UA / RU
Поддержать ZN.ua

XXL: НОВЫЙ ПАРЛАМЕНТСКИЙ РАЗМЕР

Существуют определенные виды фильмов, журналов и интернетовских сайтов, которые относятся к категории ХХХ...

Автор: Александр Юрчук

Существуют определенные виды фильмов, журналов и интернетовских сайтов, которые относятся к категории ХХХ. Это, так сказать, жесткая (даже очень) эротика. Двумя ХХ отмечаются произведения, которые занимают промежуточное положение между полным непотребством и Микки Рурком с его гастрономическими изысками в фильме «Девять с половиной недель». Если к двойному Х прибавить размер L, то получится то ли неправильный мужской журнал, то ли конструктивное парламентское большинство, которое создается в предчувствии избрания президента Х. А вообще изменение политических поз в процессе президентских выборов настолько откровенно, что лицам до 21 года смотреть на это не рекомендуется. Особенно перед вторым туром. Можно получить психологическую травму и долго потом рассказывать личному психоаналитику за второй банкой красного, что, дескать, никто не ожидал от него (нее) такого…

Коалиционное меньшинство

Когда во второй тур вышли два известных кандидата, один из которых является «красным реваншистом», многие парламентарии поняли, что отвертеться от создания конструктивного большинства в Верховной Раде, способного сформировать, простите за выражение, коалиционное правительство, не удастся. Тайна зарождения XXL - размера в ВР, подходящего новому, то есть свежеизбранному, главе государства, окутана мраком. По натруженным рукам депутатов ходят какие-то списки, где необходимо поставить свою подпись и поучаствовать в беспроигрышной президентской лотерее. Можно выиграть приз в виде портфеля в коалиционном Кабмине или просто сохранить депутатский мандат. Кстати, премьер Валерий Пустовойтенко подтвердил гипотезу о тайном зарожденни парламентского большинства. По его словам, нынешний состав кабинета уже является коалиционным. Просто члены правительства не спешат «колоться» насчет своей реальной политической ориентации, свято соблюдая договоренности, достигнутые с руководством фракций Верховной Рады. Но наступит день, и они скажут все, что думают по этому поводу.

А пока известно по крайней мере три уровня создания нового парламентского большинства: два «списочных» и один публичный. Начнем с публичного.

После первого тура президентских выборов фракции Народного руха (лидер - Юрий Костенко), Трудовой партии (возглавляет Михаил Сирота при активном участии Виктора Пинчука и Игоря Шарова), «зеленых» (Виталий Кононов -любит сажать деревья) и «Батьківщина» (Юлия Тимошенко, известная своим нетрадиционным подходом к бюджетным проблемам) объявили о создании коалиции демократических сил, «которая может стать базой для формирования парламентского большинства и коалиционного правительства». Коалиция, насчитывающая около сотни депутатов, открыта для присоединения иных парламентских группировок и базируется на весьма расплывчатых объединительных принципах:

- защита суверенной государственности Украины;

- преодоление социально-экономического кризиса;

- возрождение и развитие Украины как демократического социально-справедливого общества.

Как видим, объединительная идеологическая база довольно обширна. Остается добавить лишь «мир во всем мире», «каждому - по зарплате» и «даешь женщину-премьера!» (в хорошем, естественно, смысле этого слова). Однако главный вопрос заключается в том, подходит ли данное большинство, существующее пока в виде меньшинства, будущему президенту? «Представителю тоталитарного прошлого», скорее всего, нет. Там своя политическая тусовка из шести экс-кандидатов. Что же касается претендента Х, то этот вопрос остается открытым. Вроде бы да, но маловато бойцов. Кроме того:

А) один из представителей формирующегося ХХL-большинства не совсем правильно подходит к проблеме бюджета-2000 и претендует на должность «вечного премьера» Валерия Павловича;

Б) наиболее проверенные сподвижники кандидата Х пока не спешат присоединяться к новому образованию. Имеются в виду члены фракций «Возрождение регионов» (один из авторов этого проекта - ближайший избирательный соратник Президента Александр Волков) и НДП, давшей миру Валерия Пустовойтенко. СДПУ(о), известная своим кадровым потенциалом, также пока воздерживается от присоединения. По словам ее лидера, вице-спикера Виктора Медведчука, сейчас главное - помочь победе кандидата Х, а уж затем думать о блоках.

Поэтому новая «парламентская четверка», возникшая в результате XX- перегруппировки, пока не удовлетворяет кандидата Х. Нужный ХХХ-размер не вырисовывается…

Списки

Бывший представитель Президента в ВР, а ныне простой народный депутат, член фракции Трудовой партии Игорь Шаров уже достаточно долгое время говорит о наличии у него списка 142 парламентариев, поставивших свои подписи в поддержку кандидата Х. Содержание «перечня» подписантов не разглашается, но исходя из их количества можно предположить, что свои автографы поставили не только члены «коалиции четырех». Это уже второй, «списочный», уровень формирования коалиционного парламентского большинства. Депутатов тоже маловато, но, несомненно, их количество сразу же увеличится после оглашения результатов второго, заключительного, тура президентских выборов.

Наиболее полным списком будущего большинства на сегодняшний день обладает Валерий Павлович. По некоторым данным, у него около 200 автографов народных избранников, которые все как один желают участвовать в постизбирательной раздаче слонов в виде министерских портфелей. Еще в конце лета 1999 года Пустовойтенко несколько раз говорил о неких 9 фракциях, на базе которых можно получить необходимый кандидату X парламентский размерчик. В списке фигурировали «Возрождение регионов», Трудовая партия, «зеленые», СДПУ(о), НДП, «Батьківщина», «Реформы-Конгресс», НРУ-1 (Геннадий Удовенко), НРУ-2 (Юрий Костенко). Возможно, что именно список Пустовойтенко станет базовым в процессе формирования постизбирательного парламентского большинства. Не случайно же Валерий Павлович 11 ноября заявил о том, что уже отработал действия по формированию нового состава правительства, если президент X снова назначит его главой кабинета. Все нынешние члены КМ станут вдруг жутко коалиционными, то есть проявят свою настоящую политическую ориентацию, скрываемую пока от широких слоев трудящихся. А тут и списочек можно огласить… Глядишь, и получится коалиционное правительство, поддерживаемое пропрезидентским парламентским большинством без всяких там радикальных действий типа введения второй палаты, угрозы роспуска ВР и прочих неприятных вариантов. У нас же депутаты очень гибкие, они могут все… Им надо только дождаться результатов президентских выборов.

Клонирование наоборот

Создание устойчивого и конструктивного большинства в ВР необходимого президенту X размера будет сопровождаться таким любопытным парламентским явлением, как клонирование наоборот. Перед президентскими выборами фракции ВР «размножались» невиданными темпами: НРУ распался на Рух-1 и Рух-2, «Громада» выдавила из себя «Батьківщину», НДП распалась на собственно народных демократов и антиэндэпистов, возглавляемых «раскольником» Анатолием Матвиенко, а селяне отпочковались от социалистов. В результате количество парламетских группировок фактически удвоилось, что дало повод для инициирования вопроса о перераспределении портфелей глав комитетов ВР и даже о переизбрании руководства законодательного органа власти.

Сегодня уже можно утверждать, что в постизбирательный период усилится объединительная фракционная тенденция. ВР оказалась в такой неудобной позиции, что просто необходимо объединяться. Причем этот процесс будет весьма болезненным. С парламентской фракционной карты, скорее всего, исчезнет «Громада», которая уже полностью выработала «лазаренковский ресурс». В случае успешного избрания кандидата X резко усилятся позиции НДП и СДПУ(о), которые снова станут центром притяжения для поставивших не на ту лошадь парламентариев. Правда, маловероятно, что НДП повторит консолидирующий успех летнего сезона 1998 года, когда по количественному составу народные демократы уступали лишь коммунистам.

Два Руха, как бы представляющие два образа «политической жизни», вряд ли объединяться в обозримом будущем. Возможен массовый исход руховцев из этих фракций. А пока партия «Реформы и порядок» и НРУ Геннадия Удовенко объявили о создании единой фракции, что подтверждает тезис о новой волне структуризации парламента. Причем эта волна в основном накатит на правый фланг ВР. Фракционные очертания левого блока останутся почти без изменений. Правда, будут потери в виде «Громады». Именно этот момент может стать ключевым в деле формирования нового XXL-размера. Но все равно устойчивого большинства с нынешним составом ВР президенту X сформировать, скорее всего, не удастся. Хотя в период формирования нового, так называемого коалиционного, кабинета определенные успехи будут. Еще бы, с одной стороны - угроза референдума и роспуска, а с другой - заманчивая возможность еще немного пожить на политической сцене, поработать в правительстве со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Наиболее радикальный вариант формирования парламентского большинства связан с заменой руководства ВР. В этом случае будет открыт миниатюрный ящик Пандоры (не путать с коробкой из-под ксерокса), из которого буквально посыпятся XXL-конфигурации подходящего размера…

Впрочем, не будем торопиться и дождемся результатов второго тура голосования. Ведь не исключено, что, несмотря на наличие «железного» российского сценария, что-то может пойти не так, и тогда начнется такая веселая жизнь, которую можно отнести только к категории XXX. Причем у нас вдруг обнаружится столько левоцентристов, что хватит на два состава Кабмина.