UA / RU
Поддержать ZN.ua

Юбер Ведрин: «ВРЕМЯ РАССТАВЛЯТЬ НОВЫЕ АКЦЕНТЫ»

Иногда складывается впечатление, что отношения между независимой Украиной и Францией начали свою новую историю в один из понедельников...

Автор: Юлия Мостовая

Иногда складывается впечатление, что отношения между независимой Украиной и Францией начали свою новую историю в один из понедельников. Уходящие в глубь веков, этапы отношений между нашими странами, хоть и были богаты находками, но в нынешних условиях они оказались малоэффективными. По крайней мере, на политическом, да и на экономическом уровнях это особенно не сказалось. Судите сами: за семь лет независимости Украины ни один из французских президентов так ни разу и не посетил нашу страну. Министры иностранных дел также не были частыми гостями: после посещения Киева господином Дюма в 1992 году в дипломатических отношениях был не то, чтобы перерыв, но гости к нам ездить перестали. Правда, на будущей неделе ожидался с рабочим визитом в Киеве Юбер Ведрин - сравнительно недавно назначенный министр иностранных дел Франции. Но, опять же, судьбе было угодно распорядиться так, что визит, уже во всех моментах согласованный и расписанный, оказался отложенным. На этот раз причиной оказалась экстренная конференция, которую 12 июня в Лондоне проводят страны «Большой семерки» вместе с Россией. Тема высокого собрания актуальна как никогда: реакция на испытания ядерного оружия Индией и Пакистаном. По поводу судьбы несостоявшегося визита есть два мнения. «Он отложен» - такой точки зрения придерживается французская сторона. Украинские дипломаты вполне допускают, что весьма плотный график французского министра и традиционные для Франции дипломатические августовские каникулы не позволят господину Ведрину посетить Киев самостоятельно, поэтому он это сделает вместе с президентом Жаком Шираком, чей визит намечен на сентябрь.

Можно только выразить сожаление в связи с тем, что по уважительным причинам переговоры, намеченные в Киеве, не состоятся. Ведь в последнее время в украино-французских отношениях наметилось некоторое оттаивание. Есть оно как в политической сфере, так и в экономической. В политике на оттепель можно было бы рассчитывать хотя бы потому, что пост посла Украины во Франции занял опытный дипломат Анатолий Зленко, которому, кстати, на этой неделе исполнилось шестьдесят. Анатолий Максимович остался верен себе и развил в Париже столь активную деятельность, что если вы, пребывая в этом городе, заметите украинский флаг на Эйфелевой башне, не удивляйтесь...

Что же касается экономики, в которой в двусторонних отношениях наиболее обиженной стороной всегда выступала Франция, то и в ней наметились некоторые потепления. Несмотря на то, что французские инвестиции составили за все время лишь 14,1 миллиона долларов, в Украине функционируют 72 совместных предприятия с участием французского капитала и еще 17 - с чисто французскими деньгами. Но большие фирмы в Украину еще не пришли. Вернее, они пытаются это делать, а многие из них пытаются это сделать давно. Но, как известно, в нашей стране серьезное лобби в решающих кругах имеют только Россия и Штаты. Германии, Франции и другим европейским странам на рынок отсутствующих инвестиций пробиваться сложно. Впрочем, вопреки всем трудностям, товарооборот между двумя нашими странами растет и, в сравнении с 1996 годом, в прошлом вырос на 121% составив 408,8 миллиона долларов, при этом у Украины 222 миллиона отрицательного сальдо.

Надо полагать, что сентябрьский визит Жака Ширака сможет кое-что сдвинуть не только в политическом, но и в экономическом направлении. Кстати, к моменту визита для подписания готовятся такие документы как соглашение о правовом сотрудничестве, о сотрудничестве в области ядерной безопасности и взаимодействии между МИДами обеих стран. Французский министр иностранных дел Юбер Ведрин вместе со своим коллегой Борисом Тарасюком должен был согласовать эти и некоторые другие моменты в подготовке визита президента. Согласование перенесено. Министр не прилетит, но от него, как в сказке, осталась, пусть не улыбка, но тоже неплохая вещь - эксклюзивное интервью «Зеркалу недели», которое вы можете прочитать на 5-й странице.

Юбер Ведрин

Министр иностранных дел Франции

Родился в 1947 году

Образование - диплом Парижского института политических исследований. Выпускник Высшей школы управления (выпуск Симоны Вей).

Карьера:

1974-1978 - гражданский администратор в Министерстве культуры на должности начальника отдела городов-заповедников.

1978-1979 - руководитель отдела по вопросам защиты и использования архитектурных ансамблей в Министерстве культуры, потом - в Министерстве оборудования.

1979-1981 - координатор по географическим вопросам при генеральном директоре управления культуры, науки и техники Министерства иностранных дел.

1981-1986 - дипломатический советник президента Республики.

1986 - назначен докладчиком в Государственном совете.

1988-1991 - советник президента Республики.

1991-1995 - генеральный секретарь президентской администрации.

1995-1996 - работает в Государственном совете.

1995-1996 - проводит семинар, посвященный принятию решений в сфере внешней политики Франции, в школе высших социальных студий. Автор книги «Миры Франсуа Миттерана. Елисейский дворец, 1981-1995» (издательство Fayard, 1996).

1996 - май 1997 - член адвокатского бюро Jeantet et Associes.

Интервью министра иностранных дел франции господина юбера ведрина газете «Зеркало недели»

- Господин министр, исторически сложилось так, что восточноевропейский вектор международной политики Франции был направлен на Польшу и Россию. После распада СССР и Варшавского Договора эта ориентация стала еще более четкой и обрела солидную экономическую основу. При каких условиях Украина, учитывая географический, политический и экономический аспекты, может также стать привлекательным партнером?

- Франция заинтересована в укреплении связей с Украиной. С Польшей и Россией нас связывают отношения, уходящие корнями в далекое прошлое. Устойчивый интерес Франции к этим государствам объясняется тем, что на протяжении более чем четырех столетий они играли ключевую роль в европейской международной политике. Но время расставляет новые акценты. В качестве независимого государства Украина появилась на карте Европы недавно, однако контакты между нашими странами в области культуры, экономики, человеческого общения существовали с давних времен. Примеров этому множество, и судьба Анны Ярославны, королевы Франции в XI веке, лишь один из них.

Независимая Украина стала, без сомнения, важным фактором европейской международной политики. Франция видит в Украине важного партнера, учитывая не только размеры ее территории и количество населения, но и другие моменты - развитое сельское хозяйство, достижения в области высоких технологий, например, в авиастроении и освоении космоса. Импульсом к расширению сотрудничества с вашей страной стало и стремление Украины поддерживать добрые отношения с соседними государствами, среди которых есть и традиционные партнеры Франции. Мы уверены, что независимая и стабильно развивающаяся Украина призвана играть важную роль в Европе и во всем мире.

- Внешнеполитическая доктрина Украины все больше ориентируется на Запад. При сохранении этого курса на кого Украина должна делать большую ставку - на Европейский союз или США?

- Франция должным образом оценивает направленность международной политики Украины. Как и другие крупные государства, Украина развивает свои отношения с двумя ведущими силами на международной арене - с Европейским союзом и Соединенными Штатами. Замечу, однако, что украинские руководители по вполне естественным причинам уделяют особое внимание отношениям с Евросоюзом - торговым партнером номер один Украины, и это отвечает нашим интересам. В этом году вступил в силу договор, открывающий новые возможности. Сумеют ли Украина и Европейский союз воспользоваться ими в полной мере для взаимовыгодных целей - зависит от них самих.

- В последнее время отношения между Украиной и США осложнились недовольством инвесторов инвестиционным климатом в Украине. Из-за трудностей, с которыми столкнулись американские компании в нашей стране, возникли некоторые проблемы на политическом уровне. В какой мере украинско-французские отношения зависят от успехов французского бизнеса в Украине?

- Экономические связи - важная составляющая современных международных отношений. И вполне очевидно, что представление о той или иной стране в определенной мере зависит от того, какие законодательные, валютные и финансовые условия создаются для деятельности иностранных инвесторов. Мне понятна заинтересованность Украины в привлечении иностранных инвестиций. Но для этого необходимо создавать благоприятный климат. Многое зависит, следовательно, от вас. Задача правительства Франции не в том, чтобы просить каких-либо льгот, его задача - убедиться, что условия, предложенные для работы французских фирм, не уступают условиям, в которых действуют компании других стран. И французские руководители при необходимости сумеют напомнить о наших интересах в ходе двусторонних переговоров с украинским руководством.

- Существует ли, на ваш взгляд, взаимосвязь между объемом инвестиций государств - членов НАТО в экономику стран - кандидатов в члены Североатлантического альянса и сроками приема в него новых стран? Высказывается мнение, что одним из критериев приема в НАТО Польши, Венгрии и Чехии был высокий уровень инвестиций французского, немецкого и американского бизнеса в экономику этих государств.

- Прямой зависимости тут нет, это два разных вопроса. При приеме в НАТО в первую очередь учитываются политический, военный и геостратегический факторы. Франция положительно относится к процессу расширения НАТО, и в Мадриде мы высказались в поддержку кандидатур Румынии и Словении. Но, как вы знаете, решения, принимаемые НАТО, зависят не только от нас!

- Какие вопросы вы считаете ключевыми на будущих переговорах? Будут ли обсуждаться конкретные проекты, к примеру, совместное производство АН-70?

- Я был бы рад возможности встретиться с моим новым украинским коллегой, и я уверен, что в ходе встречи мы смогли бы обсудить многие проблемы и подготовить таким образом визит в Украину Президента Франции. Спектр обсуждаемых на двусторонних переговорах тем будет достаточно широким - от вопросов безопасности до комплекса региональных проблем, затрагивающих интересы Украины. Как вы знаете, в начале этого года состоялось первое заседание французско-украинской экономической комиссии, и теперь мы ожидаем более интенсивного обмена между нашими странами в разных сферах - в области телекоммуникаций, агропищевой индустрии. Мы рассчитываем на сотрудничество с Украиной и в области высоких технологий. Вопрос об АН-70 сейчас изучается экспертами. Речь идет о проекте, затрагивающем разные сферы интересов, поэтому решение не может быть поспешным. Мы стремимся к такому сотрудничеству, однако необходимо, чтобы свое согласие дали все заинтересованные европейские партнеры, а также чтобы были созданы экономические условия для реализации проекта.

- Украина - молодое демократическое государство. Учитывая нашу нынешнюю политическую ситуацию, при которой может быть сформировано левое правительство, хотелось бы спросить у вас, на каких принципах и условиях основывается возможность стабильного и эффективного сотрудничества между Президентом и находящимся в оппозиции правительством, в частности министром иностранных дел?

- Единой для всех модели быть не может, ведь каждое демократическое государство несет на себе отпечаток своей особой культуры и исторического опыта. Конституция Франции делает возможным сосуществование президента и правительства, представляющих различные политические силы, но выполняющих свои функции в соответствии с законом и в интересах государства. В области внешней политики достигнут консенсус мнений, что позволяет вырабатывать позиции, удовлетворяющие как президента Франции, так и ее правительство. Что касается Украины, мы желаем вашей стране найти свой собственный путь к построению зрелого демократического общества с органами власти, способными проводить стабильную политику необходимых реформ с учетом рекомендаций Совета Европы. Украина достигла больших, не всеми еще достойно оцененных успехов в построении правового государства. Я рад, что и Франция способствовала этому. Мы готовы, если это соответствует интересам вашей страны, оказать Украине поддержку в поисках более тесного сотрудничества с другими европейскими странами.