29 марта турецкая пресса поведала об очередном греко-турецком инциденте. По данным ВВС Турции, один из турецких истребителей F-16, совершая тренировочный полет в нейтральном воздушном пространстве, подвергся облучению радаром греческой ПВО. В результате анализа происшедшего турецкие военные пришли к выводу, что это был радар ракетной части противовоздушной обороны греков на острове Лимнос. Когда летчик понял, что его самолет находится на греческом прицеле, он доложил об этом руководителю полетов и получил приказание немедленно возвратиться на базу. Позже турецкая сторона направила в Афины предупреждение о том, что при повторении подобных случаев летчики будут получать приказание на уничтожение облучающих их противовоздушных комплексов. По мнению турецких источников, обе страны в этот момент находились на грани начала вооруженного конфликта.
На первый взгляд, ничего сверхъестественного в описанном инциденте нет. Отношения между Турцией и Грецией на протяжении последних десятилетий уже не раз достигали точки кипения. И чаще всего конфликты возникали из-за спорных вопросов принадлежности отдельных островов в Эгейском море. Однако последний случай заслуживает особого внимания, ибо он по времени совпал с началом беспрецедентной акции НАТО на Балканах. А отношение к этой акции у Турции и Греции, несмотря на членство обеих стран в альянсе, отнюдь не идентичное.
Анкара без возражений согласилась предоставить свои ВВС для проведения бомбардировок югославской территории. Мотивы турецкой стороны понятны - прежде всего - это стремление защитить своих братьев по вере из Косово. Турция уже объявила о своей готовности принять 20 тысяч косовских беженцев - наибольшее число из всех государств, согласившихся это сделать.
Однако следует иметь в виду, что турецкую сторону тревожит не только судьба беженцев. Турция также обеспокоена возможными негативными последствиями конфликта в случае его распространения на все Балканы.
По данным турецкой прессы, Анкару настораживает ситуация в Македонии, с которой она в свое время заключила соглашение о военном сотрудничестве. Стабильность в этой стране, расположенной в самом центре Балкан, имеет крайне важное значение для Турции. По мнению ряда западных аналитиков, если югославский конфликт распространится за пределы СРЮ, то первой страной на его пути будет Македония. Вот тогда-то потенциально взрывоопасные события на этнической почве в этой стране и могут стать толчком к возникновению очередного очага напряженности между Турцией и Грецией. Хрупкий этнический баланс, сохраняющийся сейчас в Македонии, неизбежно будет нарушен из-за притока в страну сотен тысяч косовских албанцев, спасающихся от этнических чисток в Косово. В то же время, значительная часть православных македонцев активно выступает против натовских бомбардировок, поддерживая своих сербских единоверцев. Достаточно искры и начнутся погромы лагерей беженцев, которых вынуждены будут защищать натовские военные. Понятно, на чьей стороне окажутся в этом противостоянии греки и турки.
Активному втягиванию Анкары в балканские события способствует и обострение проблемы этнических турок, проживающих на Балканах. Их общее число, по различным данным, достигает 60 тыс. Турецкие политики не могут оставаться равнодушными, когда оказавшиеся меж двух огней в Косово и не поддерживающие ни одну из сторон конфликта турки сегодня вынуждены покидать насиженные места и спасаться опять же на своей исторической родине.
Обеспокоена Турция и действиями России, в частности ее решением о направлении в Адриатику отряда военных кораблей Черноморского флота. По Конвенции Монтре Анкара не может препятствовать прохождению российских боевых судов через проливы, и ей остается только наблюдать рост военно-морской активности России по мере разрастания конфликта. Диаметрально противоположные позиции Анкары и Москвы по косовскому вопросу, считают турецкие эксперты, могут привести к нарушению с трудом установленного между ними баланса не только на Кавказе и в Средней Азии, где Турция после распада бывшего Союза имеет большое политическое влияние, но и в Восточном Средиземноморье, где Россия выступает традиционным союзником Греции. Анкара еще не забыла упорное желание Москвы поставить ЗРК С-300 на Кипр, турки также не в восторге от размещения этого комплекса греками на острове Крит (что для Турции имеет по сути такое же значение).
Совсем другое отношение к происходящим на Балканах событиям демонстрирует Греция. Несмотря на то, что руководству альянса удалось добиться согласия Афин на силовые действия НАТО, греческое руководство продолжает заявлять, что оно выступает за политическое решение косовской проблемы.
МИД Греции, изначально поддерживавший силовую акцию против Югославии, в конце прошлой недели выразил свое неодобрение операции альянса. Возражая президенту США Б. Клинтону, который в числе аргументов, оправдывающих ракетные удары по Югославии, утверждал, что кризис в Косово может обострить отношения между Грецией и Турцией, афинские власти подчеркнули, что Греция является фактором стабильности на Балканах.
Такой же позиции придерживается и премьер-министр Греции Константинос Симитис. Выступая на этой неделе с телеобращением к греческому народу, он заявил, что продолжающееся использование военной силы не может привести к окончательному урегулированию, поэтому Греция постоянно призывает к рассмотрению возможностей нового мирного диалога. Говоря об инициативах Греции, премьер отметил, что Афины должны предпринимать действия в сотрудничестве с другими странами-членами НАТО и в контакте с сербами. Не разделяя взгляда представителей оппозиции, призывающих к полному отказу от участия Афин в операции альянса, он заявил, что в этом случае единственное, чего Греция добьется, так это изоляции от всех заинтересованных сторон.
Изменение позиции Греции довелось прочувствовать и заместителю госсекретаря США Строубу Тэлботту, который на днях посетил греческую столицу с целью обсуждения косовского конфликта с местными лидерами. После переговоров глава греческого МИДа Георгиос Папандреу заявил, что Греция и США придают большое значение двусторонним отношениям, однако стороны не пришли к общему мнению по урегулированию вопроса Косово. Греческая сторона отказалась направить военный контингент для участия в наземной операции НАТО против СРЮ, пообещав взамен этого принять участие в гуманитарной акции, в том числе по защите беженцев.
Такая позиция Греции стала ко всему камнем преткновения в подготовке к проведению сухопутной операции НАТО в Югославии. По сообщению британской газеты «Гардиан», США продолжают оказывать на Грецию давление с целью добиться согласия на широкую наземную операцию. Газета сообщила, что военное командование НАТО разрабатывает план вторжения из Македонии в Югославию 50-тысячного корпуса в южные районы Косово. Особо важной для этой операции является автомобильная дорога из греческого города Салоники в столицу Македонии - Скопье. Она является единственной наземной магистралью, по которой НАТО может перебросить свои силы к югославской границе в районе Косово. Однако, по данным газеты, Греция отказалась дать согласие на использование этой дороги для переброски корпуса НАТО.
Понятно, что такая особая позиция Греции по отношению к действиям альянса весьма на руку Анкаре, которая с удовлетворением напомнит и Брюсселю и США - кто на самом деле является верным идеалам НАТО, а кто лишь прикрывается красивыми лозунгами об этом. Вполне возможно, что турки напомнят свежий скандал с намерением передать Афинами Москве натовских навигационных кодов взамен на получение российской аппаратуры подавления радаров стандартов альянса для использования ее против турецких ВВС. Этим Анкара еще более усилит зарождающиеся сомнения относительно преданности Греции идеалам НАТО.
Не случайным можно считать и недавний официальный призыв Турции к ООН включить Грецию в список государств, поддерживающих терроризм. Соответствующую жалобу на соседнюю страну и партнера по НАТО Анкара посредством своего официального представителя Мурата Сунгара передала в женевскую комиссию ООН по правам человека. В своем обращении турецкий дипломат привел факты поддержки Афинами объявленной в Турции вне закона Курдской рабочей партии, что, по его словам, полностью противоречит подписанной Афинами Европейской конвенции о борьбе с терроризмом. Сунгар также заявил, что позиция Греции в вопросе КРП идет вразрез с ее членством в ООН, ЕС, Евросовете, НАТО и ОБСЕ.
Так что в тени силовой акции НАТО на Балканах возможно зарождается наиболее серьезный раскол среди членов блока за всю его историю. Турция при этом использует возможность за счет позиции Греции набрать дополнительные очки в глазах Запада, в то время как Россия будет использовать эту позицию для того, чтобы попытаться «отколоть» наиболее неустойчивого в нынешней ситуации члена альянса. В случае успеха этой попытки под вопросом окажется не только авторитет НАТО, но и дальнейшая судьба этой организации. Последствия происходящих сегодня событий на Балканах поистине являются непредсказуемыми.