UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Я» отвечает за все

Европейский курс украинской внешней политики с частичным отходом от власти оранжевых и приходом ...

Европейский курс украинской внешней политики с частичным отходом от власти оранжевых и приходом бело-голубых не изменился, заверил в четверг Виктор Янукович широкую европейскую общественность в интервью каналу «Евроньюс» во время второго визита в Брюссель. «Я уверен, что вектор не изменился. Изменится, существенно изменится тактика. Она станет более конкретной, более динамичной».

Как помнят читатели «ЗН», на прошлой неделе, во время первого брюссельского вояжа, украинский премьер вполне конкретно дал понять Североатлантическому альянсу, что на данном этапе Украина не готова начать выполнять План действий относительно членства в НАТО (ПДЧ), чем вызвал целую бурю эмоций и комментариев у себя на родине. В том числе и президентских. Отечественные СМИ широко освещали встречу Виктора Ющенко с Виктором Януковичем, на которой последнему было поставлено на вид, что его брюссельские мессиджи расходятся с внешнеполитическим курсом, провозглашенным президентом и закрепленным законодательно. Впрочем, полученная на Банковой выволочка особого впечатления на премьера не произвела, поскольку он тут же, будучи с рабочей поездкой в Луганске, заверил сограждан, что своего мнения по НАТО не изменил и менять не собирается.

А чтобы заявления премьера не выглядели как его личное мнение, на этой неделе был организован массированный «одобрямс»: сначала Верховная Рада приняла постановление, давшее добро на позицию премьера, а на следующий день к депутатам присоединилось и правительство.

Примечательно, что парламентский документ принимался в такой спешке, что не была соблюдена положенная процедура — постановление «Относительно позиции премьер-министра Украины на заседании Комиссии Украина—НАТО» предварительно не рассматривалось профильными комитетами. Тем не менее во вторник «за» проголосовало 242 народных избранника, хотя из ложи прессы даже невооруженным глазом и без скрупулезного подсчета было видно, что сторонников Януковича в сессионном зале присутствовало куда меньше. Первый пункт принятого документа (не имеющего, кстати, никакой юридической силы даже по признанию самих его инициаторов) гласит: «Поддержать позицию премьера Януковича, провозглашенную в Брюсселе 14 сентября 2006 года во время заседания Комиссии Украина—НАТО относительно взаимовыгодного сотрудничества Украина—НАТО».

А в среду и правительство с подачи социалиста министра транспорта и связи Николая Рудьковского поддержало позицию своего главы «как отражающую общий подход парламентской коалиции, отвечающий букве и духу Универсала национального единства и учитывая доминирующее настроение украинского общества и состояние его информированности». «Кабмин также считает, что такая позиция направлена на сохранение внутриполитической стабильности, интенсификацию отношений с НАТО и реализацию права народа на волеизъявление», — сообщила пресс-служба правительства.

Однако в чем конкретно заключается «позиция премьера» и что именно он заявил на заседании Комиссии Украина—НАТО (КУН), похоже, никто особо не разбирался. В интервью «Украинской правде» глава парламентского комитета по международным делам и один из соавторов постановления ВР Виталий Шибко признался, что, принимая этот документ, депутаты не были ознакомлены с текстом выступления В.Януковича на заседании КУН. «УП» решила восполнить этот пробел и, разместив текст выступления премьера на своем сайте, проинформировать коммунистов, социалистов и «регионалов», что же конкретно они одобряли.

В частности, после небольшого вступления премьер заявил следующее: «После продолжительных дебатов в ходе политического, а местами и уличного противостояния, ведущие политики Украины достигли понимания в таком важном вопросе, как евроатлинтическая интеграция нашей страны. Согласованная позиция изложена в одном из пунктов Универсала национального единства Украины, который мы подписали вместе с президентом Ющенко. Мы достигли главного — отделили вопрос относительно членства в НАТО от нормального взаимовыгодного сотрудничества с альянсом. Это ключевой ориентир для дальнейшего курса правительства в направлении отношений с альянсом. Отныне вопрос о вхождении Украины в НАТО будет решаться на общенациональном референдуме. Время покажет, когда возникнет необходимость его проведения. Сегодня же у нас есть намерение сосредоточиться на углублении отношений партнерства с альянсом на основе Интенсифицированного диалога относительно членства (здесь и далее выделено. — Ред.) и ежегодных целевых планов действий. Украина высоко оценивает уровень сотрудничества с НАТО. Мы ценим постоянную поддержку наших евроатлантических устремлений, поддержку военной реформы и демократических и рыночных преобразований. Среди первейших приоритетов деятельности правительства — усиление информационной работы в плоскости отношений с НАТО. Соответствующих программ хватает, необходимо лишь наполнить их конкретным смыслом. Мы сделаем все, чтобы граждане Украины получили объективную и непредвзятую информацию о деятельности альянса, а также относительно сотрудничества нашей страны с НАТО. Сегодня я собираюсь проинформировать наших партнеров о конкретных шагах, которые собирается сделать правительство Украины в разных сферах сотрудничества с альянсом, включая участие в военных операциях, осуществляемых НАТО в разных регионах мира. Уверен, что углубление стратегического партнерства между Украиной и Североатлантическим альянсом должно быть двусторонним движением, поскольку это не только в интересах нашего государства, но и в интересах НАТО».

После недельного шума вокруг натовских заявлений Януковича увлеченная этой темой политическая общественность пока что не переключилась на другое, не менее громкое и сенсационное, но менее ожидаемое по степени откровенности заявление премьера, сделанное им опять- таки в Брюсселе, но уже на этой неделе. В четверг после встречи с главой Еврокомиссии Баррозу В.Янукович заявил: «Я хотел бы, чтобы мы не путали создание зоны свободной торговли с Россией и создание таможенного союза с Россией. Я неоднократно заявлял, что таможенный союз идет вразрез с Конституцией Украины, и мы никогда на это не пойдем». Где и когда В.Янукович «неоднократно об этом заявлял», нам припомнить не удалось, но мы абсолютно точно помним, что настолько четко позиция Украины относительно таможенного союза (ТС) с Россией (а следовательно, и ЕЭП) доселе не была определена ни президентом Кучмой, ни президентом Ющенко, ни разу не отвергших ТС открытым текстом и скрывавших свою позицию за многословными и малопонятными объяснениями, главной целью которых было не вызвать лишний раз раздражение Москвы.

Янукович же артикулировал свою позицию в Брюсселе за несколько часов до своего визита в Москву и встречи с Путиным. Он четко расставил акценты и приоритеты, дав понять всему миру, что именно он, премьер Украины, определяет сегодня, в том числе и внешнюю политику этой страны. Дал понять и свою оценку роли и места президента, сказав одну-единственную фразу, ставшую тут же почти крылатой и облетевшую ведущие мировые СМИ: «У Виктора Андреевича желания иногда превышают возможности» (браво, господа Манафорт&Kо!).

Белокаменной же В.Янукович продемонстрировал, где интересы его команды расходятся с интересами Кремля, а где он готов торговаться и уступать. По информации наших источников, поехав в Москву главным образом за межправительственным протоколом о поставках газа, Виктор Федорович сообщил своим визави, что он полностью контролирует ситуацию в Украине, в том числе и ее внешнеполитический курс, богато проиллюстрировав последнее утверждение решениями парламента и правительства по НАТО. После чего дал понять, что для дальнейшего плодотворного сотрудничества теперь и российской стороне не мешало бы сделать шаг навстречу и обеспечить это самое сотрудничество благоприятной газовой атмосферой. По свидетельству наших источников, информация о внешнеполитической деятельности украинского премьера на натовском направлении была воспринята в Москве благосклонно, однако сочтена недостаточной для ощутимого улучшения двустороннего сотрудничества. После чего украинскому премьеру был представлен целый пакет новых российских пожеланий, выполнение которых, по мнению Москвы, и стал бы необходимым украинским вкладом в потепление двусторонних отношений до желаемого градуса.