UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯДЕРНЫЕ СТРАСТИ В ВАШИНГТОНЕ

Призабытый политическими кругами Соединенных Штатов Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных ...

Автор: Михаил Соколовский

Призабытый политическими кругами Соединенных Штатов Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, известный также по немного громоздкой аббревиатуре ДВЗЯИ, на этой неделе неожиданно снова стал эпицентром противостояния исполнительной и законодательной властей страны. В отличие от большинства постсоветских государств, разделение противостоящих сторон происходит в Америке по принадлежности политической элиты не к органам власти, а исключительно к политическим партиям (как известно, президент в этой стране - демократ, а большинство в обеих палатах конгресса составляют республиканцы). Однако международные последствия новой схватки между либералами из администрации и консерваторами из сената могут стать гораздо более серьезными, чем разгон парламента президентом одной из стран СНГ.

Немного об истории вопроса. На сегодняшний день подписи под документом поставили правительства 154 стран, включая США, но одобрили парламенты лишь 48-ми. Из членов «ядерного клуба» это сделали только Великобритания и Франция. По условиям Договора он начнет действовать лишь в том случае, если к нему присоединятся 44 конкретных государства, осуществляющие программы ядерных исследований и имеющие ядерные реакторы. Из этой группы его пока ратифицировали только 23 страны.

Билл Клинтон подписал ДВЗЯИ еще в 1996 году. Далее документ должен был быть ратифицирован верхней палатой американского конгресса, причем проголосовать за это должны две трети сенаторов. Однако оппозиция (американские правые) никогда не скрывала своего критического отношения к Договору. По мнению республиканцев, он не содержит надежной системы контроля за ядерными взрывами и все равно не будет реализован, поскольку к нему отказываются присоединиться Индия, Пакистан, Израиль, Иран, Северная Корея. В связи с этим многие американские законодатели предлагали не торопиться, так как ряд «ключевых игроков» отказывается играть по общим правилам.

Поэтому Договор застрял в сенатском комитете по иностранным делам. Причем формальные причины затяжки рассмотрения оказались весьма существенными. Председатель комитета непримиримый оппонент президента республиканец Джесси Хелмс настаивал на том, что рассмотрению документа должно предшествовать направление в сенат администрацией модификаций к Договору по ПРО, а также подписанного в Киото соглашения по предотвращению глобального потепления климата на планете. И если экологический договор является чисто технической зацепкой, то вопрос пересмотра американо-российской нормативной базы по противоракетной обороне напрямую связан с ДВЗЯИ. Дело в том, что сторонники создания в США антиракетного «зонтика» обосновывают необходимость этого исключительно угрозой ударов по территории Соединенных Штатов (или районам дислокации американских войск на заморских территориях) одиночными баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, запущенными враждебными государствами вроде Северной Кореи или Ирана. Опасаются они также и несанкционированных пусков МБР российского, индийского или пакистанского происхождения. Так что логику республиканцев можно понять - они согласны отказаться от ядерных испытаний только если их страна получит надежную защиту от «происков» тех стран, которые прекращать такие испытания не собираются.

А что же администрация США? Она готова предоставить модификации нормативной базы в области ПРО лишь после того, как российская Дума ратифицирует СНВ-2. Что касается соглашения по климату, то оно, по словам президента, еще не оформлено для представления законодателям. Поэтому Клинтон призывал сенаторов предпринять усилия в отношении ДВЗЯИ без увязки с чем бы то ни было. Сторонники президента считают, что одобрить документ следует хотя бы для того, чтобы подать положительный пример другим. По их мнению, такой шаг помог бы, в частности, добиться присоединения к ДВЗЯИ Индии и Пакистана. И здесь с демократами трудно не согласиться. Соединенные Штаты сегодня являются единственной сверхдержавой в мире, вооруженные силы которой обладают колоссальными возможностями, в том числе и ядерными наступательными. И только решительные действия Вашингтона, направленные на отказ от ядерных испытаний, могут дать американцам моральное право требовать аналогичных действий со стороны других, той же России, тех же Индии и Пакистана, не говоря уже об Иране.

К тому же ратификация ДВЗЯИ стала бы, по сути, лишь юридическим закреплением той политики, которую США уже осуществляют в течение последних лет. С 1992 года Соединенные Штаты не проводят ядерных испытаний и ежегодно расходуют 4,5 млрд. долларов на программы, позволяющие за счет новейших технологий поддерживать превосходство американских ядерных сил и без их проведения (они, кстати, уже доказали свою высокую эффективность). Так что Договор не требует от американцев чего-либо такого, чего бы они еще не сделали. Речь действительно идет о предотвращении проведения ядерных испытаний другими странами и об ограничении возможностей создания ядерного оружия по всему миру.

Может быть, препирательство между сенатом и администрацией и дальше проходило бы в вялотекущем режиме до очередных выборов, однако сами американские законодатели решили ускорить процесс, в результате которого Договор в США должен был бы быть похоронен навсегда. В первых числах октября стало известно, что бездействовавшие два года сенаторы толком так и не обсудив все «за и против», в спешном порядке назначили на 12 октября окончательное голосование по документу. По мнению администрации, это было сделано умышленно, чтобы окончательно «убить» ДВЗЯИ.

Многие полагают, что толчок этому дало признание Центрального разведывательного управления США в том, что после проведения переоценки своих возможностей оно пришло к выводу о неспособности надежно контролировать выполнение другими странами ДВЗЯИ. ЦРУ предупредило Белый дом, что в случае необходимости оно не сможет отличить взрывы малой мощности от других видов испытаний, которые Россия ведет на полигоне на Новой Земле, так как показатели сейсмических датчиков и других контрольно-измерительных приборов недостаточны для того, чтобы эксперты могли точно определить их характер.

Поняв, что на карту поставлено слишком многое, Билл Клинтон и его окружение последние две недели делали все возможное, чтобы спасти ситуацию. В «бой» были брошены все главные силы. Сам президент посвятил вопросу ДВЗЯИ все свои публичные выступления последних дней. О необходимости ратификации документа говорили все ключевые фигуры администрации, известные отставные военные и бывшие директора спецслужб. Понимая, что число сторонников Договора в сенате не могло обеспечить приемлемый результат голосования, администрация предприняла активные усилия, чтобы перетащить на свою сторону как можно больше республиканцев. В этих целях Клинтон встретился с группой законодателей в Белом доме, а министр обороны Уильям Коэн и председатель Комитета начальников штабов Генри Шелтон выступили на закрытых слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил.

Аналогичные слушания с участием госсекретаря Мадлен Олбрайт прошли на прошлой неделе и в сенатском комитете по международным отношениям. Джесси Хелмс согласился провести их в самый последний момент лишь под сильным нажимом демократов. Однако это оказалось чисто формальной уступкой - позиция республиканцев не изменилась. Несмотря на активные усилия, публичные выступления и закулисное лоббирование, Билл Клинтон со своими сторонниками не смогли собрать в поддержку ДВЗЯИ необходимых двух третей голосов законодателей.

Смирившись с мыслью о том, что сенат все-таки не ратифицирует Договор, администрация США принялась убеждать законодателей отложить голосование по этому вопросу с 12 октября до лучших времен. С такими призывами обратились к сенаторам сам хозяин Белого дома, госсекретарь Мадлен Олбрайт и министр энергетики Билл Ричардсон. Однако Джесси Хелмс заявил, что согласится с переносом лишь в том случае, если Клинтон направит соответствующую просьбу в письменном виде. Белый дом дал понять, что президент на такой шаг не пойдет. В то же время сенатор-республиканец Джеймс Инхоф уведомил руководство конгресса, что будет настаивать на голосовании при любых обстоятельствах, ведь по законам США подобный вопрос может быть снят с повестки дня только при наличии консенсуса среди законодателей.

Оказавшись в безвыходном положении, президент в последний момент все же переступил через свою гордость и направил в сенат письменную просьбу перенести голосование на «несколько недель, а возможно, и месяцев». Увы, поезд ушел. Республиканцы уже выдвигали новые требования - Клинтон должен отказаться от повторной подачи Договора для ратификации до конца срока своего нахождения в Белом доме и «оставить в наследство» этот вопрос новому американскому правительству, которое придет к власти после выборов в 2000 году. Клинтон наотрез отказался согласиться с этим.

Дискуссия в сенате продолжалась до глубокой ночи 12 октября, а принятие окончательного решения было перенесено на следующий день. Последней уступкой демократов стало согласие их лидера Тома Даскла не настаивать на повторном рассмотрении вопроса ратификации ДВЗЯИ до истечения сроков полномочия нынешней администрации. Увы, их оппоненты остались непоколебимыми - сенат проголосовал против ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В его поддержку высказалось 48 сенаторов, против - 51, один законодатель воздержался. Вспомним, что для ратификации документа требовалось две трети голосов сенаторов, то есть 67 мандатов из 100. Так что он стал первым Договором в области контроля над вооружениями за всю историю сената, который им был отклонен.

И все же, несмотря на исход голосования, ДВЗЯИ все же нельзя считать окончательно «похороненным». Законодатели могут вернуться к его рассмотрению в более поздний период, что уже пообещала сделать группа сенаторов от демократической партии. Однако все это в будущем. Сегодня же ясно одно - администрация Билла Клинтона не смогла избежать очередного провала своей внешней политики. Поражение в борьбе за ДВЗЯИ стало последним в длинной череде ее неудач на международной арене. Оно выглядит еще более значимым, учитывая последние скандалы в США, связанные с ошибочной протекционистской политикой президента по отношению к Китаю и к России. И нет сомнения в том, что республиканцы используют его на все сто процентов в предвыборной президентской гонке 2000 года.