучших технических и эргономических характеристиках), чем стоимость аналогичных пультов фирм «Коемар» (Италия) и «Стренд лайтинг» (Англия - Израиль)».

По тому же запросу С.Феофилова мнение украинских ученых подтверждают московские эксплуатационники, которые имеют большой опыт работы с оборудованием всех перечисленных фирм. Они однозначно указывают на преимущества американской фирмы. Было время, когда и они пользовались приборами фирмы «Коемар», но когда на нашем рынке появилось более современное оборудование, они отказались от него в пользу более достойных приборов. «Если возникнут сомнения, - пишут они в своем заключении, - можете связаться по телефону».

Но сомнений ни у Л.Елфимовой, ни у В.Крица не было. Они четко знали, что купят и поставят оборудование фирмы «Коемар». Не останавливало их и то, что за оборудование этой фирмы более низкого качества придется заплатить на 500 тысяч долларов больше!

Не менее захватывающую историю «конкурсного отбора» оборудования для баров и кухни, кондиционеров и сантехники можно было бы написать вслед за этой. Здесь речь идет не о меньших суммах переплат. Кстати, в борьбе за право поставлять кондиционеры «выиграла» американская фирма «Йорк». Побежденным оказался завод в Харькове, который выпускает кондиционеры, пользующиеся заслуженным авторитетом за рубежом. Их экспортируют, но нашим придирчивым реконструкторам они пришлись не по вкусу. Ведь, наверно, они покупают по принципу - «только самое дорогое», «только за валюту».

И этот купеческий размах демонстрируется тогда, когда в стране катастрофически не хватает денег даже на пенсии, зарплаты, элементарное социальное обслуживание. Может быть, не ждать десятилетиями, когда привыкнем к необычному слову «тендер», а провести серьезное (не только журналистское) расследование. И в нем, наконец, ответить на простой вопрос: кому это выгодно и почему все это могло случиться?..

Независимые проектанты, то есть не те, которые уже включены в эти разработки, а инженеры того же профиля в других проектных организациях, утверждают, что «еще не вечер». Проект еще можно успеть пересмотреть даже к тем, казалось бы, сжатым срокам, которые намечены. И вся эта суета вокруг проекта, и списывание на срочность заказа, и на то, что «поезд ушел», лишь повод оставить все, как есть. А ведь опыт спускать подобные дела на тормоза уже накоплен - вспомните шум вокруг баснословных гонораров, якобы выплаченных Патриции Каас в Славутиче. Тогда тоже все успокоилось на радость «новым украинцам». (теперь сказочные цены за оборудование «Коемар»!) Все те же люди ухмыляются за спинами инженеров. Они уверены - из большого шума выйдет мало дела. А, может быть, на этот раз они ошибаются?