UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАКАВКАЗСКАЯ НЕФТЬ — БОМБА ПОД СНГ

Вы помните, когда был последний саммит глав государств - членов СНГ? А какие на нем были приняты решения?..

Автор: Михаил Соколовский

Вы помните, когда был последний саммит глав государств - членов СНГ? А какие на нем были приняты решения? Наверняка большинство читателей затруднятся дать положительные ответы на эти вопросы. Сама аббревиатура «СНГ» стала встречаться в средствах информации все реже, а новая встреча лидеров стран, составлявших когда-то «единый и могучий», столько раз откладывалась, что уже и не верится, что 28 марта они снова съедутся в гости к самому из них «эсэнгэшному». Впрочем, бесконечный перенос очередной «этапной» встречи в Москве особой озабоченности среди политической элиты постсоветских стран не вызвал. Похоже, она согласилась бы, чтобы ее вообще не произошло. А тем временем, пользуясь замешательством в окружении главного собирателя «земель русских», топчущих друг друга в надежде занять его место в случае «если вдруг...», наиболее независимые из них начали разыгрывать свою карту с целью разорвать порочный круг и выскользнуть из-под пяты «старшего брата» навсегда.

Для лидеров некоторых из этих государств такая попытка была связана с их личными амбициями, для других - экономической целесообразностью, а третьи просто разочаровались в покровителе, который таковым является только на словах. В общем все началось с закавказского турне генерального секретаря НАТО Хавьера Соланы по Закавказью. Глава политической структуры НАТО вторгнулся на территорию зоны стратегических интересов России! Если Азербайджан ему могли простить, то Грузию, православную Грузию, вечного союзника России, - никогда.

И здесь новая неожиданность - визит Шеварднадзе в Украину. Пусть бы себе ездил, подписывал что-нибудь о продаже вина и мандаринов и покупке сахара, а он со своим украинским визави договорился о создании евразийского транспортного коридора. А тот ему с намеком пограничный катер подарил. Осталось вроде бы немного - построить терминал в Одессе да и нефтепровод от Баку до Поти протянуть.

Запахло нефтью. В России не ошиблись - их хотят обойти на повороте. На том самом, в районе Чечни и Дагестана , где нефтепровод можно строить на север, а можно - на юг. Не успели в Москве отойти от киевской встречи, как неделей позже Шеварднадзе поехал в Баку. Во время этого визита грузинский президент тоже мало говорил о мандаринах и вине, а заявил, что он и азербайджанский президент Гейдар Алиев подписали декларацию, которая провозглашает начало стратегического партнерства между двумя странами. Но стратегически сотрудничать без последствий можно только с одной страной в СНГ - самой великой. Сам смысл такого партнерства был для Москвы еще более неприятным, чем просто его факт. Лидеры Грузии и Азербайджана заявили, что Баку и Тбилиси надеются, что сотрудничество поможет им организовать транспортировку нефти из Азербайджана в Турцию (а после создания необходимой инфраструктуры - и в Украину) через Грузию. Президенты уверены, что это дало бы важную экономическую выгоду обеим странам: Азербайджану деньги от продажи нефти, а Грузии - от транзита.

Стремительное развитие отношений Украины с Грузией, а также решение последней об установлении стратегического партнёрства с Азербайджаном, проливают свет на важную тенденцию в Содружестве независимых государств. Она заключается в расширении двусторонних связей, которые могут увеличить степень свободы каждой из стран. (Кстати, в Украине об этом не уставали повторять уже несколько лет, выходит, среди бывших советских республик есть очень внимательные слушатели.)

Однако политические последствия такого сотрудничества, возможно, будут иметь ещё большее значение. Новый путь экспорта азербайджанской нефти, безусловно, ослабит влияние Москвы в закавказском регионе и позволит этим странам проводить более гибкую внешнюю и внутреннюю политику.

Что же касается внутреннего аспекта, то запланированный проект в случае его реализации принесёт каждой из стран значительную прибыль. Их взаимное обогащение усилит стабильность нынешних правительств и ослабит российские рычаги.

Во внешней политике и Грузия, и Азербайджан вследствие реализации проекта также в значительной мере улучшили бы свое положение, получив возможность проводить политику, которая бы соединяла их с внешним миром, а не только со странами СНД.

Конечно же, слишком многое поставлено на карту и против совместного решения Тбилиси и Баку организовать экспорт нефти по новому пути, вероятно, выступит Москва - и, не исключено, заблокирует его.

На протяжении последних трёх месяцев в московской прессе появилась масса статей, в которых осуждались грузинские и азербайджанские попытки усилить взаимное сотрудничество, а также сотрудничество каждой из этих стран с Украиной и Турцией.

И практически во всех этих статьях авторы доказывали, что такое сотрудничество направлено прежде всего и в большей степени против России и возглавляемого Россией СНД.

И теперь, когда в Москве появились сообщения, что на будущем саммите глав СНГ как минимум одна из стран - нынешних членов Содружества вскоре может принять решение покинуть этот альянс, лавина критики и компроматов лишь усилится.

Однако Москва способна на нечто большее, чем потоки проклятий относительно сооружения трубопровода через территорию Грузии.

Во-первых, она может ударить по азербайджано-грузинским планам своим козырем, открыв российскую нефтяную линию в течение ближайших двух лет - то есть ещё до того, как заработает нефтепровод через Грузию. Не случайно на прошлой неделе в российской прессе несколько раз промелькнуло сообщение о форсировании строительства нефтепровода до Новороссийска и скором вводе его в строй. С другой стороны, нельзя исключать того, что в самом Баку, возможно, существуют силы, надеющиеся направить Москву в этом направлении, жертвуя интересами грузин, но получая свою выгоду, избежав трений с могущественным соседом.

Во-вторых, Москва способна обострить или даже инициировать этнические конфликты в этих двух странах по маршруту запланированного нефтепровода. И она уже даже кое-что сделала - речь идёт о движении лезгин в Азербайджане и определённую активизацию аджарцев в Грузии - благо и те, и другие народы можно считать в определенной степени ущемленными, и, исходя из их эмоциональной ментальности, искрой для дестабилизации обстановки в регионе может стать любая бытовая ссора. А запланированный нефтепровод «по стечению обстоятельств» будет проходить как раз по территории, заселённой этими этническими группами.

И в-третьих, российское руководство может воспользоваться присутствием своих войск в Грузии и Армении для оказания нажима на Тбилиси и посредством Армении (через Нагорный Карабах) - на Азербайджан с требованием блокировать реализацию проекта. Впрочем, этот вариант является наименее вероятным.

Выходит, сделанное Шеварднадзе в Баку заявление о том, что Грузия способна «гарантировать» безопасность нефтепровода на своей территории, со временем может оказаться слишком самоуверенным.

Но даже если все эти предположения верны, усилия двух стран, направленные на налаживание взаимного сотрудничества, ведут к укреплению независимости каждой из них, даже если они и недооценивают российское влияние в своем регионе.

А парламент Азербайджана, между тем, в последнюю неделю февраля взял да и ратифицировал контракт о разведке и последующей разработке перспективных структур «Дан Улдузу» и «Ашрафи» в азербайджанском секторе Каспия в 60 километрах к юго-востоку от Баку. По предварительным данным, их недра содержат не менее 150 млн. тонн нефти. Само же соглашение было подписано в декабре прошлого года государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и международным консорциумом , куда входят две американские компании «Амоко» и «Юнокал», японская корпорация «Иточу» и саудовская компания «Дельта» (никого от России, как видите, нет). Сами азербайджанцы оценивают контракт как судьбоносный для своей страны, рассчитывая дополнительно привлечь в нее почти 2 млрд. долларов США, доведя общую сумму зарубежных инвестиций в ее нефтяную промышленность до 18 млрд. долларов. Официально было объявлено, что эти средства будут использованы для модернизации топливно-энергетического комплекса страны, другими словами, нефтепровод до Грузии будет за что строить.

Между прочим, о Каспийском море. До этих пор только Россия отказывается определить для каждой из стран исключительную экономическую зону, предлагая все разработки его шельфа вести совместно. Желающих действовать таким образом находится немного. Вот и во время своего визита в Казахстан в последние дни февраля президент Туркменистана Сапармурат Ниязов договаривался с Нурсултаном Назарбаевым о необходимости разграничить экономические зоны на Каспии и о сотрудничестве в области нефтедобычи. И здесь позиция Москвы учтена не была.

Наконец, на прошлой неделе первый заместитель председателя Госкомитета Украины по нефти и газу Владимир Лопатин заявил Интерфаксу, что Украина разработала путь транспортировки казахской и азербайджанской нефти через Грузию и Украину к балтийским портам Германии, Польши и Литвы как альтернативу двум другим путям через российскую территорию. По словам Лопатина, нефтепровод будет начинаться с казахского месторождения Тенгиз, проходить через Баку, грузинскую Супсу, украинский порт Южный, приграничные Броды и Адамову Заставу в Польше до портов Росток, Гданьск и Вентспилс. Украинский проект является более выигрышным по сравнению с российским за счет того, что последний предусматривает транспортировку азербайджанской и казахской нефти по нефтепроводу «Дружба», что предусматривает смешивание ее с российской. Это значительно снизит качество закавказской нефти из-за того, что российская имеет на 1,8% больше примесей серы. Стоимость украинской части проекта составляет 1,3 млрд. долларов, столько же будет стоить и строительство нефтепровода из Баку до Супсы. Согласно расчетам украинских экспертов, транспортировка одной тонны нефти из Казахстана в Северную Европу будет стоить 33-37 долл., а из Азербайджана - 25-29 долл. - цена довольно привлекательная для западноевропейских стран.

В общем, смысл происходящего заключается в том, что каждый раз, когда две или несколько стран СНГ принимают решение о более активном сотрудничестве между собой, а не с остальными странами Содружества, то это снижает значение СНГ не только для них, но и для всех остальных стран-членов. Нефть же как полезное ископаемое, дающее самую быструю и самую большую прибыль, является тем катализатором, который может поставить крест на эффективном функционировании СНГ как политической структуры, оставив ему чисто символическую роль вроде Британского содружества. Американский политолог Пол Гоубл очень метко сравнил будущие нефтепроводы в обход России теми нитями, потянув за кончик которых, можно распустить СНГ, как старый свитер.

Поэтому договоренности о сотрудничестве, подписанные и в Киеве, и в Баку, могут оказаться стратегическими не столько с точки зрения изложенных в них намерений, сколько из-за своей символичности - даже если ни одна капля азербайджанской нефти не потечёт в ближайшее время по грузинской и украинской землям.