Бисексуальность моментально удваивает ваши шансы на свидание в субботу вечером.
Вуди Аллен
Празднование 850-летнего юбилея основания Москвы воочию подтвердило общеизвестное изречение о том, что победителей не судят. Даже те российские СМИ, которые мало контролируются московской городской властью и позволяли себе накануне критически оценивать праздник как «политическое шоу имени мэра Юрия Лужкова», после трех дней фейерверков, концертов и здравниц признали - действо своей цели достигло. А вместе с ним укрепил свои позиции и сделал очередной мощный задел на собственное политическое будущее общероссийского масштаба «человек в кожаной кепке» - мэр Москвы Юрий Лужков. Сейчас выбить его из политической элиты России по мотивам элементарной ревности (если вспомнить, как поступили с Александром Лебедем, то очевидно, что это любимое занятие федеральных вождей России во главе с Б.Ельциным), вряд ли кому удастся. Не поможет даже излюбленный компромат в виде обвинений в «продаже Родины» или личной финансово-материальной нечистоплотности. В первый день юбилея, 5 сентября, «Российская газета» поместила характерную статью «От шапки Мономаха до кепки Лужкова». Газета напомнила высказывание известного российского историка, который на вопрос «Чем занята страна?» односложно ответил: «Воруют…» По самым скромным подсчетам, высказанным вице-премьером России Олегом Сысуевым в беседе с главой администрации Президента Украины Евгением Кушнаревым, праздник обошелся Москве в 180 миллиардов рублей (больше 300 млн. долл.). Подсчеты действительно скромны, т. к. только капиталовложения в торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд» (пресловутый «кусочек Европы») на Манежной площади, презентованный Ельцину в дни юбилея, составили 350 млн. долл. Кое-что стоили возрожденный храм Христа Спасителя, другие красивые монстры-новостройки.
Однако упомянутая газета оправдывает всю эту строительно-праздничную гигантоманию историческими аналогиями с известными российскими казнокрадами-князьями: градоначальником Петербурга Алексашкой Меньшиковым и губернатором Сибири Гагариным, после казни которого выяснили, что он украл примерно два бюджета империи. Мол, как цари понимали, что все наворованное сановниками и вложенное в собственные российские поместья, замки и дворцы, так и «храм Христа Спасителя уже не переведешь на счет в Швейцарию». Короче, после юбилея Лужкову, похоже, простят многое.
Главный вопрос: надолго ли закроют глаза на усиление мощи московского мэра? И не придется ли украинским политикам в недалеком будущем иметь дело именно с ним как с руководителем «старшего брата»?
Сам Юрий Михайлович на последний вопрос в присутствии Бориса Николаевича ответил лично: мол, зачем мне покидать «такую систему, как Москва», мол, «москвичи меня не отпустят». Лукавость этого утверждения очевидна хотя бы потому, что в традиции постсоветских политиков - не спрашивать разрешения на свои действия у москвичей (петербуржцев, омичей, пермяков, киевлян, одесситов и т. д.). Жизнь политиков и народа протекает параллельно, пересекаясь разве что в дни выборов. И Москва, Россия - не исключение. А Украина - и подавно…
Так в чем же победа Ю.Лужкова и ее причины и следствия? О его дальнейшей «непотопляемости» уже сказано. Гораздо важнее то, почему она стала возможной и что продемонстрировала.
Во-первых, правильность политической тактики Ю.Лужкова. Она всегда была двойственна. С одной стороны, он всегда отстаивал свою политическую самобытность и независимость от федеральных властей. Мол, Россия - вам, а Москва - моя. Однако с другой стороны, споря и побеждая «молодых реформаторов» Кремля (Анатолия Чубайса - в вопросе приватизации, Олега Сысуева - в проведении коммунальной реформы), Ю.Лужков всегда демонстрировал личную преданность президенту Б.Ельцину. И если А.Чубайс, О.Сысуев, Б.Немцов на празднованиях не были замечены, то Б.Ельцин, а за ним и премьер В.Черномырдин улыбались в почетных президиумах вместе с мэром. Более того, задумывая юбилей Москвы как общероссийский праздник, Ю.Лужков дал и президенту очередную возможность продемонстрировать, что он - тоже москвич и уже преодолел «комплекс провинциала». 5 сентября в очередном радиообращении Б.Ельцин сказал: «На гербе Москвы - святой Георгий, символ победы. Они у нас были и будут общие. Судьбы Москвы и России неразрывны и в прошлом, и в будущем - навсегда». И заверил москвичей, «настоящих россиян», что «когда у Москвы есть такой хозяин, я за нее спокоен». Другими словами, мэр столицы получил «высочайшее соизволение». И если для Б.Ельцина - это продолжение и воплощение излюбленной тактики создания системы сдержек и противовесов в ближайшем окружении, то Ю.Лужков получил «добро» на осуществление собственной стратегии, ловко сыграв на тщеславии президента. И это самое главное. Это - во-вторых.
Стратегия Ю.Лужкова тоже, как минимум, двойственна. Мэр, проводя свою политику, слова плохого не сказал против реформ и реформирования. Но все дело в том, что проводил и проводит он это реформирование именно своими методами, всюду подчеркивая свое несогласие с федеральными реформаторами. По-своему приручая частный и иностранный капитал, Ю.Лужков строит свой капитализм с московским лицом, черты которого он хочет придать всей российской физиономии. И юбилей Москвы стал мощнейшей демонстрацией успехов именно такого капитализма, что особо впечатляет на фоне остальной нищающей России. Она-то, страна, как бы говорит Лужков, развивается но чубайсовско-немцовским капиталистическим сценариям, когда денег не хватает ни на что, а у меня - все хорошо.
Поклонники мэра приводят такой пример: сравнивают «мелочи» - культуру. Отличие Центральной музыкальной школы при консерватории им.Чайковского от школы им.Гнесиных в том, что первая - федеральная, а вторая - московская. И поэтому, мол, в Гнесинке и зарплата выше, и выплачивается она вовремя. И это правда. Но сдобренная огнями салюта, эта правда заставляет меркнуть последние успехи «федералов» по ликвидации общероссийской задолженности по зарплатам и пенсиям. Забывается тот факт, что в Москве сосредоточены 80% частного российского и великое множество иностранного капитала, а значит, стартовые возможности Ю.Лужкова изначально намного выше, чем у его коллег, к примеру, в Пскове или Смоленске. Не вспоминают и успехи «нелужковского» капитализма в Нижнем Новгороде, которым до недавнего времени руководил первый вице-премьер Борис Немцов. Кстати, если после разговора с Е.Кушнаревым бывший мэр Самары вице-премьер Олег Сысуев не очень скрывал провинциальной ревности к размаху московского праздника и его возможностей, то Б.Немцов был сдержаннее. Он сказал, что использование денег Москвы - это ее конституционное право, а все вложенное в московские реконструкции останется людям, москвичам и гостям. И как пример, привел собственное обновление Нижнего Новгорода к столетнему юбилею Нижегородской ярмарки. И Немцова понять можно. Победителей из провинции тоже не судят, но …забывают, когда перед глазами стоит столичное великолепие…
И если экономические разногласия Лужкова с «федералами» сложны и многосторонни и о них нужно говорить отдельно и много, то не менее важны и их разные политические представления о будущем России. Московский юбилей воочию показал, что Россия вновь вернулась к традиционному спору между «западниками» и «славянофилами». Прозападные симпатии «молодых реформаторов» - сегодня в России аксиома. А Ю.Лужков демонстрировал славянофильство, то есть особый русский путь «третьего Рима». Но наряду с оголтелым московским патриотизмом мэр на словах и на деле подчеркивал общероссийский характер юбилея столицы.
Кто только не произнес в эти дни, что Москва - это духовный центр России, объединитель и собиратель земель российских, город пяти морей и т. д. Образнее всего высказался замминистра национальностей и федерального развития Ким Цаголов: «Москва - это шампур, на который нанизаны российские земли». А затем последовал знаменитый «парад земель и народов российских». От известного памятника Пушкину, по Тверской, мимо Манежной площади, по Новому Арбату до Белого дома прошли 13 тысяч участников карнавала: все - в национальных костюмах регионов и субъектов федерации, чукчи на собаках, казаки и разноплеменные джигиты на конях. Скажу вам, это было зрелище!
А на Поклонной горе в эти дни была открыта мусульманская мечеть. А еще раньше там появились православный храм и синагога. Ю.Лужков заявил: «Чтобы почтить память представителей трех основных религий, защищавших Родину». Добавим: чтобы не так выпячивались три основных признака возрождаемой общенациональной идеи - православие, народность, государственность (или державность), Россия ведь не только православная. И сделано это было, согласитесь, умно. Есть чему поучиться Украине, где даже православные машут друг на друга крестами, а власть крестит левой рукой припрятанные партбилеты «с любимым профилем»…
И наконец о том, зачем это нужно Ю.Лужкову, под которым и так хорошо работает «московская система». Он в очередной раз продемонстрировал свои претензии на роль общероссийского политика. Пределы этих претензий попыталась вяло ограничить «Независимая газета», когда написала: «Будет обидно, если мэр не использует свой исторический шанс и разменяет общенациональную идею на банальную борьбу за президентское кресло». А «молодые реформаторы» пошли еще дальше: в новом бюджете России они лишили Москву бюджетного финансирования, надлежащего ей как столице. Мол, и так все хапает себе. Лужков заявил, что это «худший подарок к 850-летию» и добавил той же «НГ»: «Я не могу восемь часов в сутки быть градоначальником, три часа - гражданином, а час - послушным исполнителем воли федеральных чиновников». И еще: «Отмечая юбилей столицы, Россия заявляет: мы уверены, что построим лучшую жизнь». Естественно, что по его, лужковскому, сценарию.
На фоне заявления Б.Ельцина об отказе баллотироваться в президенты, что может быть красноречивее. 2000 год - не за горами. И если Б.Ельцин уже заявлял, что хотел бы видеть своим преемником Б.Немцова (помните, «рост подходящий» и т. д.), то Ю.Лужкову к этому прислушиваться незачем. Контуры участников «забега 2000» уже, похоже, вырисовываются…
А что же делала в эти дни в Москве украинская делегация? Ее глава Е.Кушнарев сказал: «Я искал в Москве прагматичных людей, способных воспринимать независимую Украину и экономически с ней сотрудничать. Таких людей я нашел». Напомним, он встречался с российским коллегой Валентином Юмашевым и с двумя вице-премьерами из «молодых». С Ю.Лужковым обнимался глава горадминистрации Киева Александр Омельченко.
И хотя на постсоветском пространстве понятие «прагматичный политик» стоит в одном синонимическом ряду с Бабой Ягой, российским демократом, украинским интеллектуалом, молдавским джентльменом, евреем-колхозником, то есть, персонажами почти сказочными, прагматиков в Москве все же найти можно. Учитывая внутренние, межгосударственные и геополитические реалии (взаимную нужность и давление Запада), смогли же в 1995 году Евгений Марчук и Олег Сосковец договориться о реструктуризации украинского долга России. Оба, правда, потом «слетели», но это неважно. На этот же раз тоже все вроде бы были «охвачены». Однако, на мой взгляд, неравнозначно. Помнить нужно, что в юбилей Лужков повторил тезис о российском статусе Севастополя и является «завшампуром», на который все «нанизывается». И 2000 год, повторяю, близко…
И шансы у Лужкова стать «главным» не только в Москве имеются серьезные. Он известен всей России. Ему остается только окончательно преодолеть свою политическую провинциальность - мэрство в Москве - и выбиться на федеральную орбиту, не оставляя, естественно, московские кресло и капиталы. Лужков - уже член Совета Федерации, российского сената. Но не руководитель его, а общероссийское руководящее кресло необходимо. Но оно занято в сенате Егором Строевым, и авторитет его довольно высок.
Но в немцовском окружении уверены, что Лужков может преодолеть и эту преграду, если в следующем году, например, Строев пролетит либо на выборах в родной Орловщине, либо на выборах председателя. А тут как раз - и Лужков имеется. У него достаточно высокий рейтинг среди местных руководителей. Чего стоит только лужковская помощь, приведшая к победе его ставленников на выборах мэров Санкт-Петербурга и Калининграда. Или эмоциональная защита приморского губернатора Евгения Ноздратенко, которого «не дал в обиду» центру именно Совет Федерации с подачи Лужкова и екатеринбургского Эдуарда Росселя. Тенденция востребования «хозяев», а не политиков, в России сильна. И может так получиться, что не Немцов будет всех пересаживать на «Волги», а Лужков переодевать в кепки. В Киеве привыкли ходить в шапках либо в шляпах. Европа?!