UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЗРОСЛЫЕ ШАГИ

Приход политика первого эшелона в руководство второстепенной Аграрной партии тянет на сенсацию этой недели...

Автор: Михайлина Скорик

Приход политика первого эшелона в руководство второстепенной Аграрной партии тянет на сенсацию этой недели. Злые языки, вспоминая работу ВМ в администрации Президента Украины, шутят: «Литвин из АПУ пришел в АПУ и ушел». В среду, после многомесячных переговоров председатель Верховной Рады Владимир Литвин возглавил доселе сугубо номенклатурную политструктуру, созданную в 1996 году под Павла Лазаренко для ослабления сильной в то время Селянской партии Довганя—Ткаченко. Без обсуждения и единогласно выполнив просьбу теперь уже бывшего председателя АПУ вице-премьера Ивана Кириленко («Меня освободить, его избрать»), большая часть делегатов, в частности, депутаты из фракции аграриев, ликовали. Литвина они считают гарантией того, что АПУ как минимум будет самостоятельной парламентской силой сейчас и после выборов 2006 года, а как максимум получит своего президента — если не сейчас, то в 2009 году. Хотя сам спикер уже на первом этапе VI съезда дал понять, что планирует использовать крестьянскую идею не столько для удовлетворения политических амбиций аграриев, сколько по собственному усмотрению — для строительства влиятельной, отнюдь не узкоотраслевой структуры. Для чего он сразу предложил уточнить название — переименовать АПУ в Народную аграрную партию Украины.

Трижды прошенный

Это только на первый взгляд доктор исторических наук, академик Владимир Литвин не имеет с аграриями ничего общего, кроме партбилета. На самом деле не последним человеком на селе он стал, еще будучи главой администрации Президента, когда сумел продвинуть на руководящие должности в Министерство аграрной политики максимальное количество своих земляков. Выходцам с зерново-сахарного юга и центра Украины оставалось только удивляться, почему АПК управляют житомиряне — министр Сергей Рыжук, госсекретарь Сергей Мельник, заместители Василий Сорока и Валентин Яковенко, — если на бедных полесских землях ничего путного, кроме хмеля, не растет.

Сегодня кадровая ситуация в МинАП кардинально изменилась в пользу «донецких», но еще задолго до этого Литвину предложили войти в село через партийные двери. У него были все шансы стать лидером в марте прошлого года, на V съезде АПУ, но он передумал. Как объясняла журналистам тогдашняя глава фракции Екатерина Ващук, «не дорос». Тогда же она пообещала, что аграрии не отступятся от своего, и Литвин как «крестьянский сын», «набравшись опыта» и теснее подружившись с аграрным сектором, будет легко управлять Аграрной партией. В то же время спикер относился к этому предложению скептически и упорно называл информацию о своем председательстве в АПУ «слухами».

Его просили долго и много, он думал, советовался, соглашался, а потом передумывал, трижды отказывался, но в конце концов предложение принял. Весенний процесс «оформления отношений» протекал быстро и тайно. Дали отмашку — и с 22 мая областные конференции АПУ начали выдвигать председателя ВР кандидатом на пост главы партии. Так же секретно Литвину выдали билет №49 в Киевской городской организации. И альянс свершился.

Для смычки спикера и крестьян было несколько причин. Во-первых, как пояснил Литвин, ему стало некомфортно самому накануне президентских выборов. «Я понимаю и вижу происходящие процессы, хотелось бы принести пользу и в этом направлении и хотелось бы ощущать поддержку людей, локоть политической структуры, учитывая существовавшие наскоки, давление», — сказал Литвин журналистам. Во-вторых, решающую роль сыграло принятие закона о пропорциональных выборах. Без партии у него не было шансов на самостоятельную игру, а со структурами АПУ, которая декларирует 465 тысяч членов и опирается на 13 тысяч территориальных организаций, где руководят в основном чиновники нижнего звена, есть возможности для маневров. Не на партию же ученых, создаваемую Губским, опираться Литвину...

В-третьих, за год Литвин действительно успел «въехать» в крестьянскую риторику и теперь может более-менее квалифицированно лоббировать интересы аграриев в Раде. В частности, он первым заявил, что бюджет-2005 станет бюджетом села, а теперь Министерство аграрной политики предлагает «вбить» в расходы на АПК 7,4 миллиарда гривен, что в четыре раза больше, чем предусмотрено израсходовать в текущем году. В-четвертых, не стоит забывать, что самый главный вопрос 2005 года — земельный: АПУ выступает категорически против продления моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Если торговля стартует, черноземы позволят заработать неплохие деньги. Да и вообще, получив собственную партию и укрепив ее фракцию в парламенте, Литвину легче продолжать усиливать роль Верховной Рады и ее влияние на политические процессы в Украине.

Оппозиция, но не к Кучме

На словах Владимир Литвин видит НАПУ сильной и влиятельной. «Партия может и должна лидирующим образом влиять на общественно-политические процессы. Более того, определять их, формировать события, а не приспосабливаться к событиям и идти за событиями», — заявил он в своем выступлении перед делегатами съезда. Его слова о том, что аграрии больше не будут выступать «в роли придворной, прислуживающей структуры, которую отличают только тогда, когда нужно поддержать какую-то очередную надуманную инициативу или подписать спущенное сверху воззвание», сорвали аплодисменты. И натолкнулись на двусмысленное молчание, когда спикер дошел до радикализма, заявив, что НАПУ должна «быть оппозиционной, если ее видение развития государства и общества не совпадает с официальным курсом».

Оценивая нынешнюю ситуацию, он уже привычно «наехал» на кланы и олигархов, которые «контролируют государство и эксплуатируют власть в собственных экономических интересах». «Мы близки к тому, чтобы создать спекулятивное государство с господством олигархов и кланово-партийных образований, с господством коррупции, — заявил Литвин. — Пора уже ставить вопрос о создании антикланового фронта в Украине, поскольку, наверное, только весь народ в состоянии противостоять той мизерной части, что паразитирует на нем. В украинской истории еще не было такой правящей прослойки, которая бы создала свои богатства за счет разворовывания госсобственности и хищения национальных богатств. Прослойки, которая решает свои проблемы за счет срастания с властью. Прослойки, которая ничего не построила, кроме офисов и дворцов. Да еще, по своему образу и подобию, коррумпированное государство».

При этом, несмотря на жесткую критику, спикер снова подтвердил полную лояльность к Президенту — Литвин если и может быть оппозиционным, то только не к Кучме. «Даже генетически это невозможно, потому что Президент принял решения, о которых никто не может сказать, что они неправильные». Ведь, убеждает спикер, виноват не король, а неуклюжая свита: «Главное, как мы их (решения) выполняли — так поспешно и прямолинейно, как когда-то выполняли задания по коллективизации страны».

Но отнюдь не так категорично лидер НАПУ высказался в поддержку Виктора Януковича, которого в качестве единого кандидата предложил поддержать еще в апреле политисполком АПУ. «Говоря о будущем президенте, я не могу в этом плане не поддерживать Аграрную партию в отношении единого кандидата», — сказал Литвин. Когда у него поинтересовались, будет ли этим кандидатом действующий премьер, спикер уклонился от прямого ответа, отметив, что говорить о конкретных персоналиях рано, потому что официально кампания еще не идет. «В данном случае нужно действовать, чтобы не навредить каждому из кандидатов», — отметил он. Учитывая его прежние заявления о том, что, дескать, дай бог Януковичу остаться единым кандидатом до 31 октября, такое поведение симптоматично.

Третья или пятая сила?

Сейчас Владимир Литвин отрицает, что собирается в президенты, а на вопрос, при каких условиях пойдет, отвечает шутя: «Только если меня поведут на виселицу». Но это не означает, что условия, «близкие к виселице», не заставят его изменить решение, так же, как заставили передумать в вопросе лидерства в АПУ, спикерства, да и вообще похода за мандатом в 2002 году. По крайней мере, некоторые члены фракции убеждают Владимира Михайловича, что стоит. Впрочем, в ближайших планах у них другая задача — нарастить мышцы парламентской фракции, которая может увеличиться уже во вторник. Первым толчком для этого стало решение съезда, согласно которому депутатов, которые носят партбилет АПУ, но не входят во фракцию, автоматически исключат из партии, если до 24 июня они не вольются под крыло Михаила Гладия.

Сейчас по три агрария входят во фракцию СДПУ(о) и новообразованные группы «Союз» и «Центр» и по одному принадлежат к объединениям «Демократические инициативы — Народовластие», «Трудовая Украина» и «Регионы Украины». Итак, 12 депутатов должны будут сменить либо «крышу», либо партийность.

Кроме того, к НАПУ вполне могут присоединиться беспартийные мажоритарщики. Согласно имеющимся договоренностям, в ближайшие десять дней фракция с 16 депутатов вырастет до 30—32, после чего станет пятой силой в парламенте после «Нашей Украины», «Регионов Украины», Компартии и СДПУ(о). Станет ли она при этом «третьей силой» в политике, появления которой так долго ждали в противовес двум проанансированным кандидатам в президенты Виктору Януковичу и Виктору Ющенко, — зависит от качества маневров самого Литвина.

Но на ослабление двух кандидатов партийность спикера уже сыграла. Во-первых, региональная сеть Аграрной партии не досталась «трудовикам», а значит, Сергею Тигипко и людям, которых он представляет. Такой сценарий был вполне реален, поскольку в качестве альтернативы Литвину и Кириленко главой АПУ предлагали избрать Татьяну Засуху, подругу жены Президента и члена фракции «Трудовая Украина». Во-вторых, админресурсом АПУ не смогут напрямую воспользоваться «Регионы Украины», которые уже успели наладить тесную работу с Иваном Кириленко и вынашивали планы о полном поглощении «сельской» фракции во имя создания нового, януковичевского большинства. Эти и другие прежние предвыборные конструкции потерпели крах, и теперь будет строиться новая — с учетом амбиций и веса спикера и его новой политической структуры.