UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАЛОЖНИКИ

На этой неделе ожидались парламентские слушания промежуточного отчета руководителя временной комиссии по проверке деятельности Национального банка Виктора Суслова...

Автор: Алла Ковтун

На этой неделе ожидались парламентские слушания промежуточного отчета руководителя временной комиссии по проверке деятельности Национального банка Виктора Суслова. Слушания перенесены на следующую неделю, но «комиссары» охотно рассказывают «о фактах незаконных операций НБУ», а то и вовсе «о злоупотреблениях в НБУ».

Разговоры эти, как многие помнят, начались осенью, после того, как в парламенте (якобы случайно) широкую огласку получило письмо для служебного пользования Службы безопасности Украины. А руководители ведомства, допустившие утечку информации, с детской непосредственностью обратились к депутатам с призывом о помощи: дескать, не финансисты мы, не знаем, правильно ли «копаем». Тогда же и была сформирована временная следственная комиссия ВР по расследованию деятельности НБУ.

Безусловно, Украине несказанно повезло, что она практически не интегрирована в международные финансовые рынки, иначе обвал валюты и бегство оставшихся денег в страны, где не проводятся публичные дискуссии по поводу действий центрального банка, приобрели бы необратимый характер. Банк должен оставаться цитаделью стабильности, даже если уходят в отставку президенты и правительства.

Ментальность нашей власти, воспитанная более чем семидесятилетней историей, такова, что не может жить без образа врага. Если не мировой империализм, так «бандеровцы», «москали», Звягильский, Лазаренко... Речь идет о продолжении списка..

Ведь должен же кто-то ответить за то, что жизнь того самого электората, о чьем благоденствии денно и нощно пекутся наши политики, ухудшается с каждым днем, за то, что пенсионеры по полгода не получают пенсий, а объем налоговых льгот едва ли не превышает все денежные поступления в казну.

Многие политики и неполитики сходятся на том, что проверка деятельности НБУ - политический заказ. Ведь, согласно Конституции, назначает и смещает главу НБУ лишь Президент, а Верховная Рада утверждает поданную кандидатуру или рекомендует Президенту принять то или иное решение.

Но в этой ситуации важно даже не это. Дело в том, что политическая кровь Виктора Ющенко выгодна большинству депутатских фракций и очень многим представителям властных структур. Как с Банковой, так и с Грушевского.

Одни опасаются, что вопреки многочисленным заявлениям нынешний глава НБУ все же согласится стать кандидатом в президенты. А поскольку Виктор Ющенко личность харизматическая, да еще публичная - может спутать все политические пасьянсы.

Кроме того, нужно накануне выборов «подкормить голодный электорат», для чего необходимы деньги, пускай за счет печатного станка, который нынешняя команда НБУ включает на основе каких-то расчетов, да еще будто в насмешку пересыпая объяснения упоминаниями о мультипликаторах и тому подобных премудростях.

Другие просчитали, что на обезглавленный Нацбанк можно провести «свою кандидатуру» или, по крайней мере, что после публичных разбирательств руководитель банка будет более сговорчивым и поможет получить дешевые кредиты.

Еще кто-то питает надежду занять освободившееся кресло руководителя НБУ.

Более отдаленные результаты разбирательств - дестабилизация денежной системы, которая неизбежно произойдет после всех разборок, невыгодна лишь населению, которое не успеет обрадоваться полученной зарплате. Народным избранникам останется одно - повторить модную ныне в депутатском корпусе фразу, что «из этой страны ничего хорошего не получится». После чего одни запьют, а другие воспользуются припасенным заранее панамским или российским паспортом.

Границы компромисса

У Виктора Ющенко имидж патриота и профессионала, который умеет регулировать финансовый рынок, не допуская явных перекосов в ту или иную сторону. Даже недоброжелатели вынуждены были признать, что во многом благодаря действиям НБУ украинская финансовая и банковская системы уцелели во время прошлогоднего осеннего кризиса. В России при наличии собственных энергоносителей и нефтедолларов пало 700 банков. Правда, банкиры порой считают Ющенко в большей степени политиком, а политики - едва ли не скучным бухгалтером. Но, видимо, нынешний глава НБУ научился дозировать оба качества именно в правильных пропорциях и находить компромисс с разными политическими силами.

Возможно, это и позволило самому молодому главному банкиру возглавлять финансовую систему почти семь лет. Другим залогом его долголетия стала норма, согласно которой глава НБУ избирается сроком на четыре года и может быть смещен лишь за серьезные проступки. И еще на этой должности его по-отечески опекал Вадим Гетьман, известный финансист и депутат, погибший ровно год назад. Можно сказать, с этого момента и началась черная полоса в жизни Виктора Ющенко.

По мнению депутата Виктора Жердицкого, и в этом сходятся многие, главная цель, ради которой Ющенко мог идти на компромиссы, - стабильность национальной валюты и сохранение финансовой системы Украины. По сути он стал заложником гривни, поскольку удерживать ее на плаву - задача чрезвычайно амбициозная, если помнить о неработающих предприятиях, убыточном сельском хозяйстве, которое кроме того попало в кабалу к посредникам и бензиновым королям. И при всем этом дефицит бюджета парламентом определялся на уровне 3-6% (фактические расходы зачастую были еще выше).

Теперь следственная комиссия инкриминирует команде НБУ перечень из многих пунктов. От «неправильно» проведенной денежной реформы, в процессе которой не отсечен теневой капитал, до нескромности при строительстве спортивного комплекса на Троещине...

Главных же претензий три.

Наличие в балансе НБУ 13 миллиардов гривен очевидно эмиссионных средств, выпущенных в предыдущие годы, когда НБУ кредитовал правительство напрямую, не через механизм ОВГЗ.

Рисковые и малодоходные операции с валютными резервами страны, в частности размещение в оффшорном банке на Кипре Credi First Boston (Cipprus) 100 млн. из валютных резервов под 6 % годовых. Сюда же относится размещение в российском Национальном резервном банке (НРБ ) депозита из тех же валютных запасов под 9% годовых под залог так называемых «газпромовок». То есть фактически из своих резервов погашена часть долга правительства за потребленный Украиной газ.

Справка. В 1995 году Минфин эмитировал облигаций в качестве обязательства Украины по оплате за потребленный в 1994 году газ и с целью оптимизации расходов за газ в 1995 году. Общий объем эмиссии - $1.400 млрд. Срок погашения облигаций - 2002-2005 год. Предусматривалось, что эти облигации могут быть использованы для приватизации привлекательных объектов. В частности, в этой связи назывался нефтеперерабатывающий комплекс «Линос».

«Газпромовки» начали появляться то в одном, то в другом иностранном банке. По информации из некоторых источников, законностью эмиссии «газпромовок» занимается в данный момент Генеральная прокуратура.

Еще один камень на шею НБУ - выделение несколькими траншами банку «Украина» DM 175 млн. для выплат остарбайтерам после того, как возникли проблемы у «Градобанка». По этому поводу секретарь временной следственной комиссии Владимир Фиалковский заметил: «А при чем здесь государство и НБУ?».

Действительно, по большому счету в подобных ситуациях Центральный банк не должен замечать ни слез стариков-остарбайтеров, ни тем более проблем Президента или правительства с оплатой за энергоносители, с выплатами заработной платы или возвратом международных займов.

Это - не проблемы НБУ. Но это проблемы страны.

«Наверняка у нынешней команды НБУ были ошибки. Людей, способных решать задачи подобной сложности, не только в Украине, во всех странах очень немного, - сказал бывший председатель правления Первого Международного банка, а ныне народный депутат Игорь Юшко. - Если были злоупотребления - пускай с каждым фактом конкретно разбирается прокуратура, суд»...

Кстати, Закон о Нацбанке предыдущим составом парламента принят был лишь в первом чтении - неудивительно, что многие вопросы решались, как говорится, по наитию.

Претенденты

Любопытное совпадение, но руководитель временной следственной комиссии по НБУ Виктор Суслов тоже высказался против излишней публичности «разбора полетов». Но он, как и Виктор Ющенко, тоже оказался заложником следственной машины. Машина запущена на полный ход и уже диктует свои условия и правила игры. Не предоставить никакой информации нельзя - под сомнение будет поставлена деловая репутация. Оправдать тоже нельзя.

Надо сказать, что лучшей кандидатуры на должность руководителя этой комиссии «заказчики расследования деятельности НБУ» вряд ли могли сыскать. Бывший министр экономики и экс-председатель профильного комитета Верховной Рады по финансам и банковской деятельности Виктор Суслов на профессиональном уровне отслеживает все более-менее значимые события финансовой жизни.

Работоспособен до чрезмерности: комиссия проделала колоссальную работу, собрала сотни документов, объяснений, расчетов.

Настойчив в отстаивании своей точки зрения. А точка зрения на многие теоретические вопросы денежно-монетарной политики у него не совпадает со взглядами Виктора Ющенко. И наивно верит (или делает вид, что верит) в то, что Национальный банк действительно независим - от парламента, Президента и Минфина, поэтому должен отвечать за допущенные просчеты. Следуя этой логике, придется допустить, что Виктор Ющенко по собственной инициативе направлял резервы НБУ на погашение внешних долгов или кредитовал правительство.

Пикантность момента еще и в том, что вот уже года три, как Виктор Суслов считается претендентом на пост главы НБУ. Но это чисто моральный аспект чужой проблемы, если таковая имеется.

Хочется думать, что Виктор Суслов понимает, что в какой-то мере режиссеры события его используют - не потому ли его высказывания довольно осторожны.

Есть две версии развития событий. Первая. Уже весной после парламентских слушаний Виктор Ющенко будет вынужден оставить свой пост. В пользу версии свидетельствует высказывание вице-спикера Верховной Рады Виктора Медведчука о необходимости наказывать виновных, не уточнив, правда, кого именно...

Вторая версия - ближе к реальности - предполагает, что и в этот раз Виктора Ющенко не снимут, а лишь попьют кровь. Поскольку отрешение от должности может активизировать силы, которые подталкивают его к участию в президентской гонке. Поэтому увольнять будут к осени, когда исчезнет мнимая или реальная опасность выдвижения полуопального банкира в кандидаты в президенты.

На всякий случай в парламентских кулуарах охотно обсуждают шансы претендентов на пост руководителя Нацбанка. Лишь один Сергей Терехин - с присущей ему категоричностью отказался называть любые кандидатуры на должность главы НБУ: дескать, есть Виктор Ющенко, и едва ли не преступно прочить кого бы то ни было на живое место...

Другие без излишней щепетильности называют имена возможных претендентов. Это руководитель временной следственной комиссии Виктор Суслов, вице-премьер Сергей Тигипко, народный депутат и бывший председатель правления Первого украинского международного банка Игорь Юшко, председатель правления «Эксимбанка» Александр Сорокин. В качестве исполняющего обязанности рассматривается нынешний первый заместитель главы НБУ Владимир Стельмах.

Видимо, эти же кандидатуры сохранятся и до очередного этапа работы следственной комиссии. Однако, по мнению экспертов, наиболее возможен вариант, когда ни одна из кандидатур не наберет необходимого количества голосов вплоть до окончания президентских выборов. А тому, кто станет председателем после очередного волеизьявления народа, придется решать задачу - откуда брать 3 млрд. грн. на погашение внешних заимствований правительства, срок которого наступает почти сразу после президентских выборов.