UA / RU
Поддержать ZN.ua

Запорожское соло Евгения Червоненко

Иной раз истинное бывает настолько явным, что его охотнее воспринимают как вымысел. Поскольку с по...

Автор: Владимир Писковый

Иной раз истинное бывает настолько явным, что его охотнее воспринимают как вымысел. Поскольку с позиции здравого смысла легче, например, поверить в наступление 32 декабря, чем словам экс-министра — киевлянина — о том, что, будучи назначенным председателем обладминистрации, он «ехал в Запорожье с большой радостью». Тем не менее в искренности сказанного Евгением Червоненко, кажется, особо сомневаться не приходится. По крайней мере, оно вполне подтверждается недавними событиями.

Сентябрьский правительственный кризис хотя и снабдил название должности министра транспорта и связи досадным дополнением «исполняющий обязанности», но не лишил ее обладателя уверенности относительно пребывания в новом составе Кабмина. «Мой прогноз — Червоненко», — так удовлетворил Евгений Альфредович любопытство журналистов по поводу кандидатуры будущего руководителя ведомства.

И лишь оказавшись не у дел, в интервью «Українській правді» он вспомнит предупреждение экс-премьера, оброненное на прощальном заседании Кабмина: «Тебя сдали». Тогда же Е.Червоненко не придал значения сказанному, по-видимому, наверное, восприняв его как своеобразную сатисфакцию за свои частые критические замечания в адрес Ю.Тимошенко, которую глава Минтранса упрекал в некомпетентности во время ее руководства правительством.

На закате министерской карьеры он, по оценкам некоторых наблюдателей, стремительно терял авторитет в глазах президента. С отставкой это стало очевидным. Приведенные им во власть люди лишились должностей. Кроме того, сам Червоненко утверждал, после его ухода из Кабмина якобы было возбуждено уголовное дело, связанное с давним инцидентом в донецком аэропорту, когда он, угрожая пистолетом, требовал от диспетчера посадки самолета с «нашеукраинцами». Подобный поворот событий сам Евгений Альфредович расценил ни много ни мало как начало «ревизии результатов революции», постоянно усиливая имидж несправедливо обиженного.

— Федор Шпиг продал свой «Аваль» за миллиард, значит, он, наверное, заслужил быть в списке выше меня. У него денег больше. А я свой «Орлан» потерял. Наверное, у нас все происходит по правде, все по Богу, — так прокомментировал наш герой определенное ему 29-е место в избирательном списке «Нашей Украины».

Позже Червоненко вовсе лишился кандидатского статуса. Правда, сам он заявлял, что список покинет лишь в том случае, если в нем не останется ни одного кандидата, занимающего государственный пост. Такое условие было поставлено президентом, настоятельно рекомендовавшим чиновникам, баллотирующимся в парламент, сделать выбор. Червоненко после беседы с Ющенко его сделал, выбрав губернаторство:

— Я хотел показать пример однопартийцам и принял решение о выходе из списка НСНУ. Очень хочу, чтобы этого правила придерживались все.

Кажется, глава Запорожской ОГА несколько поспешил. В списке «нашеукраинского» блока остались не только члены правительства и областные руководители, но и нынешние непосредственные подчиненные Евгения Альфредовича — три председателя райадминистраций. И это невольно наталкивает на мысль, что говорить об окончательной «амнистии» Червоненко пока явно преждевременно, а его назначение на пост губернатора слишком напоминает ссылку.

К этому кадровому решению запорожцы, привыкшие к частой смене руководства, отнеслись, по большому счету, индифферентно, полагая, что с учетом приближающихся выборов срок полномочий очередного председателя обладминистрации ограничится от силы четырьмя месяцами. И хотя Червоненко дипломатично заявил о том, что все положительные наработки его предшественника Юрия Артеменко будут продолжены, было совершенно очевидно, что ни о какой преемственности, по большому счету, речи быть не может. Это представлялось вполне очевидным после спешной, слишком напоминающей демонстративную, отставки предыдущего первого зама председателя ОГА Анатолия Головко, которого (как, кстати, и его непосредственного начальника) в области воспринимали как креатуру российского бизнесмена Константина Григоришина.

Любопытно, что назначение нового председателя ОГА состоялось без заведенной процедуры представления областному активу. Все обошлось лишь короткой репликой президента на пресс-конференции в Киеве спустя почти две недели после издания указа: «Я думаю, что мы будем свидетелями в Запорожье очень конкретной, здоровой, конкурентной политики. Я думаю, что это будет политика, к которой область не привыкла. Это будет интересная, новая, позитивная политика». Заметим также, что визит главы государства в областной центр планировался трижды и все три раза благополучно переносился. Ющенко добрался до Запорожья лишь в начале февраля, когда проводить церемонию назначения было, по меньшей мере, нелепо.

Двухмесячный срок пребывания в должности, конечно, слишком мал, чтобы сполна оценить, насколько стиль руководства нового главы области действительно здоровый и конкурентный. Регион пока что лишь привыкает к тому, что Е. Червоненко — эффективный менеджер, тем более что об этой своей особенности Евгений Альфредович повторяет часто и неустанно, не дожидаясь пока подобную оценку ему дадут другие.

—За прошедшую неделю в Запорожье я сделал столько, сколько раньше не мог сделать никто, — подытожил он результаты первых дней работы на новом поприще.

В первую очередь это касается возврата региону статуса внекатегорийности, выделения из госбюджета 10 млн. грн. субвенции для «Запорожэлектротранса», поставки оборудования для амбулатории и фельдшерско-акушерского пункта. Также, по заверению Е.Червоненко, области пообещали дополнительно поставить в течение первого квартала карету скорой помощи, несколько бывших в употреблении аппаратов искусственной почки и оборудование для областной детской больницы.

Решение проблем медицинского обслуживания и экологии новый губернатор определил приоритетными. Наряду с реальным улучшением инвестиционного климата, дорог, преодолением последствий газового кризиса, снятием социального напряжения, уменьшением возможных рисков для региональной индустрии в связи со вступлением Украины в ВТО.

Одним из первых масштабных проектов, призванных осуществить задуманное на практике, заявлен так называемый запорожский эксперимент — демонстрационная зона высокой энергетической эффективности, охарактеризованный Е.Червоненко как «специальный небывалый подход».

Правда, пока что этот проект находится в стадии разработки, после чего предстоит его защита и утверждение на правительственном уровне. Насколько удачной окажется эта затея, разумеется, покажет время. Стоит лишь учесть, что подобные попытки для Запорожья отнюдь не в диковинку. В течение последнего десятилетия в области пытались реализовать антикризисную программу, газовый эксперимент, программу энергосбережения, внедрить региональный энергорынок. Не лишним будет заметить, что еще в 1993 году по инициативе облгосадминистрации одна британская консалтинговая фирма разработала бизнес-план «Стратегия экономического и социального развития Запорожской области», который так и не был воплощен в жизнь.

Впрочем, как знать, может, благородным начинаниям нового главы области суждена более благополучная судьба. К своим подчиненным он выставил весьма жесткое требование: «Те, кто думают, что щелканьем каблуками и преданным заглядыванием в глаза очередному губернатору они чего-то добьются — при Червоненко этого не будет». Да только, похоже, это уже есть, если судить о намерении внедрить в Запорожье систему автоматизированного дистанционного контроля выбросов в атмосферу. На реализацию программы требуется порядка 40 млн. грн., что, по словам инициаторов, позволит сократить количество вредных выбросов предприятий в атмосферу почти на треть.

— Это проблема, которой боялись все, — как водится, безапелляционно утверждает Е.Червоненко. — Я ничего не боюсь, я иду в эту проблему серьезно. Та система экологического контроля, которая есть, — или на уровне каменного века, или нечестная.

Суть же новой и честной системы сводится к тому, что на 50—70 заводских трубах установят датчики, которые в режиме реального времени будут передавать информацию о количестве вредных выбросов. Эти данные, исключая чье-либо вмешательство, будут не только фиксироваться, но отображаться на специальных табло, установленных на центральных перекрестках города. Таким образом нерадивые промышленники лишатся возможности бесконтрольно и безнаказанно отключать фильтры.

По правде говоря, подобный грех за ними действительно водится. Да только далеко не в этом заключается причина экологического неблагополучия Запорожья. Проблема, прежде всего, в том, что существующие на предприятиях очистные установки улавливают (да и то не полностью) лишь твердые частицы, а газы попросту рассеивают. Имеющиеся же на большинстве заводов технологические линии и оборудование не соответствуют современным требованиям по охране окружающей среды. Отсюда вывод: не только самый жесткий контроль, но и реконструкция очистных сооружений существенно не изменит положения без полномасштабной технической модернизации производств. А эта затея стоит отнюдь не 40 млн. грн., которые, в сущности, способны создать лишь видимость природоохранной работы.

— Хочу вам сказать, что все мои начинания и декларации будут бессильны без совместных действий, — уверен Е.Червоненко, призывая бизнесменов объединиться вокруг идеи регионального патриотизма.

Что ж, призыв, вне всякого сомнения, благородный, что, впрочем, не исключает некоторых сомнений относительно его воплощения в жизнь. Особенно если учесть, что слишком часто Евгений Альфредович то ли непроизвольно, то ли намеренно проявляет свои симпатии в отношении одного из предприятий, считающегося основой мощного финансово-промышленного клана, у которого в регионе слишком много недоброжелателей. Ведь для здравомыслящих людей вполне достаточно одной лишь реплики Е.Червоненко — «мой старинный друг детства Эдуард Шифрин», чтобы понять, как выражается сам Евгений Альфредович, «кто здесь Паниковский». Да и о какой консолидации может идти речь, если подавляющее большинство владельцев запорожских предприятий жителями региона не являются, а их ведущие менеджеры подчас не имеют не только запорожской прописки, но даже украинского гражданства. Не случайно же имевшие прежде статус местных банковские учреждения (Индустриалбанк, АвтоЗАЗбанк) предпочли перенести свои центральные офисы в столицу.

Прибыв в Запорожье без своей команды (говорят, это было одним из условий его назначения), Евгений Червоненко вынужден делать ставку на местные кадры, обогатив админресурс советом при главе облгосадминистрации. Этому совещательному органу предоставлены широкие полномочия в решении вопросов социально-экономического развития региона. Однако его состав, мягко говоря, весьма своеобразен. Наполовину он состоит из руководителей предприятий, причем порой явно не относящихся к индустриальным гигантам. Таких, например, как корпорации «Форум», известность которой в значительной степени обусловлена родственными связями с владельцем раскрученного ликероводочного брэнда «Хортица». А вот аграриев, работников науки, культуры в совете вообще нет. Зато интересы «Запорожстали» в этом совещательном органе фактически представлены тремя членами, алюминиевого комбината — двумя. Случайное совпадение? Как сказать. Ведь почему-то введенные на время январских морозов ограничения потребления газа не коснулось именно этих двух предприятий…

— Через год вы не узнаете Запорожскую область, — уверенно заявил Е.Червоненко в одном из интервью, разумеется, имея в виду положительные перемены.

Насколько реальным окажется это обещание, станет ясно уже к концу марта по итогам выборов. Свое отношение к ним Червоненко обозначил сразу же по вступлении в новую должность: «Какой-либо партии, пока я губернатор, не будет преференций и не будет применения так называемого админресурса». Откровенно говоря, сложно поверить, что ему удастся выполнить обещанное. Все же доставшееся от предшественника политическое наследство далеко не из лучших. Поэтому за словами «я не вижу себя большим политическим функционером, и в Запорожье в частности, где областную организацию нашей партии возглавляет бывший губернатор» угадывается скорее вполне закономерное нежелание отвечать за чужие просчеты и упущения, чем стремление дистанцироваться от избирательного процесса. Его активным субъектом Е. Червоненко уже стал, возглавив избирательный список блока «Наша Украина» в областной совет. Его формирование он теперь считает более важным, чем будущего парламента: «Не совсем понятно, пройдет ли политреформа? Я как представитель президента должен сохранить управляемость в регионе, но после политреформы, если губернатор не в облсовете, он превращается в куклу! Поэтому иду от партии запорожцев».

Звучит, конечно, красиво. Но если действительно «есть такая партия», то на членство в ней с не меньшим основанием вправе претендовать и, например, местные регионалы. А за их присутствие в облсовете, по данным социсследования информационно-консультативной группы Solving, сейчас готовы проголосовать более 34% запорожцев — в три раза больше, чем за нашеукраинский блок. При таком раскладе расчеты Е.Червоненко на серьезное влияние, не говоря уже о лидерстве в будущем составе областного «парламента», представляются слишком смелыми. Поэтому, наверное, без дружеских объятий и сурового мужского поцелуя с Виктором Януковичем во время его недавнего визита в область Евгений Альфредович обойтись никак не мог.