Наверняка не один западный лидер, включая таких грандов мировой политики, как Джордж Буш, Жак Ширак или Герхард Шредер, чья популярность среди их соотечественников оставляет желать лучшего, испытал во время помаранчевой революции нечто похожее на зависть, когда на украинских майданах миллионы людей скандировали: «Ю-щен-ко!».
Сегодня с такой же степенью уверенности можно утверждать, что ни один из государственных лидеров не захотел бы в эти дни оказаться на месте украинского президента, ставшего перед нелегким выбором палитры будущей парламентской коалиции.
«Судя по событиям последней недели, в парламенте сложится коалиция «Нашей Украины», социалистов и коммунистов, а «Регионы» и БЮТ, оказавшись в оппозиции, будут просто вынуждены сформировать правительство». Эта шутка, рожденная в недрах редакции «ЗН», на самом деле, грустная. Потому что страна до сих пор так и не ощутила, что в коалиционных боях, по всем признакам обещающих стать затяжными, о ней хоть кто-нибудь помнит. Одни (видимо, начитавшись сказок Пушкина, но не сделав из них правильных выводов) выставляют требование отдать их политической силе посты премьера, первого вице-премьера, курирующего весь экономический блок, и вице-премьера, отвечающего за топливно-энергетический комплекс, а также глав министерств и ведомств, деятельность которых имеет бюджето- и системообразующее значение для социально-экономической сферы. Другие твердо настаивают на подписании предвыборного Меморандума и ни о чем другом слышать не желают. А третьи спешат «перевернуть страницу», «начать все с чистого листа» и придумывают какие-то новые протоколы, явно затягивая переговорный процесс. На компромисс пока не идет никто. И очень многие как в Украине, так и за ее пределами уверены, что решающий выбор (несмотря на отсутствие конституционных полномочий для этого) придется делать таки президенту.
При этом Запад, разумеется, абсолютно далек от того, чтобы диктовать или хоть в каком-то виде обрисовать свои условия, и официальные представители наших стран-партнеров, как обычно, подчеркивают, что будут сотрудничать с любым новым правительством и поддерживать продолжение демократических и экономических реформ. Однако понятно, что и у толерантных развитых западных демократий есть свои предпочтения. И тем украинским государственным мужам, для кого европейское и евроатлантическое будущее Украины не является пустым звуком, стоит над ними поразмыслить.
Не секрет, что и Соединенные Штаты, и Европа больше положительных эмоций испытали бы, услышав новость из Киева о начале формирования оранжевой коалиции. Хотя это вовсе не означает, что создание «пестрого», «универсального» или «широкого» союза с «Регионами» вызовет шок или резкое неприятие. Вспомним хотя бы, как спокойно обсуждали этот вариант накануне выборов представители американской стороны.
На Западе некоторых гонцов с украинского Востока уже не отождествляют с «совком» или «кучмизмом». Молодые, блестяще образованные, хорошо одетые и прекрасно владеющие английским менеджеры бизнес-групп юго-востока Украины постепенно меняют представление Запада о «донецких», активно и щедро эксплуатирующих услуги американских и европейских пиар-агентств. «Донецкие» усвоили евроинтеграционную лексику, активно критикуют нынешнюю власть за недостаточно быстрое продвижение «в Европу» и рвутся на западные рынки.
С другой стороны, ни Европа, ни Америка вовсе не идеализируют как помаранчевые силы в целом, так и ее ярчайших представителей, в частности Юлию Тимошенко. И это не только, как уверена сама Юлия Владимировна, черный PR в западных СМИ, организованный ее украинскими недругами. Тимошенко восхищаются, ею даже увлекаются, но на Западе в самом деле серьезно опасаются ее «непредсказуемости» (именно это определение использовали буквально все наши собеседники) и неодобрительно высказываются о ее «пристрастии к нерыночным методам управления экономикой». Более того, некоторые иностранные эксперты уверены: украинская экономика будет гораздо более стабильна и начнет развиваться быстрее, если правительство сформируют в основном «Регионы».
Так почему же Штатам и Европе все же более симпатична оранжевая коалиция?
Для Вашингтона принципиальны, пожалуй, три причины. Во-первых, как мы уже неоднократно упоминали, администрация Буша вывела крупными буквами имя Украины на знамени, с которым Штаты продолжают борьбу за расширение демократии во всем мире. Пример успеха оранжевой Украины приводится практически во всех спичах американских деятелей на эту тему. И для Вашингтона очень важно сохранить чистоту эксперимента. А Янукович и его команда объективно не вписываются в образ поборников демократии. Во-вторых, представители официального Вашингтона приложили немало усилий, убеждая украинское руководство в пагубности для национальной безопасности Украины январских газовых соглашений с Россией, сделавших «РосУкрЭнерго» («очень подозрительную организацию», по определению посла Хербста) монопольным поставщиком голубого топлива в Украину и запустивших эту компанию на внутренний украинский рынок распределения газа. Только Тимошенко обещала пересмотреть эти соглашения, вернувшись во власть. И только Тимошенко, по мнению западных наблюдателей, хватит смелости и политической воли взяться за это рискованное дело. И наконец, в-третьих, Вашингтоном, принявшим политическое решение о приеме Украины в НАТО и потратившим много сил на убеждение в необходимости этого шага своих союзников по альянсу, весьма вероятное сворачивание Киевом евроатлантической интеграции в случае возвращения команды Януковича рассматривается как крупное поражение собственной внешней политики. Кстати, Ю.Тимошенко, обычно достаточно индифферентная к внешнеполитической тематике, на встрече с главой Парламентской ассамблеи НАТО П.Леллюшем сразу же после выборов поспешила подчеркнуть: «Я за членство Украины в НАТО». И, не удержавшись, добавила: «В отличие от Януковича».
Разумеется, знаковой для Вашингтона будет не только фигура премьера, но и фамилии новых (старых?) глав внешнеполитического и оборонного ведомств, ключевых для евроатлантической интеграции.
Для значительного числа наших европейских партнеров натовские устремления Украины не так важны. На первое место европейцы, как ни высокопарно это звучит, ставят разделение общих ценностей. Они буквально получают удовольствие от происходящих в Украине демократических преобразований, в восторге от прошедших выборов и считают, что оранжевая команда с ними «одной крови». А вот по поводу совместимости группы крови команды Януковича с европейской остаются вопросы. И хотя европейцы признают, что «регионалы» в тех или иных вопросах экономики зачастую профессиональнее своих оранжевых коллег, политический аспект для Евросоюза все же важнее. Будет ли в большинстве своем бело-голубое правительство Украины так же разделять во многих аспектах политику Европейского Союза и присоединяться почти ко всем его заявлениям? Большой вопрос. Будут ли «регионалы» настойчиво стремиться в ВТО? Есть сомнения. Захотят ли они работать над новым соглашением с ЕС или предпочтут продлить давно устаревшее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС)? Брюсселю это неизвестно. Зато мы с уверенностью можем сказать, что о предложенном Еврокомиссии Европарламентом соглашении об ассоциации с Украиной после создания коалиции с бело-голубыми во главе можно будет забыть. А вот у оранжевых после дружной поддержки европарлементариев гораздо больше шансов «выдавить» из брюссельских бюрократов весьма амбициозное новое соглашение, поднимающее наши отношения с ЕС на совершенно новый уровень.
В частных беседах представители наших европейских партнеров дают однозначно понять: решение об участии Украины в грандиозном космическом проекте «Галилео» было политическим, это своеобразная награда Киеву за движение в верно избранном направлении. С возвращением во власть команды Януковича сотрудничество в этой чрезвычайно важной для Украины сфере будет сведено к минимуму и сохранится, в основном, на бумаге. То же самое можно сказать и о перспективах развития не менее важного для нас диалога высокого уровня в энергетической сфере. Поскольку в системе распознавания «свой—чужой» Киев вновь станет «чужим».
Хочется верить, что в высоких киевских кабинетах все это известно, осознано и будет учтено при принятии решения. И это решение должно быть самостоятельным. Потому что ни Солана, ни Квасьневский (по нашей информации, размышляющий нынче, не приехать ли ему в Киев с очередной посреднической миссией) не смогут бесконечно помогать нашим политикам, переставлять им ноги в правильном направлении и двигать их руками, выводя правильные слова в необходимых соглашениях. К жизненно необходимому для страны согласию украинские политики должны прийти осмысленно и самостоятельно. Только в этом случае созданная коалиция будет жизнеспособна и эффективна в преобразовании страны.