UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯПОНЦЫ ПОДКОВАЛИ СВОЮ БЛОХУ

(«Новое русское слово») Среди качеств, за которые ценятся японские автомобили, не на последнем месте - компактность...

(«Новое русское слово»)

Среди качеств, за которые ценятся японские автомобили, не на последнем месте - компактность. Недавно компания «Ниппонденсо» (филиал корпорации «Тойота Мотор») удивила мир автомобилем, в котором компактность доведена до немыслимых пределов. Представьте себе «Тойоту» выпуска 1936 г. Сделать это нетрудно - с сегодняшней точки зрения все ее сверстники как бы похожи друг на друга: «Форд», «Опель», «Рено», «БМВ», незабвенная «эмка»... А теперь мысленно уменьшите эту «тойоту» в тысячу раз, то есть до размеров рисового зернышка. Тогда и получится сенсационное изделие компании «Ниппонденсо». И это вовсе не забава и не подарок какому-нибудь властителю (представителям старшего поколения не могут не прийти на память подобные «зернышки» с выставки подарков товарищу Сталину). Нет, это символ нового, многообещающего направления в технике.

Взяв сильную лупу, вы можете разглядеть все детали, из которых собрана «Микротойота», - покрышки на колесах, шины, оси, фары и так далее. Если у вас хорошее зрение, то на ступицах колес разберете и название фирмы. Японцы подковали свою блоху, но двигаться она от этого, в отличие от русской, не перестала. Собранный из пяти частей электромагнитный моторчик диаметром 0,7 мм работает, и машина проходит за секунду 5 см. Стоит такая игрушка не меньше настоящей «тойоты», и неудивительно: все ее 24 части сделаны вручную, собирали ее тоже вручную, под микроскопом, и другой такой малютки больше нет.

Используя технологию изготовления «Микротойоты», фирма «Ниппонденсо» сконструировала первую капсулу, которая может проползти по крошечным трубам энергетических или химических установок и обнаружить зародыши опасных трещин. Компания собирается создать для настоящих больших «Тойот» микроскопические радары, гироскопы и другие приборы, которые сделают езду на машине безопаснее, а управление ею проще и легче. Почти неприметные малютки не займут лишнего места ни в моторе, ни на приборной доске, польза же от них будет неоценимой.

Сверхминиатюризацией заняты сегодня не одни лишь автомобилестроители. Оптическая фирма «Олимп» разрабатывает тончайшие катетеры и эндоскопы. Эти приборы будут пробираться по кровеносным сосудам, неся на себе совсем уж невидимые телевизионные камеры и даже хирургические ножницы. Пациент даже не почувствует, как прибор-невидимка осматривает его сосуды, помогая врачу ставить диагноз, или проводит где-то у него внутри хирургическую операцию.

Всем известная фирма «Сейко инструментс» тоже не осталась в стороне от всеобщего увлечения микроминиатюризацией. Обладатели новых часов «Сейко» смогут, нажав на дополнительную кнопку, узнать свое кровяное давление. Фирма уверена, что вся мнительная часть человечества обзаведется такими часами, сколько бы они не стоили. Особенный успех ожидает новинку в Америке, где чуть что, - сразу меряют давление. Люди привыкли к этой процедуре и даже полюбили ее. Так что уличных меряльщиков, к которым, бывает выстраиваются в погожий день даже небольшие очереди, с появлением новых часов ожидают трудные времена.

Мы назвали микроминиатюризацию увлечением, но это не совсем точно. Исследования, которые ведут 26 компаний, заключены в рамки общенационального проекта «Технология микромашин», финансируемого министерством внешней торговли. Бюджет проекта - 25 млрд. йен, или приблизительно 250 млн. долларов. Проект рассчитан на 10 лет.

Первые пять лет каждая компания работала индивидуально, сама по себе, экспериментируя с различными конструкциями и способами изготовления моторчиков, солнечных батарей, генераторов, насосов и прочей техники, которая будет использована для сборки микромашин и настольных микрофабрик, где будут изготовлять микромашины. Фирма «Хитачи», например, сконструировала для такой фабрики гидравлическую машину с насосом, имеющим в диаметре 7 мм. Машина может штамповать на алюминиевой фольге буквы размером меньше 10 микрон. А компания «Сейко», не ограничившись чудо-часами, разработала дрель для сверления сверхмикроскопическоих дырочек в металле.

Но вот пять лет проходит, и наступает второй этап проекта. Все микродетали, микроузлы, микроинструменты - все, что совершенствовалось и действовало порознь, собирается теперь в микромашины.

На этих микромашинах прежде чем они пойдут к потребителю, проверяются все особенности физики малых масштабов. И хотя это еще не микромир в нашем привычном понимании, не мир атомов и частиц, но и там, оказывается, существуют явления, которые в мире больших машин не встречаются. Недавно, например, исследователи из «Ниппонденсо» попытались смазать кое-какие части своей «Микротойоты», чтобы они не слишком изнашивались... «Тойота» остановилась как вкопанная, словно ее колеса приклеили к листу ватмана, где она совершала пробеги. Сюрприз! То ли какая-то особая смазка требуется для микромашин, то ли их вообще нельзя смазывать. Сейчас это выясняется. Но самый большой сюрприз был преподнесен исследователям в тот день, когда «Микротойота» прошла свои первые 50 см. Чуткие приборы уловили, что трение между колесами и дорогой, благодаря которому обычные машины и движутся, у нее меньше, чем ожидалось. Почти невесомая малютка двигалась как бы в невесомости.