UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАЧЕМ ВАМ ВСЕ ЭТО, МАЭСТРО

14 марта в политическом спектре Латвии высветилась 41-я партия, нареченная Новой партией. Она называет себя левоцентристской и включает, в основном, малоизвестных людей...

Автор: Владимир Строй

14 марта в политическом спектре Латвии высветилась 41-я партия, нареченная Новой партией. Она называет себя левоцентристской и включает, в основном, малоизвестных людей. И все же, в преддверии предстоящих в октябре парламентских выборов ее появление вызвало резонанс в обществе. Как водится, получила Новая партия и порцию компромата.

Предлагаем вниманию читателей беседу журналиста Владимира Строя с председателем партии Раймондом Паулсом.

- Раймонда Паулса в Украине знают как композитора, пианиста. Самые информированные помнят вашу деятельность в Верховном Совете и на посту министра культуры Латвии. Неожиданностью стало возвращение в большую политику. Почему вы решили «брать власть»? Как известно, ваш друг и соавтор в создании песен, поэт и «крестный отец» Народного фронта Латвии, недавний посол в России Янис Петерс так же, как народный поэт, председатель фонда культуры, бывший депутат парламента Имант Зиедонис, полностью отошли от политики.

- Я уверен, что должна была прийти новая политическая сила. Я не верю тем, кто у власти. Мне надоело каждое утро открывать газету и не находить ничего, кроме сообщений о финансовых махинациях и криминальных сводок. Страна буксует на месте, парламент не помогает развитию, а тормозит все пустыми разговорами, какими-то мелкими интригами, суетой. Но зато происходит открытое распределение среди «своих» очень выгодных постов в советах крупных предприятий, и это больше всего раздражает людей.

Подумать о безработных некому. Общество расколото, между властью и населением - пропасть все глубже. Не вы первый спрашиваете: «Зачем тебе все это надо? Лучше бы музицировал в «Мэдисон-сквэр гарден» или в Москве».

Всю творческую жизнь я параллельно с музыкой занимаюсь и организационными делами, это у меня в крови. Когда я вижу, что дела идут под откос, меня внутри будто кто-то дергает и я не могу не вмешаться.

Утратить последнюю веру нельзя. Не такой у меня характер. Пока я здоров, буду что-то делать. Иногда и от нескольких людей многое зависит.

- Должно же быть звено, за которое можно вытянуть всю цепь. Гегемон - рабочий класс не справился, национальная идея не работает, ставка за Запад не проходит… Возможно, интеллигенция должна бы стать теми дрожжами, которые поднимут общество? Ваше решение - шаг одинокого волка-интеллигента или за вами стоят единомышленники - цвет культуры Латвии?

- Я всегда пробивался сам и сам все делал. Мне досадно, когда говорят, что, мол, надо было сначала устроить встречи с интеллигенцией, с артистами…

Я очень долго думал: а с кем встречаться? С кем? Они хорошие профессионалы, но не каждый профессионал может здесь давать советы. Потому, что эта политика, она же из тебя последнюю кровь высосет!

- Существует Объединение латвийской интеллигенции, которое утверждает, что интеллигенцию отодвинули от власти. Готова ли она идти во власть?

- Не готова! Конечно, не готова! Апатия какая-то… Может быть, и правильно, потому что если у творческого человека есть хоть какие-то успехи…

- Полагаю, у маэстро Паулса есть немалые успехи. Почему же он опять в водовороте политики, а его коллеги благопристойно отошли в сторону?

- Возраст тоже сказывается. У меня критическая черта: либо я попытаюсь сейчас, либо такой возможности у меня не будет уже никогда.

- Но если старшее поколение порядочных людей отходит добровольно, а младшее озабочено собственной карьерой, то рвется «связь времен»?

- Так оно и есть! Но я думаю: все равно молодые приходят и придут. Только их надо поддерживать, а не бить по морде, сразу же, как только приходишь в политику. На одной из встреч, посвященных созданию партии, я впервые увидел так много молодых людей - врачей, юристов, промышленников. Они имеют очень разумные идеи, мыслят уже совсем по-другому, но в обществе их никто не знает.

- Почему вам для активной политики понадобилось создавать новую партию? Ведь существует весь спектр: от социалистов до радикал-националистов?

- Многие партии предлагали мне стать их «избирательным локомотивом». Я отказался. Выбрал тех, которые еще не испорчены. Считаю, что надо создавать что-то новое. Если мне не удастся привлечь молодых, способных людей, я уйду.

- И какова же реакция этих многих партий на ваше решение?

- На меня сейчас так налетают - ужас!.. Атаки со всех сторон. Я многим действую на нервы. Непонятно только - почему? Где я живу? Я считал - в демократической стране. Какое кому дело до моих политических симпатий? Почему я должен всем отвечать? Почему такая болезненная реакция на мое законное решение?

- Вам не кажется, что это просто страх конкуренции?

- Пусть они успокоятся! Мне же ничего не надо! Я не претендую на посты. Не собирался, как об этом болтали, и не собираюсь становиться президентом Латвии. Но ведь это факт, что дела идут не так, как надо. Миллионы денег пропадают без следа. Вот в Сейме ищут пропавшие в афере с «Латвэнерго» три миллиона лат. Это копейки по сравнению с тем, что действительно разворовано!

Судебная система, прокуратура абсолютно беспомощны…

Я недоволен многими процессами, которые здесь происходят, и уже не намерен наблюдать со стороны.

- На что же вы рассчитываете? Ведь парламент - слепок общества. И при самой демократической системе места в нем получат те партии, которые сегодня имеют высокий рейтинг и которые так болезненно реагируют на появление политического конкурента.

- Ну, до демократии нам очень далеко… Наших людей можно купить за бананы или дешевые подарки, как было на прошлых выборах. Люди вновь могут попасться на эту уловку. Это все очень реально… Я никаких иллюзий насчет предстоящих выборов не строю. И все-таки надо что-то делать, чтобы не пропустить к власти эту серость. Черт его знает, что это за люди!.. Я очень уважаю простых избирателей, сельских тружеников, пенсионеров. Но их можно упрекнуть за излишнюю доверчивость, за нежелание думать, анализировать.

- Какова же программа создаваемой партии? Вы обращаетесь ко всему народу или к какой-то его части?

- Пока мы обнародовали только недетализированную программу, раскроем ее незадолго до выборов, в августе. Но в программах таится опасность, что хорошие программы имеют все партии. Дело в том, насколько они потом выполняются и какой ценой!

Вот мы говорим о вступлении в НАТО… Конечно, в большой политике это надо, но никогда не буду выдвигать эту проблему на первое место. Меня больше интересует происходящее на окраине Латвии - в Даугавпилсе, чем в Брюсселе. Ведь провинция-то гибнет! Надо нормализовать все связи с Россией. Идиотское отношение: если ты дружишь с Россией, с Украиной - это плохо…

- И когда у тебя жена из Одессы - тоже плохо?

- Тоже плохо. Все плохо! Понимаете, провинционализм настолько низкого пошиба!.. Иногда стыдно смотреть на нас со стороны. Вот говорят: «образ Латвии за границей»… А что мы сделали для улучшения этого образа? Я молюсь, чтобы закончили реконструкцию Оперы. Скоро она начнет разрушаться…

Сколько чиновников в Латвии? Что они все делают? Сколько денег уходит на поддержку - чего?! И в то же время департаменты, занимавшиеся лесом и морем - основными ресурсами Латвии, - сокращены!..

- Господин Паулс, я преклоняюсь перед вашей решимостью. Казалось, за вашим решением стоит разветвленная организация, какая-то закулисная подготовка, а теперь вижу - вы как герой Джека Лондона.

Сегодня Паулс как символ Латвии…

- Ну, какой я там символ!

- Один из символов. А через год вы превратитесь в мишень для нападок…

- Для всех! Для всех!

Вот завтра у меня встреча с крестьянами Скрунды. Это будет дискуссия с членами другой создающейся партии. Думаю, они хотят меня уничтожить. И крестьяне начнут задавать вопросы о фермерстве, сбыте продукции, ценах на горючее… И мне нечего ответить.

Но у меня есть великолепный козырь: я делал свою работу честно и ни в каких махинациях не участвовал. Сам пострадал! Я вам ничего не обещал и не обещаю! Мне тоже трудно. Но если мы не займем другую позицию, в Сейм так и будут выбирать проходимцев. За это ли мы боролись?