UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫБОРЫ ИЗБРАННОГО

«Избрание Александра Омельченко столичным мэром состоится в ближайший День Киева». Информация о решении, принятом сессией Верховной Рады во второй день весны, вполне могла выглядеть именно так...

Автор: Сергей Рахманин

«Избрание Александра Омельченко столичным мэром состоится в ближайший День Киева». Информация о решении, принятом сессией Верховной Рады во второй день весны, вполне могла выглядеть именно так. Официально она звучит намного скучнее: «Выборы городского головы Киева назначены на 30 мая».

Если бы киевлянам предстояло отправиться к избирательным урнам завтра, победителя, наверное, можно было бы назвать уже сегодня. Но до проставленной в парламентском постановлении даты еще слишком много (по политическим меркам) времени. Не только остатки снега успеют сойти, обнажив трещины в недавно положенном асфальте. Возможно, успеют сойти на «нет» противоречия главы Киевсовета с одними политиками. Возможно, успеют обнажиться противоречия с другими. Но более всего Александру Омельченко следует опасаться того, что к концу мая до неприличных размеров вырастет трещина, которая (как утверждается) уже образовалась в отношениях первого лица государства и первого лица столицы.

Безусловно, для Президента мэр Омельченко выглядит предпочтительнее мэра Головатого, мэра Бродского либо мэра Косаковского. Сегодня. Поскольку пока признанный знаток архитектуры и бокса не давал Леониду Кучме серьезного повода усомниться в своей верности. Но кто поручится, что после очередного «взятия Киева» Александр Александрович останется таким же преданным? И разве нельзя предположить, что именно обещания поддержать всех и вся на осенних выборах главы государства во многом помогли Омельченко узаконить весенние выборы городского головы?

Зачем председателю Киевсовета выборы весной - понятно. Во-первых, за столь короткий срок мало кто из конкурентов успеет толком «раскрутиться». Во-вторых, получив карт-бланш на три года, он (при той же политической себестоимости) в состоянии серьезно увеличить собственную рыночную цену. В канун президентской кампании спрос на его возможности ожидается повышенный.

Омельченко имеет наилучшие шансы на победу не только за счет форы во времени - его соперники только выходят на дистанцию, а он уже давным-давно стартовал. В его распоряжении внушительный аппарат. В его силах «подключить» к избирательному процессу практически любую коммерческую структуру, работающую в Киеве и желающую здесь работать в дальнейшем. В его планах - повышенный интерес к формированию органов, которые будут обеспечивать проведение выборов. Кому как ни мэру беспокоиться, чтобы в избирательные комиссии попали самые беспристрастные люди!

Омельченко известен. Систематически критиковавшие полновластного хозяина столицы «Киевские ведомости», на мой взгляд, только добавляли ему популярности. «Ручные» СМИ пусть и неумело, но весьма старательно лепят ему имидж «отца киевлян», этакого украинского Лужкова. Который восстанавливает храмы и возводит памятники, раздает квартиры и бесплатные обеды, возвращает во Дворец спорта хоккей и привозит на майдан Незалежности «попсу».

Даже то, что праздник всекиевского волеизъявления по странному стечению обстоятельств совпал с Днем Киева, может сыграть градоначальнику на руку. Если день будет солнечным, а шоу грандиозным (в чем можно практически не сомневаться), то почему бы не заглянуть на избирательный участок и не поддержать такого замечательного человека, который выложил Крещатик такой замечательной плиткой.

Впрочем, в стольном граде Киеве немало и тех, у кого каждый новый подвиг мэра вызывает очередной приступ глухого раздражения. Пенсионера, крайне нерегулярно получающего крайне маленькую пенсию, трудно переубедить в том, что главную улицу страны «оновлювали» не за его счет. Обитателям тесных «хрущоб», сидящим друг у друга на голове и десятилетиями стоящим в квартирной очереди, трудно поверить, что звезды отечественного спорта (которых мэр периодически одаривает ордерами) острее нуждаются в жилье. Привыкшим к периодическому отключению воды, света и тепла жителям столичных «выселок» трудно представить мэра, сидящего дома в телогрейке и при свете парафиновой свечки сочиняющего план дальнейшего обустройства «матери городов русских».

Аргумент, что в Украине тысячи мест, где еще темнее и еще холоднее, не принимается. Описываемой категории избирателей безразлично, что в Шепетовке нет памятника Грушевскому, а в Жмеринку не приезжает Наташа Королева. Но обывателю небезразлично, что у него в микрорайоне не горит ни один фонарь. Он, обыватель, хочет, чтобы снег и мусор убирали не только на Печерске.

Обыватель прав. А посему за право именоваться мэром после 30 мая Омельченко предстоит побороться. Превратить Новобеличи в Липки и дотянуть весь Подол до уровня Андреевского спуска до выборов он явно не успеет. Сделать из «бессарабской руины» второй дворец «Украина» - тоже. Но подпереть «макулановский саркофаг» чем-нибудь, чтоб не рухнул на проезжую часть в самый канун выборов, наверное, имеет смысл. А заодно и самому подпереться поддержкой народных масс. А кто у нас в стране главный по народным массам? Правильно, коммунисты.

То, что без фракции КПУ практически невозможно принять ни одного серьезного решения, известно всем. Закон о столице и постановление о выборах городского головы не являются исключениями. То, что данные документы приобрели юридическую силу, по большому счету, заслуга двух человек - главного киевлянина и главного коммуниста. Александр Александрович убедил Петра Николаевича, а тот, в свою очередь, убедил партию. Именно партию, а не фракцию. По одной из версий, члены парламентской ячейки поначалу без восторга восприняли предложение своего вождя о поддержке постановления, лоббируемого «империалистом» Омельченко. Для того чтобы депутаты-коммунисты утром 2 марта дружно нажали кнопки «за», потребовалось решение коллективных руководящих органов партии.

И что коммунисты нашли в этом Омельченко? Не знаю что, а вот кого, догадываюсь… На днях лидер днепропетровской организации СПУ товарищ Березка во всеуслышание объявил, что партия ищет нового Савву Морозова. Днепропетровские социалисты только начали искать, а вот киевские коммунисты, похоже, нашли. Не случайно недавнее принятие закона о столице странным образом совпало с появлением слуха о том, что столичный горком КПУ готовится к новоселью. Допустить, что улучшение жилищных условий столичных большевиков может произойти без ведома мэра, весьма сложно.

Зато несложно допустить: появление другого слуха - Омельченко не против, если в обозримом будущем место заместителя, ведающего вопросами киевской экономики, займет человек с партбилетом КПУ - впрямую связано с обсуждением вопроса о мэрских выборах. И с той титанической работой, которую команда градоначальника проводила в депутатских кругах. Будучи осведомленными о некотором влиянии, которое Александр Александрович имеет на некоторых законодателей, парламентарии (из числа правых) еще в понедельник предполагали - в среду число сторонников присоединения к МПА СНГ увеличится. Если во вторник Верховная Рада проголосует за майские выборы городского головы.

В свете вышесказанного несколько иное звучание приобретают заявления депутатов-коммунистов, что изменение позиции фракции по поводу сроков проведения выборов мэра связано с аргументацией городской партийной организации. Фактическая поддержка Омельченко представителями КПУ, судя по всему, зиждется на здоровом прагматизме. Есть у коммунистов реальный претендент на победу? Правильно, нет. А с Сан Санычем Киевским твердым ленинцам договариваться легче, чем с Сан Санычем Всеукраинским. По крайней мере, коммунистам так кажется. И не только им.

Омельченко неоднократно заявлял, что добьется своего - и добился. Его заявления выглядели несколько самоуверенными. Но не более самоуверенными, чем обещания его тезки Ткаченко присоединить строптивую Украину к «парламентскому клубу» стран СНГ. Они вообще очень похожи, мэр и спикер. Говорят, что одноименно заряженные частицы отталкиваются. Но политика - не физика, и, похоже, одинаково самодостаточные и в равной степени не поддающиеся внешнему контролю политики почувствовали непреодолимую тягу друг к другу. Версия о том, что экс-агроном и бывший бетонщик подписали «рамочный» договор, предусматривающий не только ненападение, но и взаимное сотрудничество, правдоподобна. Не верю, что 265 голосов за проведение выборов городского головы в мае могли появиться без личного участия товарища Ткаченко.

Столь же активно ратовали за «весенний призыв» мэра объединенные социал-демократы. Что у многих вызвало недоумение.

Во-первых, позиция фракции СДПУ(о) почему-то всегда совпадает с позицией главы государства. А Леонид Кучма, насколько можно судить, не вполне уверен, что столь ранние выборы в Киеве - в его интересах. Такой вывод можно сделать из высказываний Александра Волкова и Александра Турчинова, людей, вхожих к Леониду Даниловичу. Президент в этом вопросе, похоже, придерживался тактики «ни мира, ни войны». Кучма в принципе готов поддержать Омельченко в его желании в очередной раз взобраться на киевский «престол». Но уже начинает сомневаться, поддержит ли его мэр в стремлении в очередной раз взобраться на «престол» всеукраинский. Растет трещинка… 265 голосов (не 300, конечно, но все равно изрядно) - серьезный повод для президентских размышлений. Интересно было бы узнать, что Президент думает по поводу возможных договоренностей между Омельченко и тандемом Медведчук-Суркис. И думает ли вообще?

Вторая «непонятка», связанная с активным участием парламентского «осередка» СДПУ(о) в определении судьбы столичных выборов. Ни для кого не секрет, что некоторые виды на кресло мэра имели сразу двое членов фракции - Григорий Суркис и Борис Андресюк. У Бориса Павловича -большое желание, у Григория Михайловича - большие возможности. Но больших шансов нет, по-моему, ни у того, ни у другого (если, конечно, киевское «Динамо» не выиграет Лигу чемпионов). Добившись проведения выборов в предпоследний день весны, сплоченные социал-демократы лишь увеличили шансы Омельченко. Почему? Что, и они договорились со светлым князем киевским? Зачем? Может, кто-то страхует свой бизнес? Заботится о том, чтобы его коммерция в столице не пострадала, если президентом изберут кого-то не того?

Некоторые политики полагают: если эсдэки все-таки выставят своего кандидата (а им окажется, скорее всего, Андресюк) и если этот кандидат будет реально соперничать с Омельченко, сие будет означать, что Президент сердится. Вполне возможно, что у Леонида Даниловича в скором времени появится повод быть недовольным Александром Александровичем. Вполне возможно, что он заподозрит мэра в двойной, а то и в тройной игре. Но ход с выдвижением и поддержкой другого кандидата - это слишком уж тонко для нашего гаранта. Дабы наказать самовольщика, он, скорее, прибегнет к более действенным способам.

Среди прочих называют три. Первый - признание выборов недействительными с последующим мораторием на выборы повторные. Второй - признание неконституционным закона о столице. Третий - появление «ручного» главы столичной администрации, который серьезно стеснит свободу передвижений всекиевски избранного городского головы.

Дело в том, что никто толком не может объяснить: имеет ли городской глава право быть главой городской администрации? 120-я статья Конституции гласит: «Руководители центральных и местных органов исполнительной власти не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой». Допустим, что быть городским головой для Омельченко - чистой воды творчество. На этот счет есть закон о местном самоуправлении, запрещающий городскому голове совместительство даже на общественных началах.

При очень большом желании Конституционный суд в состоянии найти еще десяток «нестыковок», связанных с распределением полномочий городской власти. Господин Омельченко должен помнить об этом. Как и о том, что есть решение Конституционного суда, в котором без одобрения говорится о совмещении должности руководителя госадминистрации и руководителя Совета.

Словом, если Президент захочет, то управу на городскую управу найдет. А если СДПУ(о) захочет, то выставит своего кандидата в мэры. И шаг этот, по-моему, будет означать не то, что договорились Президент и дуэт Медведчук-Суркис, а то, что не договорились тандем Медведчук-Суркис и Омельченко. А может, и то, что разучились договариваться Суркис с Медведчуком. Между ними, говорят, тоже образовалась трещинка. Вроде бы один из них к Президенту попадает чаще, а другого не всегда с собой берет. Настоящие социал-демократы так не поступают…

Но это все из области гипотез. А реалии таковы: Александр Омельченко уверенной поступью продвигается к креслу, на котором уже сидит. Побеждать в избирательной кампании - удел избранных.

Когда мэр говорит о том, что не видит соперников, он отчасти прав. У Михаила Бродского, может быть, и не поуменьшилось желания, но серьезно уменьшились шансы. Сейчас даже не март 98-го. Скорее всего (по традиции), пойдет Иван Салий, но его участие, вероятно, только поможет Омельченко. Иван Николаевич (да не обидится он на меня), похоже, вольно или невольно подыграет Александру Александровичу. Ярослав Федорин уже «перегорел», «перегорела» и его родная партия - Рух почти наверняка своего не выдвинет. А если и выдвинет, то исключительно с рекламной целью. На шансы Леонида Косаковского (не оставившего попыток доказать, что де-юре именно он все еще мэр) не могут не повлиять проблемы «Громады». Валерий Бабич и Сергей Головатый способны попортить кровь Омельченко, но не покидает ощущение, что им придется портить нервы друг другу.

Испортить игру Сан Санычу способны разве что избиратели. К числу которых, кстати, относится и Президент.