UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАМОРОЗКИ НА ПОЧВЕ НЕДОВЕРИЯ

«Транспарентность без границ» Итак, по идее, уже завтра, пробыв в Украине всего неделю, американск...

Автор: Татьяна Силина

«Транспарентность без границ»

Итак, по идее, уже завтра, пробыв в Украине всего неделю, американские и британские эксперты (приехавшие к нам для того, чтобы выяснить, так продавала или нет Украина Ираку высокотехнологичную радарную систему «Кольчуга») отбудут в Лондон. Там, по словам посла США Карлоса Паскуаля, на основе собранной информации подготовят доклад, после чего будет принято решение о том, нужна ли еще какая-то дополнительная информация. Томиться в ожидании выводов экспертов придется недолго — семь-десять дней.

Вообще-то в Киеве рассчитывали на приезд не только американских и британских экспертов (которых, кстати, украинская сторона пригласила сама), но и международных. Ведь еще 21 сентября министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко обратился к ООН с письмом, содержащим просьбу провести объективное и полное расследование ситуации, связанной с обвинениями Украины в поставках вооружений Ираку в нарушение санкций ООН. И хотя официальная украинская версия гласит, что в настоящее время эта организация рассматривает, каким образом будет проходить данное расследование, нам стало известно, что в Совете Безопасности рассмотрение «украинского» вопроса было заблокировано американской стороной до тех пор, пока свои выводы не обнародует американо-британская группа экспертов. Зачем это было сделано? Американцы спешат. В минувшую среду президент Буш подписал принятую Конгресcом резолюцию, которая позволяет ему использовать силу для разоружения Ирака в случае неудачи попыток добиться этого дипломатическим путем. И пока в ООН вовсю идут жаркие дебаты и множество стран предостерегают Вашингтон от односторонних действий против Ирака, в Соединенных Штатах полным ходом продолжается подготовка к военной операции. Следовательно, американцы должны быть полностью уверены, что «угроза жизни американских и британских пилотов сведена к минимуму». И им абсолютно некогда ждать, пока ООН будет разбираться еще и с Украиной. Ведь в том же Ираке работа ооновских экспертов годами не приносила результатов.

Украинской стороне все время повторяют, что главная цель расследования в отношении Украины — обеспечение безопасности американских и британских пилотов. Возникает вопрос: что для США является приоритетом в их расследовании — факт наличия «Кольчуги» в Ираке в данный момент или доказательства передачи Украиной радарной системы стране-изгою? У некоторых отечественных аналитиков складывается впечатление, что второе американцев интересует почему-то все-таки больше. Эти специалисты обращают внимание на тот факт, что «черт» украинского происхождения, в общем-то, не так страшен, как его малюют. Ведь «Кольчуга», как уже подробно описывалось даже в американских СМИ, является средством не ПВО, а радиотехнической разведки, и обладание ею не так уж и сильно повысит результативность охоты иракцев за современными американскими и британскими самолетами, которые минимально используют излучение, и в режиме радиомолчания абсолютно незаметны даже для «прославленных» на весь мир украинских «Кольчуг». Кроме того, эта радарная система не является оружием массового поражения и (как утверждают эксперты) не подпадает под действие ооновских резолюций. Даже если факт наличия «Кольчуги» в Ираке будет доказан, но при этом не будет подтверждено, что они были переданы Багдаду в обход санкций ООН, то (по идее) они и не должны подвергаться уничтожению.

В то же время ряд других украинских экспертов считают, что решение американцев начать поиски «улик» в Украине выглядит вполне логичным. Во-первых, потому, что обнаружить мобильные комплексы на бескрайних иракских просторах очень и очень непросто. Во-вторых, иракцы вряд ли будут проявлять такую же открытость, как сейчас пытается демонстрировать Украина. И в-третьих, для поиска «Кольчуг» в Ираке международным экспертам потребуется специальный мандат, а на это, опять же, нужно время.

Как бы там ни было, на протяжении недели тринадцать высококвалифицированных экспертов американо-британской комиссии, представляющих госдепартамент США и оборонные ведомства Соединенных Штатов и Великобритании, интенсивно вели расследование на территории Украины, разделившись на три группы. Одна из них работала в военной сфере, пересчитывая 19 принадлежащих нашей стране «Кольчуг» под чутким руководством управления международного военного сотрудничества центра верификации и военного сотрудничества Генштаба ВС Украины. Другая — вела политические переговоры с представителями администрации Президента, МИДа и СНБОУ. Третья группа экспертов с помощью «Укрспецэкспорта» изучала принципы и методы экспортного контроля и посещала оборонные предприятия, наибольший интерес из которых, разумеется, представлял изготовитель «Кольчуг» донецкий «Топаз». Американо-британской комиссии украинской стороной были предоставлены все номера изготовленных в нашей стране «Кольчуг» с указанием стран, в которые они были переданы.

И хотя информация о результатах расследования пока весьма скудная, есть все основания полагать, что американская и британская стороны останутся ими недовольны и Украине будут предъявлены претензии в недостаточной открытости и прозрачности. Сделать такое предположение позволяют хотя бы высказывания споуксмена госдепа Ричарда Баучера, заявившего в четверг, что США «ожидают от Украины полного и всестороннего сотрудничества» (значит, до сих пор оно не является таковым, если американцы все еще «ожидают»? — Т.С.); замечания посла Паскуаля, что эксперты «соберут столько фактов, сколько они смогут собрать», и, безусловно, комментарий корреспонденту Ассошиэйтед Пресс главы иностранной комиссии Алана ван Эгмонда, заявившего, что после трех дней расследования он больше не уверен в открытости руководства Украины. Правда, на последнее сообщение весьма оперативно отреагировал украинский МИД, поведавший УНИАНу устами своего замгоссекретаря Игоря Харченко, что после обращения к «первоисточнику» выяснилось: «информация, которую распространили некоторые СМИ со ссылкой на Алана ван Эгмонда, является неточной интерпретацией его высказываний». «Нам была подтверждена, — сообщает И.Харченко, — позиция американской экспертной группы о том, что она до сих пор находится в процессе установления фактов. Также могу сказать, что украинская комиссия официально обратилась к руководителям центральных и местных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, военных формирований Украины с поручением — в соответствии с положениями действующего законодательства Украины — оказывать максимальное содействие экспертам США и Великобритании, в частности, относительно передачи им соответствующих материалов, документов и другой информации, касающейся выполнения возложенных на них задач, а также обеспечить им допуск на соответствующие объекты в Украине».

Тем не менее, к сожалению, все же есть основания полагать, что американцы и британцы располагают некоторыми фактами, позволяющими им подозревать украинскую сторону в недостаточной искренности и отзывчивости. Во всяком случае, об одном из них стало известно «ЗН». Дело в том, что у иностранной экспертной группы, помимо тех должностных лиц, которых предлагает ей для удовлетворения любознательности украинская сторона, есть свой список весьма интересующих ее персоналий. И возглавляют его три выдающиеся «экса» — бывший глава СБУ Леонид Деркач, бывший первый замсекретаря СНБОУ Леонид Рожен и бывший почетный консул Ирака в Украине Юрий Оршанский. Но вот незадача: когда иностранные эксперты выразили горячее желание пообщаться с вышеперечисленными носителями чувствительной информации, оказалось, что ни одного из них в данный момент нет в Киеве. В этом, в общем-то, нет ничего странного. Удивляет другое — Гидрометцентр вроде бы ничего не сообщал о нелетной погоде, а Минтранс о забастовке пилотов или авиадиспетчеров. Поэтому, думается, при «безграничной транспарентности» и «максимальном содействии» пару-тройку чартеров в течение недели можно было организовать.

Так что, действительно, не исключено, что дней через десять нам сообщат из Лондона о необходимости «дополнительной информации». Кстати, весьма любопытно, где эту дополнительную информацию будут искать — снова в Украине или же круг инспектируемых государств значительно расширится? Ведь если, как неоднократно заявлялось, главная цель американо-британского расследования — «установить, сколько существует «Кольчуг» и где каждая из них находится», то будет весьма логичным, если эксперты обратятся и к третьим странам — счастливым обладателям замечательных украинских радарных систем. Ведь достоверно известно (украинская сторона имеет все подтверждающие документы), что еще на закате СССР союзным минобороны определенное количество «Кольчуг» было распределено между Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Россией и бывшей ГДР. Позднее, насколько известно, к группе счастливчиков присоединился и Китай. Очень интересно, какую транспарентность в случае обращения к ним американцев будут демонстрировать эти государства, большинство которых являются партнерами Соединенных Штатов по борьбе с мировым терроризмом (особенно это заслуживает внимания, например, в свете мгновенного опровержения азербайджанской стороной факта наличия у них «Кольчуги» после обмолвки об этом Евгения Марчука). Не исключено, впрочем, что необходимую «допинформацию» американские власти получают от осведомленных иракских перебежчиков. Либо от бывших представителей нашей «оборонки» в свое время перебравшихся на Запад. Но это, очень будем надеяться, уже не наши проблемы. Гораздо больше Украину сейчас должно волновать нынешнее состояние ее отношений с Соединенными Штатами.

Не единожды солгавши

Пожалуй, единственный факт, который в настоящее время не оспаривается ни украинской, ни американской сторонами, — это то, что сейчас украино-американские отношения находятся в нижней точке своей десятилетней синусоиды.

Многие представители американской стороны, кто с раздражением, кто с горечью, констатируют, что за последнее время Украина сделала все, чтобы испортить отношения со США. Она умудрилась настроить против себя всех тех в нынешней американской администрации, кто вхож к президенту Бушу и от кого зависит формирование политики Соединенных Штатов в отношении Украины.

Не единожды приходилось слышать от американцев о том, что их госсекретарь Пауэлл считает, что за два года работы в новой администрации у него вряд ли была более неудачная двусторонняя встреча, чем та, что состоялась в этом году в Рейкьявике с министром иностранных дел Украины Анатолием Зленко. Тогда в ответ на прозрачные намеки Анатолия Максимовича о необходимости встречи на самом высшем уровне и желательности для Украины подписания с НАТО плана по достижению членства (МАР) шеф госдепа назвал ряд условий, которые нашей стране необходимо выполнить для достижения этих целей, глава внешнеполитического ведомства США настоятельно попросил украинского министра воздержаться от упоминания МАР относительно Украины на предстоящем заседании Комиссии Украина—НАТО (КУН) на уровне министров иностранных дел. Говорят, что Колин Пауэлл был просто потрясен, когда буквально через час из уст Анатолия Зленко, читавшего заранее подготовленное выступление, сорвались слова membership action plan.

Буквально в ярости была помощник президента США по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс, когда узнала о продолжающихся поставках в Македонию украинского оружия. Ведь о том, что эти поставки будут немедленно прекращены, ее заверял лично Президент Украины Леонид Кучма. И что американцев особенно возмутило, так это откровенная ложь в глаза. Ведь если бы украинская сторона на переговорах продолжала бы занимать жесткую позицию и доказывать, что эти поставки осуществляются на законных основаниях в страну, не находящуюся под международными санкциями, это была бы совершенно другая ситуация. Но ведь Президент согласился с американской позицией и дал обещание. Говорят, что и раньше не испытывавшая особой симпатии к Украине известная русофилка Кондолиза Райс теперь, вспоминая о нашей стране, не всегда в состоянии подобрать дипломатичные выражения.

Едва ли не как оскорбление всей нации американцы восприняли тот факт, что скандальный разговор Кучмы с Малевым состоялся буквально через несколько недель после визита президента Клинтона в Украину, где его заверяли в самых стратегических чувствах и, как водится, просили посодействовать и в МВФ, и в ВТО, и в ЕБРР и оказать помощь по Чернобылю.

Венцом дипломатичности украинского руководства стало недавнее высказывание Президента Кучмы — что мол с администрацией Клинтона у нас никаких проблем не было, а вот с этими… Заявление официального лидера Украины повергло в глубокий шок как республиканцев, так и демократов.

И уже даже не хочется вспоминать о том, что на пленках Мельниченко зафиксирована нецензурная брань украинского Президента в адрес бывшего посла США Стивена Пайфера. И что в сложившейся в двусторонних отношениях ситуации руководителю информационного управления АП г-ну Васильеву вряд ли стоило ерничать, рекомендуя нынешнему послу Карлосу Паскуалю (одному из все уменьшающегося числа «последних могикан», сохранивших симпатию к Украине) противодействовать распространению «американской порнографии» на украинских телеканалах. Гораздо эффективнее и в стиле АП было бы просто позвонить, например, на ICTV или СТБ, и эту самую «порнуху» запретить.

Знаете, а ведь несмотря на все это, всего лишь три месяца назад, еще в июне-июле, американцы были готовы что называется «придать новый импульс» двусторонним отношениям, и вполне серьезно обсуждались возможности проведения двух (!) встреч Леонида Кучмы с Джорджем Бушем. Кроме того, представители США обещали полную поддержку Украине в ее продвижении в НАТО (я очень хорошо помню воодушевленные лица наших дипломатов и прозрачные намеки на грядущие «прорывы»).

Но грянули заморозки: американская экспертиза подтвердила аутентичность разговора Кучмы с Малевым. И американцы вдруг с новой силой почувствовали, как невероятно они от нас устали. Как надоело им наше патологическое вранье. Как надоела реформаторская риторика без реальных реформ, жонглирование демократическими принципами при вызывающем их попрании.

Конечно, можно до хрипоты спорить, правы или нет в своих выводах и действиях американцы. Но гораздо полезнее было бы подумать над тем, как можно еще спасти уже покрывшиеся льдом недоверия отношения со стратегическим партнером, до недавнего времени определявшиеся как один из трех главных внешнеполитических приоритетов Украины.

Эффективность украинских потуг по урегулированию создавшейся кризисной ситуации была бы выше, если бы руководство страны хотя бы немного прислушивалось к мнению и рекомендациям как нашего посольства в Вашингтоне, так и дипломатов с Михайловской. А не тем, кто может, находясь с Президентом в загранкомандировке, кричать ночью в телефонную трубку нечто вроде «Американцы против вас!!!» Думается, что для высшего руководства страны было бы ошибочным считать единственными и достаточными американские источники информации главы АП Виктора Медведчука, у которого также может быть особое мнение по поводу отношений со Штатами, поскольку, насколько нам известно, в ответ на осторожный зондаж в госдепе ему уже пару раз дали понять, что в Вашингтоне его не ждут.

Администрации Президента, именно в недрах которой, как утверждают, родилась остроумная идея направить американской стороне ноту с сообщением о результате украинской экспертизы записей Мельниченко, взятых из Интернета, также, пожалуй, не стоило доводить американцев подобными творениями дипломатического эпистолярного жанра до истерического хохота.

Наверное, следовало бы все-таки прислушаться к мнению значительного числа мидовцев, настаивавших на очередном переносе визита в Киев президента Ирана — страны, которую США относят к «оси зла».

И все же несколько, безусловно, разумных шагов украинской стороной уже было предпринято. Прежде всего это, конечно, приглашение американо-британской группы экспертов. И как бы эта группа в дальнейшем ни отзывалась о степени открытости украинской стороны, следует признать, что для Украины это беспрецедентный шаг. Ведь наша страна согласилась в той или иной степени раскрыть свои секреты, несмотря на отсутствие соглашений об обмене и защите секретной информации как с Соединенными Штатами, так и с Великобританией. Кстати, обе эти страны отказываются подписать с Украиной подобные документы на протяжении вот уже более трех лет. Их, конечно, тоже можно понять, ведь такое соглашение наша страна имеет с Россией и, насколько известно, обмен информацией с северной соседкой идет достаточно оживленный. Но в состоянии ли понять американцы и британцы, какая психологическая ломка сейчас идет у украинских чиновников и военных? Что испытывают начальники первых отделов на оборонных предприятиях, доставая из своих сейфов папки с грифом «Совершенно секретно» и передавая их иностранным экспертам? В каких украинских законах зафиксирована возможность такой передачи? Кто сегодня может дать гарантии этим людям, что завтра их не обвинят в том, что они показали слишком много, разгласив государственную тайну или, напротив, слишком мало, тем самым сорвав операцию «безграничная транспарентность» и помешав руководству страны снять с себя обвинения?

Понимает ли американская сторона, чего стоило украинским дипломатам убедить Президента не принимать ответных мер по принципу «взаимности» (а такие предложения ему поступали) и подписать разрешение на пролеты американских самолетов над территорией Украины «до конца антитеррористической операции»?

Вопрос в том, захотят ли американцы все это понимать. Скорее всего, действия украинской стороны будут восприняты, в лучшем случае, как должное, в худшем — как недостаточные. И самая большая сложность для тех в Украине, кто пытается найти выход из кризиса, заключается в том, что по-прежнему остается неясным — на нас поставили «крест» или это только начало «шоковой терапии»?