Финал избирательной кампании в Украине проходит, как и положено, в довольно скандальном ключе: покушение, информация о возможном покушении, «захват аппаратно-студийного комплекса НТКУ», склады оружия, «своевременно» обнаруженные у одного из доверенных лиц кандидата в президенты, и, наконец, та самая «коробка из-под ксерокса». В России, во время президентских выборов 1996 года, знающие люди выносили в ней 800 тыс. долларов наличными. У нас все происходит несколько по-иному. Специфика, знаете ли. На роль «украинского ксерокса» претендуют два события:
1. Информация спикера Александра Ткаченко о том, что члены «каневской четверки», вернее, любители формулы «3+1» (или «2+2») располагают информацией о поступлении в Украину «через одно из соседних государств около $800 млн. в поддержку Леонида Кучмы». «Мы знаем, по каким каналам и на какие счета идут эти средства», - подчеркнул Александр Николаевич. Ну вот, это уже по-взрослому. Все-таки есть разница между $800 тыс. и $800 млн.
2. Обращение Верховной Рады к Конгрессу Соединенных Штатов Америки по поводу показаний экс-премьера Павла Лазаренко от 12 октября.
Вот на последнем событии стоит остановиться более детально. Как известно, деньги приходят и уходят, а свидетельские показания остаются на века.
Леонид Данилович и другие…
В парламентском обращении к Конгрессу подчеркивается, что данный документ принят в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг экс-премьера Павла Лазаренко, и международным скандалом, возникшим в связи с расследованием обстоятельств отмывания денег через «The Bank of New York».
Как известно, Павел Иванович в начале сентября написал письмо руководству Верховной Рады. Дескать, он готов приехать в Украину и дать свидетельские показания, но только при одном условии: если ВР отменит один пункт своего постановления от 17 февраля 1999 года, а именно о согласии парламентариев на арест лидера «Громады». Рассмотрение просьбы Лазаренко было включено в порядок дня работы сессии на сентябрь-октябрь. Сентябрь, как известно, давно миновал, да и октябрь постепенно проходит… Но дело «хозяина», тем не менее, живет. Причем просьба Павла Ивановича трансформировалась в октябрьское обращение ВР к Конгрессу: а предоставьте, пожалуйста, информацию, которую экс-премьер дал американским правоохранительным органам. И «The Bank of New York» весьма уместно упомянут: у нас, конечно, не Россия, но кое-кто из «окружения нынешнего Президента Леонида Кучмы» успел там наследить. Американцы сегодня очень быстро реагируют на подобную информацию.
Уже исходя из аргументации, приведенной в парламентском обращении, можно сказать, что Павел Иванович в Украину пока не приедет и депутаты не собираются рассматривать его просьбу об отмене согласия ВР на арест лидера «Громады». Во всяком случае, до президентских выборов. Вместо этого американским конгрессменам предлагается аккуратно сложить в коробку из-под ксерокса несколько десятков томов дела Павла Ивановича, перевязать ленточкой и отправить диппочтой на адрес Верховной Рады. Причем желательно до 25-27 октября, когда ожидается очередной раунд выдвижения единого кандидата от «каневской формулы».
Кстати, сам текст обращения претерпел довольно интересные изменения. В первоначальном варианте, принятом за основу 8 октября, содержался целый список лиц, относительно которых Павел Иванович якобы дал показания. По мнению авторов документа Григория Омельченко и Анатолия Ермака, Лазаренко «раскололся» перед американскими следователями насчет незаконной деятельности «Президента Леонида Кучмы, Елены Франчук (дочь главы государства), Людмилы Кучмы (жена), премьер-министра Валерия Пустовойтенко, секретаря Совета национальной безопасности и обороны Владимира Горбулина, министра внутренних дел Юрия Кравченко, председателя СБУ Леонида Деркача, советников президента Александра Волкова, Виктора Пинчука и Сергея Осыки (экс-министр внешнеэкономических связей и торговли), главы правления НАК «Нефтегаз Украины» Игоря Бакая и других должностных лиц из окружения Кучмы». В окончательный вариант обращения, проголосованный 12 октября, вошли только «Леонид Кучма и др». Действительно, зачем утомлять конгрессменов списком людей, с которыми они лично даже не были знакомы?
Правда, Григорий Омельченко утверждает, что он направил в Конгресс полный список президентского окружения, чтобы, значит, никакой накладки не произошло.
Таким образом, мы имеем:
а) факт направления в высший законодательный орган США официального запроса о выдаче информации, полученной в ходе следственных действий американских правоохранительных органов. Причем относительно двух украинских граждан (Виктора Пинчука и Александра Волкова) уже в самом тексте обращения содержится информация об их причастности к скандалу вокруг «The Bank of New York». Названы фирмы, которые перечисляли деньги в этот банк, номера счетов и конкретные суммы.
б) прямую увязку обращения с финальным этапом президентских выборов в Украине. Кстати, если сравнить список «окружения Леонида Кучмы», приведенный в первоначальном варианте документа, со списком ключевых фигур электоральной компании главы государства (допустим, он существует), то можно отметить очень высокую степень совпадения.
Сценарии
Когда имеешь дело с предвыборными ходами субъектов избирательной кампании, то лучше всего не утверждать что-либо однозначно. Нам не дано предугадать, куда заведет этих людей пылкий разум имиджмейкеров, экспертов, советников, окружения и т.д. Вот и в случае с парламентским обращением к Конгрессу лучше всего проанализировать различные варианты дальнейшего развития событий.
Вариант 1. Конгресс США не дает ответа на запрос до выборов президента (31 октября). И, в принципе, у американских конгрессменов есть все основания не спешить. Прежде всего, как это ни странно, не известно, а давал ли вообще Павел Иванович официальные показания относительно незаконной деятельности «Кучмы и его окружения»? По утверждению одного из ближайших соратников Лазаренко, председателя комитета ВР по вопросам регламента и депутатской этики Виктора Омелича, лидер «Громады» не такой глупый, чтобы сразу раскрывать все свои козыри. Так это или не так может подтвердить только сам Павел Иванович или протоколы его допросов. Первое не возможно до тех пор, пока ВР не примет решения об отмене своего согласия на его арест, а второе зависит от решения Вашингтона. Если учитывать тот факт, что в США существует жесткое разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, то такое решение получить будет очень и очень не просто. Во-первых, еще не состоялся суд над Лазаренко. Как можно передавать показания подследственного до судебного решения?
Во-вторых, запущен в действие дипломатический механизм, который по определению быстро работать не может.
В-третьих, передача информации по делу Лазаренко до выборов может быть расценена как вмешательство во внутренние дела страны. США ведь не СНГ, некоторые лидеры которого могут запросто объявить о поддержке того или иного кандидата в президенты. Евразия, в общем… Не случайно посол США в Украине Стивен Пайфер заявил, что он не располагает информацией о том, что сказал или мог сказать судебным органам США Павел Лазаренко.
Вариант 2. Авторы заявления и не рассчитывали на ответ Конгресса. Просто уже сам факт официального обращения к США по поводу незаконной деятельности действующего президента и его окружения (с указанием отдельных эпизодов и ссылками на газету «Нью-Йорк таймс», высказывания конгрессменов) является самодостаточным политическим шагом. Уже одного этого достаточно, чтобы заставить слегка побеспокоиться представителей «ближнего круга» Леонида Даниловича.
Вариант 3. Реализуется план, в соответствии с которым основные события должны произойти уже после президентских выборов. Допустим, в случае победы нынешнего Президента на основании дела Лазаренко можно попытаться раскрутить кампанию по блокированию его инаугурации, начале процедуры импичмента и т.д. Такой вариант, конечно, маловероятен, но имеет право на существование. Недаром же ведется столько разговоров о внесении изменений в Конституцию, в том числе и упрощении процедуры импичмента.
Ну а если результаты президентских выборов окажутся благоприятными для Павла Ивановича, то появится возможность представить его невинной жертвой олигархов из окружения Леонида Даниловича.
В целом обращение Верховной Рады к «Конгрессу Соединенных Штатов Украины» (именно так было написано в первом варианте документа) очень напоминает пропагандистскую акцию с использованием эффекта «третьей страны». Другими словами, обращаются к авторитету цивилизованных государств, чтобы усилить впечатление от акции. В свое время такой «опыт» был проделан с Лазаренко, которого задержали правоохранительные органы Швейцарии.
Естественно, что реакция самого «президентского окружения» на обращение была негативной. Премьер Валерий Пустовойтенко, который всегда носит с собой справку СБУ о том, что у него нет фирм в штате Орегон (США), назвал этот документ безосновательным. «Сегодня можно принять обращение даже в Господу Богу, но надо, чтобы были какие-то обоснования того, по поводу чего ты обращаешься», - считает он. Реакция Президента не известна, так как он заболел. Наверное, Леонид Данилович еще что-нибудь скажет насчет «не людей» и «не мужиков».
А тем временем заявка на «заморскую коробку из-под ксерокса» с украинской начинкой поступила. Конгресс, значит, раздумывает…