UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ

Похоже, что именно так можно охарактеризовать блиц-турне в Украину, Россию и Грузию премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу и министра иностранных дел Ариэля Шарона...

Автор: Валентин Бадрак

Похоже, что именно так можно охарактеризовать блиц-турне в Украину, Россию и Грузию премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу и министра иностранных дел Ариэля Шарона. Хотя на самом деле зайцев, которых старался подстрелить господин Нетаниягу, даже в пределах одной только Украины было гораздо больше двух. И при этом, удивительно, израильский премьер был довольно откровенен и не отрицал, например, прямой связи между визитом и внеочередными выборами 17 мая.

Для многих наблюдателей существует также прямая связь между сверхкоротким визитом израильских лидеров в три страны бывшего Союза и недавним визитом министра обороны США Уильяма Коэна по восьми странам Ближнего Востока. Дело в том, что глава американского оборонного департамента всерьез занялся подготовкой проамериканской коалиции на Ближнем Востоке, опять таки не скрывая ее антииракской направленности. В связи с этим министр обороны сделал ряд впечатляющих обещаний, не обойдя вниманием и Израиль, намекнув, что США по-прежнему чувствуют ответственность за обеспечение безопасности этой страны. Несмотря на то, что последнее время имел место срыв соглашений Израиля с ООП, израильско-американские отношения продолжают прогрессировать. И сам Биньямин Нетаниягу подчеркнул во время встречи с американским министром, что высоко ценит тесное сотрудничество двух стран в военной и военно-технической сферах. Не исключается, что обещания США вышли за рамки предполагаемых местной прессой, и предложенный израильтянами российской стороне ряд крупных деловых проектов в обмен на замораживание любой технологической и научной помощи Тегерану как раз и является логическим продолжением переговоров между Израилем и США.

Кстати, в России уверены, что десять российских организаций, подозреваемых в передаче Ирану военных технологий, обязаны получением американских штрафных санкций именно активной работе в России израильской разведки «Моссад», а не американским спецслужбам, которые упорно отрицают свою причастность к сбору таких данных. Правда, сам Нетаниягу перед блиц-турне в интервью российским СМИ не подтвердил этого факта. Но также и не опроверг... Вопрос, являются ли попытки убедить российских лидеров прекратить снабжать Иран ракетными и ядерными технологиями штрихом к большой дружбе с Америкой, остается открытым. Очевидно, не стоит также комментировать и многообещающее заявление израильского министра Ариэля Шарона о том, что в ходе встреч на высшем уровне в России были достигнуты наилучшие результаты, «о которых трудно было даже и предполагать», в частности договоренность о создании совместной структуры, в компетенцию которой будет входить инспектирование оружия и грузов, переправляемых из России в Иран.

Возвращаясь к Украине, стоит отметить, что уровень проблем, решаемых тут высокими гостями из Израиля, был более локального характера, но, тем не менее, довольно важный для нашей страны. Несмотря на немалые возможности сотрудничества, товарооборот между Украиной и Израилем в прошлом году составил всего 174 млн. долл. Правда, был отмечен небольшой (на 39%) прирост товарооборота по сравнению с 1997 годом. Учитывая президентский курс на «экономизацию» внешней политики, неудивительно, что на коротких переговорах Нетаниягу с украинскими лидерами было больше экономики, чем политики. Израиль высказал готовность вложить инвестиции в незагруженные украинские предприятия и предоставить этим предприятиям свои технологии. Помимо этого, израильская сторона, по словам посла Украины в Израиле Дмитрия Маркова, готова принять участие в реализации «Харьковской инициативы», предусматривающей ряд экономических проектов по поддержке предприятий региона, с тем, чтобы компенсировать потери Украины вследствие отказа от участия в российско-иранском контракте по сооружению АЭС в Бушере. Однако, по-прежнему в сотрудничестве с этой страной больше остается нереализованных перспектив, хотя некоторые из них выглядят довольно соблазнительными для Украины.

Так, Израиль, имеющий чрезвычайно высокий технологический потенциал в оборонной сфере, может похвастаться еще и солидным лобби в регионе. Выступая в союзе с таким партнером, Украина могла бы открыть новые рынки для сбыта военной продукции. Приобретая американские вооружения в основном за их же деньги, Израиль ухитряется и успешно продавать свои. Но особенно силен Израиль в проведении модернизации боевой техники, что в условиях сужения мирового рынка оружия становится все более актуальным. Стоит лишь вспомнить важный для Украины турецкий рынок, куда она, правда небезуспешно, протискивается. В конце сентября прошлого года Турция и израильская фирма IAI («Іsrael Aircraft Іndustries Ltd») подписали контракт, согласно которому компания выполнит программу модернизации 48 легких истребителей Northrop F-5 для турецких ВВС на сумму в 70 млн. долларов. Модернизация выполняется консорциумом, в который, помимо фирмы IAI, войдут еще одна израильская компания Elbit Systems и сингапурская Singapore Aerospace. Еще до того израильтяне выиграли 700-миллионный контракт по модификации 54-х турецких истребителей американского производства F-4. Израильские компании реализуют соглашение по поставкам в Турцию радарных систем раннего предупреждения, а также по совместному с турками производству танков и боевых вертолетов. Более того, существует договоренность о проведении военно-воздушными силами двух государств совместных учений, а израильские пилоты получили возможность использовать турецкое воздушное пространство для тренировочных полетов и сбора разведывательной информации. Турецкая выгода от двустороннего военного сотрудничества на первый взгляд кажется более скромной, однако Анкара взамен получила нечто большее - поддержку еврейского лобби в Вашингтоне, благодаря которому Турции уже удалось разморозить сделку о поставках в страну двух фрегатов американского производства. Израилю, кроме того, удалось пробиться и на восточноевропейский рынок, где пока для Украины успех сомнителен. Так, в конце прошлого года правительство Хорватии заключило соглашение с Elbit Systems (Израиль) и Aerostar (Румыния) о проведении работ по модернизации 28 самолетов типа МиГ-21 до стандарта Lancer III. Стоимость этого контракта приблизительно 50 млн. долл.

Надо сказать, что во многих направлениях на рынке оружия Украина и Израиль являются конкурентами, а в 1996 г. Украина даже потеснила Израиль в списке лидеров, заняв, благодаря пакистанскому танковому контракту десятую строчку. Израиль же тогда довольствовался одиннадцатой позицией. Однако сегодня совместная работа двух стран действительно могла бы быть более полезной и прибыльной для обеих сторон.

Показательный штрих в этой области как раз и был сделан во время описываемого блиц-турне - стороны подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Напомним, что ранее Украина и Израиль уже подписали соглашение о неразглашении государственных секретов. По словам министра промышленной политики Украины Василия Гуреева, несмотря на то, что во время этого визита еще не обсуждались конкретные вопросы по ВТС, база для сотрудничества в этой области уже обеспечена. Кстати, посол Украины в Израиле Д. Марков сообщил, что министерство промышленной политики Украины уже передало предложения по конкретным проектам израильскому правительству. Украинский дипломат не исключает возможности участия израильской стороны в проекте по созданию военно-транспортного самолета Ан-70, будущее которого еще до конца не прояснено. Важно и то, что нынешняя встреча призвана активизировать сотрудничество между Израилем и Украиной в политической и экономической сферах после некоторого ослабления с 1996 года политических контактов между двумя странами.

Действительно, именно рынок вооружений в силу исторических причин может стать общей целью двух стран. Высокопоставленный представитель украинского ВПК (на условиях анонимности) сообщил автору, что в Украине прорабатываются варианты совместной модернизации многих систем вооружений, в частности боевых самолетов, радиолокационных станций, средств ПВО. При этом он отметил, что работа с израильскими оборонными фирмами не так проста, как может показаться на первый взгляд, поскольку украинская сторона почти всегда ставится в разряд минимального присутствия в предлагаемом проекте или контракте.

Был и неудачный опыт. И все же на Израиль как на партнера Украины на оружейном рынке возлагаются немалые надежды. В Украине вполне допускают возможность и совместного с Израилем выступления на турецком или другом танковом тендере. Если Украина сохраняет мировое лидерство в производстве бронетехники, то израильская начинка для нее, бесспорно, сделала бы украинские танки более привлекательными на рынке. Хотя министр В.Гуреев утверждает, что Украина и сама готова хорошо выступить на любом тендере по поставкам бронетехники, не вызывает сомнения, что с хорошо узнаваемым на рынке партнером шансов получить контракт гораздо больше. Правда, уже упоминавшийся анонимный собеседник от украинского оружейного бизнеса подчеркнул, что Украина не замыкается на сотрудничестве с каким-нибудь одним партнером, вопросы бронетанкового партнерства отрабатываются также с Францией, Германией и Великобританией, а любая монополизация рынка рассматривается как ущербная для Украины. Например, в этом месяце с французской стороной проведено уже третье межправительственное заседание по ВТС, где, кроме прочих, обсуждались и танковые вопросы. Говоря же о перспективном турецком тендере, предполагающем для победителя совместное производство около 1000 танков на турецкой территории, он отметил, что реальное решение Турции будет не ранее чем через несколько лет.

Интересно, что мнения представителей крупнейших израильских оборонных концернов тоже в пользу Украины. Например, директор отдела маркетинга для стран СНГ и Прибалтики концерна IAI (ежегодный оборот 2 млрд. долларов) Девид Лемперт считает, что Украина является одним из наиболее перспективных регионов для развития сотрудничества, а среди главных направлений сотрудничества с Украиной - ремонт и обслуживание летательных аппаратов, совместное создание продукции двойного назначения, в частности робототехники. По его мнению, «сочетание украинской точной механики с израильской электроникой может быть чрезвычайно эффективным». Удачными, по расчетам экспертов концерна, могут быть и совместные разработки беспилотных самолетов для управления дорожным движением - продукция двойного назначения, которая может эффективно использоваться для нужд министерства чрезвычайных ситуаций. Такой самолет способен находиться в воздухе до 50 часов, и если бы, например, такие самолеты были в Украине в момент чернобыльской катастрофы, можно было бы, не рискуя человеческим здоровьем, сделать необходимый мониторинг.

Другой израильский представитель, вице-президент департамента по развитию военно-промышленного концерна «Эльбит Системс» (Elbit Systems Ltd) Джекоб Гедот высказался за развитие долговременного сотрудничества с Украиной в сфере модернизации военной техники и производства новых типов электронных приборов. Он кстати отметил, что концерн успешно завершил совместную с Украиной реализацию одного контракта, касающегося авиационной сферы.

Контакты Израиля с Украиной облегчаются относительным отсутствием языкового барьера, а также тем, что обе страны принадлежат к одной научной школе. Немаловажный нюанс. Так что, может быть, три часа, проведенные в Киеве господином Нетаниягу, окажутся гораздо более весомыми для Украины, чем это может показаться на первый взгляд.