UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАМЕЧАНИЯ В ЗАЩИТУ ЗАОКЕАНСКОГО БУРЖУИНСТВА

Вот уже полгода, как США, громогласно названные со всех трибун нашим «стратегическим партнером», перестали любить Украину...

Автор: Валерий Зайцев

Вот уже полгода, как США, громогласно названные со всех трибун нашим «стратегическим партнером», перестали любить Украину. На словах, на уровне дипломатической риторики, любовь еще жива и американские лидеры не открещиваются от «партнерства», однако практические результаты все менее заметны. Резко сократился поток конкретных знаков внимания - таких, как безвозмездная государственная помощь и, что было особенно важно, содействие получению кредитов международных финансовых организаций. Транши кредитов Международного валютного фонда, Всемирного банка и др., и ранее поступавшие малыми дозами и с большими задержками, с начала года практически вовсе прекратились. «За что они нас так?» - вопрос, может быть, немного наивный, но очень животрепещущий.

Первый ответ - самый простой. Госдепартамент США обиделся за многочисленные мытарства, которые претерпели на украинской земле американские корпорации. Вполне возможно, что этот фактор определенную роль сыграл. Однако еще накануне майского визита Президента Украины Леонида Кучмы в США премьер-министр Павел Лазаренко предпринял ряд судорожных усилий, демонстрируя всяческую готовность «содействовать», и американский посол Уильям Миллер засвидетельствовал (7 мая) «реальное желание правительства Украины разрешать все проблемы» американских фирм на украинском рынке.

Еще одна версия усматривает в охлаждении украинско-американских отношений след «русского медведя», связывая поворот украинской политики США с мартовскими переговорами Бориса Ельцина и Билла Клинтона в Хельсинки. Конечно, у них, у империалистов, ничего святого нет, и Билл с Борисом запросто могли забыть об узах «стратегического партнерства», связывающих Украину как с Россией, так и со Штатами. Но необходимо все-таки сознавать, что слухи о российском влиянии на политику США весьма преувеличены и Ельцину пока не удавалось принудить американцев отказаться от намеченных планов. Если бы Клинтон и согласился с какой-либо украинской программой президента РФ, то лишь в той мере, в какой это не противоречило его собственному представлению о ситуации.

Постараемся представить, какой видится ситуация с той стороны Атлантики. Еще в прошлом году Украина гордилась тем, что является одним из наиболее крупных получателей финансовой помощи США и международных финансовых институтов. Последние, поддерживая Украину, имели в виду две задачи. Первая - использование нашей страны в качестве геополитического «противовеса» России, вторая - содействие проведению в Украине рыночных преобразований.

Недаром в политико-политологических кругах поговаривали, что ни один украинский коммунист не возлагал таких ожиданий на избрание президентом России Геннадия Зюганова, как Президент Украины. Роль «противовеса» в этом случае возросла бы многократно, и финансовый поток, вероятно, стал бы шире и глубже. Однако победа Ельцина, а затем и стабилизация отношений России с Западом снизили геостратегический интерес к нашей стране.

Что касается реформ, то с этим в Украине особенно туго. «Курс реформ» есть, а реформ, в сущности, нет. В социальном плане наблюдается «шок без терапии». Понемногу заинтересованные лица стали обращать внимание на крайне невысокий КПД выделяемых Украине средств. Масла в огонь подлили многочисленные публикации о коррупции в среде украинского чиновничества, волной прошедшие в американских СМИ, в том числе в самых авторитетных изданиях «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост» и др. По привычке персонифицировать всяческие зловредные явления, «крестным отцом» беззаконий был провозглашен (может быть, не без оснований) премьер-министр Павел Лазаренко (так до декабря 1996 года внутриполитические катаклизмы «списывались» на одного Табачника). По сведениям из неофициальных, но весьма достоверных источников известно, что на Всемирном экономическом форуме в Давосе руководители ВБ и МВФ в беседах с Леонидом Кучмой настаивали на немедленной отставке премьера. Ответные действия украинского Президента, надо полагать, поначалу их удивили, а затем просто разочаровали. Вернувшись на Родину, Леонид Кучма провозгласил крестовый поход на коррупцию, беспощадно критиковал правительство - но премьер свой пост сохранил. Более того, в апреле его положение существенно укрепилось, а в отставку был отправлен любимец МВФ - «главный реформатор» вице-премьер Виктор Пинзеник.

Очень может быть, что именно тогда американцы осознали, что если Лазаренко и будет уволен, то, во-первых, - лишь тогда, когда это сочтет своевременным сам Президент Украины, а во-вторых, - по причинам, непосредственно не связанным с чистоплюйскими претензиями.

На невыполнение украинской стороной десятка из 41 условия МВФ, конечно, могли бы и дальше смотреть сквозь пальцы. Однако общее развитие ситуации вплотную поставило вопрос о реальной целесообразности зарубежной помощи. Впрочем, и сами эти условия, если посмотреть с американской точки зрения, не столь уж бессмысленны. Взять к примеру требование о 100% оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Действительно, от России такого надругательства над собственным населением никто не требует. Однако логика у капиталистов несколько иная, нежели у нас. Они считают. И получается, что Украинское государство просто не может реально компенсировать жилищным службам недостающие проценты. А российское - может. Нынешнее российское правительство смогло даже выплатить подчистую всю задолженность по пенсиям и пообещало погасить долги бюджетникам. И даже, кажется, всерьез намерено это сделать. Воистину, «богатому черт детей качает, а бедному и нянька не хочет». Но ведь по их, заокеанским, понятиям, дело не только в природных богатствах наших соседей, но и в том, что по пути реформ они продвинулись гораздо дальше. С тем же воровством, с той же коррупцией, - но продвинулись.

Возможно ли радикально изменить ситуацию в украинско-американских отношениях? Конечно, это будет непросто. Скверную репутацию легко приобрести, но трудно исправить. И назидательно-обвинительный тон в адрес МВФ, избранный Президентом Украины, - явно не лучший путь. Остается два варианта. Первый - от квазиреформаторских разговоров перейти к реальным реформам. Есть и второй путь - дождаться очередного охлаждения отношений Запада и России. Может быть, ждать придется и не очень долго, только неизвестно, не станет ли Украина очередной жертвой, когда они вновь помирятся.