UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАЩИТА И ПОЛУЗАЩИТА НАШИХ ПРАВ

Если под правами потребителей понимать совокупность норм и правил, установленных и гарантированн...

Автор: Владимир Рыбалка

Если под правами потребителей понимать совокупность норм и правил, установленных и гарантированных государством, то под управлением по делам защиты прав потребителей подразумевается структура, действующая от имени государства, управляющая им же гарантированной «совокупностью». Казалось бы, налицо двойная защита наших интересов в полном соответствии со ст.42 Конституции Украины: «Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции, всех видов услуг и работ, способствует деятельности общественных организаций потребителей». Но вот вопрос: а кто нападает? Ежели супостат-производитель позарился на наши интересы, то, похоже, туговато ему придется. Ну а если сама держава вздумает ущемлять или там слабину давать в порядке исключения, во имя и во благо, тогда как?..

И хочется, и колется

Наше законодательство в части защиты прав потребителей берет начало с 1991 года. Тем не менее на сегодня уже имеем систему из более чем 70 законов, в той или иной мере регламентирующих права потребителя. Законодательная работа продолжается. Можно говорить и о действенности законов, и о том, что добиться их исполнения на практике порой гораздо сложнее, чем разработать. Жители Херсона, к примеру, до сих пор переживают невероятное событие - в прошлом году обслуживающая город ТЭЦ «Херсоноблэнерго» «перебрала» более 5,8 миллиона гривен, 3,8 из которых уже возвратила населению, а остаток обещает возвратить после перерасчета. К такому, простите, мы не привыкли: специалисты областного управления по делам защиты прав потребителей и Антимонопольного комитета в судебном порядке доказали неправомерность взимания платы по фиксированным тарифам и настояли на их корректировке в соответствии с количеством и качеством услуг…

Подобные случаи единичны. Однако это не означает бездеятельности наших защитников в перманентном противоборстве государства, производителя и потребителя. К сожалению, нет и вряд ли могут быть в принципе какие-либо качественные измерители этого диалектического единства и борьбы интересов. И все же с известной долей условности можно оценить диспозицию сторон. Задумайтесь над фактом: в прошлом году херсонские защитники наших прав проверили почти 2000 субъектов предпринимательской деятельности и установили 8500 нарушений. Более четырех нарушений на одну проверку! Можно ли в таких условиях потребовать качества во всей полноте законов, пусть и несовершенных? Без риска опустошить полки и прилавки - сомнительно. Традиционно считается, что производитель учитывает - просто не может не учитывать! - количественные и качественные запросы потребителей. Может. Еще как может в условиях монопольного производства, отсутствия либо несовершенства стандартов, невысокой платежеспособности и культуры потребления, других случаях. Но есть обстоятельства, вынуждающие государство маневрировать между строгостью норм и правил и их послаблением. Именно нынешняя финансовая зависимость от производителя и поставщика заставляет государство поступаться нашими интересами.

Синхронно, дозированно, выборочно

Более 10800 тонн растительного масла выпустили предприятия Херсонской области в прошлом году. В длинном перечне пищевкусовых фабрик и сельскохозяйственных предприятий - только одно, расфасовывающее масло в полиэтиленовые бутылки. Буквально у всех производителей беден ассортимент, нарушаются санитарные нормы, неэффективен контроль качества, примитивная технология и другие беды, о которых наш неприхотливый потребитель и не подозревает. Скажу больше - эпизодический анализ продукции растениеводства в пяти случаях показал наличие пестицидов в недопустимых количествах. Вопрос: могут ли наши защитники прав предъявлять требования к продукции сполна, в соответствии с действующим законом?

Могут, но вряд ли станут это делать, ибо придется буквально заблокировать производство. Тут одним махом дело не исправить, нужно время, здоровая конкуренция, подъем экономики в целом. Только тогда возможно синхронное влияние на качество в широком смысле. Как это ни грустно, но в нынешние времена потреблением приходится управлять дозированно, хотя государство не афиширует эту объективную реальность. Почему объективную? По той простой причине, что унаследованная технологическая база не соответствует относительно высоким требованиям потребления. Как ни люб нам отечественный товаропроизводитель, но бдительный глаз за ним нужен. Выборочный, строгий, дозированный контроль. Тут уж, похоже, никуда не деться.

Жестоким избиением младенцев выглядит строгость к родному производителю по сравнению с попустительством «цивилизованным» поставщикам продовольственных товаров зарубежного происхождения. Если послабления, о которых шла речь выше, понятны и терпимы, но только в части маркировки, упаковки, товарного вида, иных второстепенных потребительских качеств, то непригодные к потреблению импортные продукты в высококачественной красочной таре вызывают негодование.

Вот пример. Полгода назад Госстандарт Украины отказал в выдаче сертификата соответствия на крупную партию импортных мясных консервов. Причина - в банках не мясо, а отходы мясопродуктов. Однако вскоре они опять «всплыли» на рынках страны уже под другим названием - «Классическая украинская тушенка». Снова наложили запрет. Но импортеры особо не унывали: многие города страны, в том числе и Херсон, наводнены теми же мясными отходами с этикеткой «Тушенка в кусках». По мнению председателя Госстандарта Украины Татьяны Киселевой, обнародованном в СМИ, зарубежные производители и поставщики, привыкшие к льготному режиму ввоза продуктов в Украину, упорно не желают расставаться с прибылями. Хотя Верховной Радой и принят закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», он блокируется целым рядом ведомств. Это происходит в верхних эшелонах власти, а что же на местах? Как обстоят дела, скажем, в районах области, не знает никто, в том числе и автор - нет таких данных. Просто не существуют. Существует областное управление по вопросам торговли, но его начальник Василий Скоропад считает, что это не его вопрос. Чей же он?

- По форме должен быть нашим, - говорит заместитель начальника управления по делам защиты прав потребителя Светлана Слюсарь, - но по факту работы не может быть таковым в принципе. Не может потому, что в управлении работают 23 сотрудника, из которых только 14 заняты непосредственным инспектированием. Но и это было в прошлом году, а в нынешнем штат сокращен на 7 человек. О чем тут говорить?

Говорить есть о чем. Согласно решению Кабмина, скромное штатное расписание сокращено отнюдь не случайно. Честно говоря, случайность была бы менее возмутительной, чем явное игнорирование наших конституционных прав - по всей видимости, в угоду тем самым не отличающимся добросовестностью производителям и поставщикам.

Согласно официальной версии, сокращение штатов трактуется как сокращение издержек на государственное управление. В отношении же региональных структур Госкомпотребзащиты такая акция выглядит, мягко говоря, сомнительно. Ведь работа контролеров регулируется плановым показателем: не менее шести раз затраты на содержание всей структуры должны окупаться за счет штрафных санкций. И это требование выдерживается. По мнению специалистов Херсонского управления максимально возможный охват товарного рынка области не превышает 10-15 процентов. При таком необъятном «поле деятельности» можно смело увеличивать штат в 10 раз и получить 60-разовое увеличение поступлений в пустую казну плюс всенародное «спасибо». Но это, конечно, при условии, если бы целью была защита наших интересов, а не лоббирование чужих.

Задачка

для «думающей» структуры

Права потребителей не только отражают интересы общества, но и охватывают, точнее, будут охватывать в перспективе, все стадии производства и распределения, включая маркетинг. При таком расширенном толковании может показаться, что речь идет о претензиях потребителей на функцию управления, безусловно, принадлежащую государству. Противоречие кажущееся. Нельзя ведь говорить о качестве в широком плане, не имея упреждающего влияния на производство и распределение. Интересно поразмыслить о формах этого влияния.

…Мой собеседник - лицо должностное. Образован, уважаем, мыслит широко.

- В свое время я возглавлял колхоз в Великолепетихском районе. Хозяйство значилось в передовиках. Выращенной пшеницы с лихвой хватало на все нужды, излишки раздавали пенсионерам безо всяких паев. Помнится, по 2-3 тонны на человека выдавали. Что ж плохого в тех временах?

Аргумент внешне правдив и впечатляющ. Да, во времена застоя от голода никто не умирал. Было и такое - крестьяне свежеиспеченным хлебом свиней кормили, горожане вчерашнюю буханку в мусоропровод опускали. Власти увещевали, возмущались, контролировали, но закон стоимости работал четко: скотину дешевле было выкормить хлебом, чем кормами с добавками или без таковых. Но люди, простите, не свиньи. Был ли достаток мяса, мясных изделий, прудовой рыбы, ранних овощей, фруктов, ягод и многого прочего из длинного шлейфа наименований продуктов и продукции нашей благодатной земли?

Вопрос к собеседнику:

- Скажите, сколько тонн грецких орехов планировалось вашему колхозу для поставки кондитерской промышленности?

- …

Парадокс, которого не хотят замечать политики и хозяйственники левых взглядов. Потребление было перекошенным в сторону продуктов, произведенных индустриальным способом. Выращивание тех же зерновых на 90 и более процентов механизировано, а остальное? Кто и где мог (да и сейчас может) купить по любой цене хотя бы килограмм отечественной земляники, выращенной сельскохозяйственным предприятием? Никто. По причине утери наших сортов. А если они и были бы возрождены, то выращивание все равно проблематично. Культура трудоемкая, а на селе одни пенсионеры.

Только на первый взгляд может показаться, что речь идет о вещах, не относящихся к теме. В развитых странах и, в меньшей мере, в странах развивающихся все большую силу приобретает движение потребителей в форме неправительственных организаций. В отличие от властных и общественных структур, это движение отстаивает широкий спектр интересов человека в сфере потребления, а по большому счету, в сфере комфортного проживания на планете: наши права экологического плана границ не имеют…

Нам бы их заботы, скажет иной читатель и будет частично прав. Да, мы сегодня больше озабочены вопросом, где взять деньги, чем как их истратить. Но это отнюдь не означает, что мы удовлетворены рыночным обменом денежных знаков на товар. Законы рынка неумолимы, тут спору нет, но сам рынок управляется государством, и нам далеко не безразлично, как это делается.

Вот пример. Прошлый год выдался неблагоприятным для репчатого лука. Сегодня, как и всю зиму, спрос превышает предложение и цена на херсонских рынках стабильно держится на отметке 2 гривни за килограмм. Можно ли повлиять на ситуацию? Без проблем. Автору доподлинно известно о попытке турецкого коммерсанта поставить крупную партию лука через Скадовский морской порт. Судно ушло обратно неразгруженным, так как только за пересечение границы владельцу пришлось бы платить по 1 гривне 5 копеек за каждый килограмм лука. Безусловно, таможенная политика ведется в интересах отечественного производителя и открывать границу продуктам, традиционно производимым у нас, смысла нет. Но в данном случае стоило только временно снизить таможенный барьер - граждане избежали бы массового авитаминоза. Никто об этом не подумал, да и нет у нас «думающих» структур.

Дело, в конечном счете, не в расторопности конкретной личности, а в отсутствии рычагов влияния на государственную политику со стороны потребителя. Хотя такое влияние могла бы эффективно обеспечить общественная организация.

Херсонское общество защиты интересов и прав потребителей родилось чуть раньше, чем государственная структура близкого названия. Общество ставит перед собой задачи шире, объемнее, нежели государственное ведомство, а главное - независимо от чьих-либо интересов, кроме интересов потребителя, и в этом его сила. К сказанному, правда, требуется оговорка - сила потенциальная.

- Скажите, какое содействие оказывает вам облгосадминистрация, это же вроде их обязанность? - спрашиваю Владимира Андрейченко, председателя общества.

- Да никакое!

- У общества защиты интересов и прав потребителей нет материальной базы, специалистов, поэтому нам в помощники оно не годится, - считает начальник Херсонского управления по делам защиты наших прав Валерий Гордиенко.

Кажется, тут можно и без комментариев. Нашей защитой управляют со всех сторон - и с министерской, и на местах. Мы же оказались беззащитными.