UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫШЕЛ КИНАХ ИЗ ТУМАНА… И СНОВА ЗАШЕЛ?

Если вам незнакомо состояние, когда вы отправляетесь в магазин с твердой намеренностью совершить ...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

Если вам незнакомо состояние, когда вы отправляетесь в магазин с твердой намеренностью совершить крупную покупку, но при этом должны выполнить поставленную задачу каким-то образом обойтись без денег, поинтересуйтесь у Анатолия Кирилловича Кинаха — каково это? Рассказывают, что когда во время встречи с представителями депутатского корпуса, на которой глава государства поделился своими планами предложить парламенту в качестве кандидатуры премьер-министра главу УСПП, известный своей непосредственностью и прямолинейностью Михаил Бродский попытался выяснить, по поводу каких министерских портфелей можно вести переговоры с Анатолием Кирилловичем, на лице Президента нарисовалось выражение легкого недоумения. «Вы сначала с первым вопросом разберитесь (с утверждением премьера. — Авт.), — посоветовал народным избранникам Леонид Данилович, — а затем уже о втором думайте».

Словом, финишную прямую на пути к годами лелеемой мечте Анатолий Кинах обречен проходить в суровых условиях отсутствия «конкретных полномочий по кадровым вопросам». Разумеется, джентльменский набор, с помощью которого соискатель премьерского поста обычно заручается депутатской благосклонностью, кадровыми посулами не ограничивается. И обещание подсобить голосами он может получить в обмен на гарантию того, что обязательно учтет интересы держателей этих голосов в своей будущей депутатской деятельности. Однако близость предвыборной страды побуждает основных участников переговорного процесса к самостоятельному контролю над административным ресурсом и бюджетными средствами, без посредников. В такие смутные времена гораздо надежнее обзавестись собственной удочкой, нежели надеяться на то, что тебя накормят другие. Вот и несостоявшийся кандидат в премьеры Виктор Медведчук заявил, что Кабмин должен быть коалиционным как минимум на 50—60 процентов. По некоторым сведениям, объединенные социал-демократы готовы предъявить претензии по меньшей мере на четыре правительственных портфеля. Для Министерства энергетики у эсдеков припасена кандидатура Сергея Полякова, бывшего губернатора Донецкой области, имеющего также опыт работы на посту министра угольной промышленности, для Министерства образования и науки — когда-то уже трудившегося в этом ведомстве Валентина Зайчука, а для министра транспорта — Валерия Черепа. Входит в круг интересов СДПУ(о) и Министерство чрезвычайных ситуаций, которое из-за объемов проходящих через него финансовых потоков и труднопрослеживаемых траекторий их движения является, как выяснилось, самым вожделенным лакомым кусочком правительственного пирога для многих депутатских групп и фракций.

Не прочь делегировать в руководители МинЧС своего человека и «Регионы Украины», лидер которых Владимир Рыбак, категорически опровергая наличие каких-либо требований относительно кадрового состава будущего правительства, одновременно заявляет о готовности его фракции «если будет необходимость, предложить на некоторые должности профессионалов-производственников». Очень хотелось бы «Регионам» иметь своего вице-премьера по аграрным вопросам (в тандеме с «Солидарностью» они готовы ходатайствовать за нынешнего сельхозминистра Ивана Кириленко), министра здравоохранения (Раису Богатыреву) и пару губернаторов. Правда, не мешало бы отметить, что даже перечисленные рекруты в Кабмин от «Регионов» называются с большой неохотой и оговорками, что, мол, на фракции этот вопрос не обсуждался даже в гипотетической форме. Оно и понятно. Небезосновательны, наверное, слухи о том, что донетчане все еще уверены: Кинах — пробный шар, и даже если после него будет выдвинут еще кто-нибудь, рано или поздно неизбежно дойдет очередь до выдвижения Николая Азарова. Не в связи ли с этим на днях состоялись посиделки в номере гостиницы «Национальная» с участием наиболее весомых представителей азаровской партии и лидера украинских коммунистов? Поддержка верных ленинцев нынче дорогого стоит, и очень благоразумно заручиться ею заранее.

Есть претендент в министры здравоохранения и среди «трудовиков» — Юрий Спиженко. На «хлебную» должность в МинЧС «Трудовая Украина» сватает Дмитрия Табачника, которого парламентские острословы называют специалистом, скорее, по созданию чрезвычайных ситуаций, нежели по их ликвидации. Облюбовала она и кресло министра-эколога, наиболее достойным обладателем которого, по мнению ТУ, мог бы стать глава корпорации «Надра Украины», известный в определенных кругах как муж депутата-«трудовички» Валентины Гошовской. С недавних пор в структуре Кабмина ликвидирован комитет, занимавшийся выдачей лицензий на разработку всевозможных месторождений, и его функции переданы Минэкологии. В этом, надо полагать, и кроется разгадка готовности г-на Гошовского поменять довольно престижное и весомое место в корпорации на работу в правительстве. Не совсем понятна ситуация с лидером «Трудовой Украины» Сергеем Тигипко. Поначалу бытовавшая версия о том, что Кинах был выдвинут с условием, что Сергей Леонидович займет в его правительстве пост первого вице-премьер-министра, была опровергнута самим г-ном Тигипко. Это заставило пытливые умы заподозрить экс-вице-премьера в уверенности подстерегающего Анатолия Кинаха фиаско и питаемых надеждах на выдвижение кандидатом номер два. Однако если верить некоторым информированным источникам, шансы на это у Сергея Леонидовича практически нулевые.

Поговаривают, что одно время Президент уже было окончательно утвердился в намерении предлагать Верховной Раде кандидатуру Тигипко. Дала все-таки о себе знать активная лоббистская деятельность Виктора Пинчука как в украинской, так и в российской столицах (как известно, первопрестольная нынче обладает колоссальным влиянием на принятие принципиальных политических решений Киева). Но как утверждают лица, внимательно следящие за тем, кто, когда и сколько раз посещает президентскую администрацию, после трех визитов на Банковую лидера коммунистов, глава государства объявил о своем намерении протежировать Анатолия Кинаха. По словам осведомленных людей, за поддержку Тигипко коммунисты требовали выполнение одного из двух выдвигаемых ими условий: либо оформление договоренности на взаимовыгодной экономической основе, либо твердая гарантия утверждения закона о выборах на пропорциональной основе. И в одном, и в другом им было отказано. Но даже если эта информация неверна, то существует и другая версия, по которой Тигипко получил отвод, не исключающая, впрочем, первую. Рассказывают, будто накануне принятия решения к Ивану Плющу пожаловали парламентские следопыты Григорий Омельченко и Анатолий Ермак, прихватив с собою весомую пачку документов, в которых прослеживаются тесные и, по словам ознакомившихся с бумагами, не совсем благовидные деловые связи между Сергеем Тигипко и Виктором Пинчуком. В случае утверждения главой Кабмина лидера «Трудовой Украины» был поставлен ультиматум, содержание этих документов будет порциями предаваться огласке преимущественно через неотечественные СМИ. После пересказа Иваном Степановичем этого разговора главе государства последний не решился подвергать подобному риску своих «любимцев». Говорят даже, что объявление в итоге кандидатом в премьеры Кинаха вызвало глубокое удивление в высоких московских кабинетах, откуда звонили на Банковую с требованием объяснений. Впрочем перспективы занять одну из ключевых фигур у Сергея Леонидовича остаются. Судя по всему, в ближайшее время не избежать «гонений» главе Национального банка Украины Владимиру Стельмаху. И если они завершатся отставкой Владимира Семеновича, Сергей Леонидович вполне может претендовать на звание главного банкира страны.

Кадровые притязания фракции «Демократического союза» в сравнении с другими весьма скромны. Присмотрев себе в начале портфели трех министров, «демсоюзовцы» решили затем не претендовать на МинЧС (по причине невероятной давки у его дверей желающих завладеть им) и Министерство образования и науки. Остановились на Минздраве, куда прочат Александра Биловола (экс-руководителя корпорации «Ліки України»). Вообще, подопечные Александра Волкова пребывают в глубоком разочаровании по поводу своего союза с социал-демократами. Как показал опыт общения с избирателями, фамилия одного из лидеров СДПУ(о) вызывает у «маленького украинца» не совсем желательные эмоции, отталкивая электорат своей одиозностью. Что касается фракции Зеленых, то, мало надеясь на то, что удастся разжиться хотя бы одной должностью в правительстве, она готова предъявить претензии на целых три: главу Минтранса для Юрия Крука, главу Минюста для Игоря Пухшина (бывшего заместителя министра юстиции, ныне главы Центра развития украинского законодательства) и главу Минэкологии Юрия Самойленко. «Яблоко» облюбовало себе Министерство финансов для Виктора Суслова.

Любопытный расклад в стане правых. Если «Реформы-Конгресс» и Рух Удовенко, следуя ранее задекларированной позиции политики неприсоединения, заявили об отказе голосовать за Кинаха, то из уст лидера Украинского народного руха категорического «нет» пока не прозвучало. Из кругов, близких к УНР, дошли сведения о том, что фракции сделали сколь неприличное, столь и соблазнительное предложение, согласившись на которое она может обеспечить себе половину финансовых расходов на предвыборную кампанию. Если к двумстам десяти голосам, имеющимся, по его же словам, в активе Анатолия Кирилловича, приплюсовать двадцатитрехголосый отряд Юрия Костенко, то вполне можно обойтись без помощи коммунистов. Вот только до неприличия любопытно: кто же это такой щедрый спонсор, нарисовавшийся за спиной г-на Кинаха? Кое-кто кивает на тандем Суркис—Медведчук. Определенная логика в таком ходе мысли присутствует. Не имеющим возможности возвести на премьерский престол своего человека и опасающимся успеха в этом деле своих конкурентов в борьбе за власть и деньги, социал-демократам не остается ничего иного, как попытаться слепить из кажущегося им податливым материалом Анатолия Кинаха фигуру, удобную для них во всех отношениях. Фигуру, которая во время оставшихся до выборов девять месяцев вполне в состоянии сыграть роль главы временного правительства, без ущерба политическим и финансовым планам СДПУ(о). И по сравнению с этим отсутствие у Анатолия Кирилловича полномочий распоряжаться кадровым кабминовским потенциалом выглядит не таким уж большим недостатком.