UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЗЛЕТИТ ЛИ «РАКЕТА СЕПАРАТИЗМА»

«Ракета сепаратизма ждет своего часа, чтобы «взлететь», - заявил, выступая на ІІІ съезде партии «Лига Севера» ее лидер Умберто Босси...

Автор: Александр Сергиевский

«Ракета сепаратизма ждет своего часа, чтобы «взлететь», - заявил, выступая на ІІІ съезде партии «Лига Севера» ее лидер Умберто Босси. В последнее время это одно из самых любимых его выражений. Он носится с ним, как и в прошлом году (во время сентябрьского партийного шоу) с декларацией о «независимости Падании». Босси носился всюду с пробиркой, наполненной мутноватой водичкой из реки По. Тогда он только что не кропил ею своих сторонников, то и дело поминая имя местного водяного, выбранного им, видимо, в качестве «патрона» своего будущего государства. И вот теперь доисторический фетиш сменился суперсовременным. Но изменилось ли что-либо по сути в этой истории с провозглашением 15 сентября 96-го года «Независимой республики Падания»? (Так величают северные радикалы всю северную часть Италии, самовольно зачисленную ими в состав этой самой мифической «Падании».) Как отмечают СМИ, ничего не изменилось. Разве что все меньше и меньше внимания уделяют этой почти опереточной ситуации политики вне «Лиги Севера», обозреватели и журналисты, а уж тем более население по всей стране.

Хотя премьер-министр Романо Проди, как и в прошлом году, счел необходимым заметить, что любые политические организации в Италии имеют право на существование лишь до тех пор, пока их действия не выходят за рамки действующих законов Италии. А лидер парламентской оппозиции Сильвио Берлускони назвал сепаратистов и вовсе «пятой колонной», толкающей избирателей в объятия левых сил.

Впрочем, и Умберто Босси не особенно жалует всех прочих итальянских политиков, «южаков», как он их презрительно величает. Для него все они без исключения - слуги «Левиофана», «дьявольского государства», которое держит в рабстве жителей страны. И все же, говоря на съезде о центральной власти, Босси не исключил полностью возможности вступить с ней в переговоры. Но только если «Бикамерале» (т.е. особая двухпалатная парламентская комиссия, которая с недавних пор работает над проектом новой Конституции) в своих разработках учтет право административно-территориальных субъектов на самоопределение. «Лига Севера» готова участвовать в парламентских дебатах в рамках подготовки нового законодательства о принципах перераспределения полномочий между центральными и местными властями.

«В противном случае, - заявил Босси, рубя правой рукой воздух и посылая в зал свои «крутые» формулировки, пересыпанные то соленым словцом, а то и просто матерком, - мы объявляем налоговую забастовку итальянскому государству». Это он имел в виду, что население подведомственной его сторонникам «Падании» откажется выплачивать такие общенациональные налоги, как, например, выплаты за владение автомобилем или телевизором, или - и того более - перестанет заполнять налоговые декларации…

Кроме того, неуемный «Сенатур» (как окрестила его пресса за бьющую в глаза и режущую ухо провинциальность) сказал, что в сложившихся условиях партия вообще не будет искать себе политических союзников (расписался в собственном бессилии или в очередной раз меняет направление рекламной кампании? - недоумевают многие наблюдатели). Однако уже на следующий день после окончания партийного конгресса в интервью газете «Република», Умберто Босси добавил, что оставляет дверь приоткрытой: «Все зависит от того, что именно они (т. е. Массимо Д'Алема, лидер правящего большинства, и Сильвио Берлускони, лидер оппозиции. - А.С.) захотят предложить Падании. Кто сделает нам более выгодное предложение, получит «награду». Цинизм или простодушие? - гадают газетчики.

А еще Босси пообещал народонаселению будущей «Падании» учредить в самом скором времени «свой» Конституционный суд (в придачу к уже имеющейся (на бумаге) генеральной прокуратуре), а также проведение розыгрышей «своей» футбольной лотереи и «своих» чемпионатов по футболу и баскетболу с участием исключительно местных команд. Был обнародован на съезде и проект создания собственной «паданской» телекомпании. Впрочем, пошутил кто-то из телекомментаторов: вряд ли лидер «Лиги Севера» захочет и впрямь исчезнуть с экранов враждебной территории: ведь так он лишится многомиллионной аудитории телезрителей по всей Италии. А в обмен получит тех, кто стоял прошлой осенью жидкими цепочками по северному берегу По?

Ведь желающих всерьез отделиться от остальной страны у Босси не так и много, даже в собственной партии, верхушка которой лишь в последние пару лет столь радикализировала свои требования. Большинство же обитателей северных регионов Италии (за исключением «гнезда» радикалов в районах таких городов, как Мантуя, Бергамо, Верона) не разделяют подобных настроений, да и вряд ли вообще ведают о них. Это особенно ярко проявилось в дни проведения съезда «Лиги Севера» в Милане, когда в первый день его работы в огромном зале дворца «Падавобис» едва ли находилось больше ста делегатов, не считая полсотни журналистов и нескольких десятков военизированных охранников. А на улицах самой столицы северной Италии - по наблюдениям вездесущих журналистов и телевизионщиков - не нашлось практически никого в эти дни, кто был бы осведомлен об этом событии.

Ведь одно дело - ратовать за давно назревшую перестройку страны на федеративных началах или требовать перераспределения налогов между регионами и центром и совсем другое - призывать к разделу страны, к искусственному выделению из ее состава части территории, прибегая к лозунгам политического сепаратизма, о которых сказать, что они непопулярны в Италии, значит, сказать слишком мягко. А ведь еще сравнительно недавно «Лига Севера» в одночасье завоевала в спектре политических сил Италии место (наряду с коммунистами) «третьей» силы в парламенте. И правые, и левые приглашали ее к сотрудничеству. Сейчас же, похоже, ее лидер все более агрессивен в высказываниях, чтобы скрыть нарастающую неуверенность. И правда: то прошлой осенью пророчествовал о миллионных толпах сторонников по берегам По, готовых поддержать создание «независимой Падании», - а прибыло лишь несколько десятков тысяч. То не нашлось никого в парламенте, кто хотя бы предупредил его о принятом в последние дни решении провести в стране 27 апреля местные административные выборы. То правительство перехватывает инициативу в вопросах, которые всегда были «коньком» программы «лигистов»: в понедельник, в ходе визита в Баварию, премьер-министр сообщил на пресс-конференции, что через неделю парламент приступит к рассмотрению первых инициатив по будущему федеральному переустройству страны.

Но отступать, как говорится, некуда, и Умберто Босси непреклонен, а его словесные формулировки по-прежнему бьют сходу прямо в глаз: «Наша стратегия - отделение, тактическое оружие - время, а время - это я» (в том смысле, что когда отделяться, решу сам). Пожалуй, звучит посильнее, поосновательнее, поуниверсальнее, чем какое-то там французско-королевское «государство - это я». Чувствуется: человек неуемен в своем желании покорить время, прописаться в истории. Пусть даже в качестве бумажного президента мифической «республики Падания».